Общественный смотр знаний "Художественный мир Достоевского"

Разделы: Литература


Представленная разработка – общественный смотр знаний в 10-м классе “Художественный мир Достоевского”.

Цели:

  • Образовательные:
    1. Проверить знание фактического материала по творчеству Ф.М.Достоевского (прежде всего роману “Преступление и наказание”).
    2. Закрепить и расширить знания учащихся.
  • Развивающие:
    1. Развивать у школьников познавательный интерес к предмету “литература”.
    2. Развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.
  • Воспитательные:
    1. Воспитывать эстетические взгляды, стремление к совершенствованию своих знаний.
    2. Воспитывать у учащихся умение выступать перед аудиторией в условиях конкурса.
    3. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.

Участники: учащиеся 10 класса и их родители.

Продолжительность смотра: 2 часа.

Жюри: учителя русского языка и литературы.

Оформление кабинета:

  • портрет Ф.М.Достоевского;
  • выставка книг Ф.М. Достоевского, альбомы по творчеству Ф.Достоевского;
  • репродукции картин И.Левитана “Владимирка” и И.Крамского “Христос в пустыне”;
  • лист-плакат с названием игры “Умники и умницы”;
  • на доске – эпиграф;
  • карточки с вопросами для беседы-анализа.

Подготовительные мероприятия: учащимся предложены перечень вопросов и список дополнительной литературы.

Смотр знаний состоит из трех частей:

  • беседа-анализ,
  • игра “Умники и умницы”,
  • итоги смотра знаний.

Беседа-анализ.

Вопросы для беседы-анализа связаны с материалом, изученным на уроках: с творчеством и биографией писателя, с работами критиков, с теоретическими понятиями. В ходе изучения учебного материала, подготовки к игре учащиеся знакомятся с дополнительной литературой.

На смотре учащиеся выбирают карточки с вопросом и отвечают на него, остальные учащиеся при необходимости дополняют ответ одноклассника или вступают в полемику с ним. При желании родители тоже могут вступить в разговор.

Игра “Умники и умницы”.

В основе игры – форма телевизионной передачи “Умницы и умники”, но правила игры адаптированы к школьным условиям.

Правила игры.

Учащиеся разделены на группы: агонистов (непосредственно участников) и теоретиков (зрителей).

Игра проводится в два агона.

На обдумывание вопроса отводится 15 секунд. Если игрок на дорожке дает правильный ответ, то он переходит в следующий этап. В случае неправильного ответа на вопрос агонисты на зеленой и желтой дорожках переходят в следующий этап со штрафным очком (на зеленой дорожке допускаются два штрафных очка, на желтой – одно), а на вопрос отвечают теоретики-зрители.

Для розыгрыша дорожки агонистам перед игрой было предложено творческое задание:

  • для 1-го агона – подготовить рассуждение на тему: “Преступление и наказание” Достоевского – роман вопросов или ответов?”;

  • для 2-го агона – назвать важнейшие политические и философские проблемы, поставленные Достоевским в романе “Преступление и наказание”.

Жюри оценивает ответы учащиеся и распределяет по дорожкам.

1-я часть

Беседа-анализ

… Это был пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть.

Третьяков П.М.

Достоевский – … витязь горестной фигуры.

Тургенев И.С.

  • Вступительное слово учителя

Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и он наряду с Пушкиным обязательно назовет Достоевского.

Ф.М.Достоевский – один из наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Значит, что-то очень важное – и не только для своего народа, но для всего человечества – удалось сказать Достоевскому. Что волновало писателя, какие мысли, чувства он выразил в своем романе “Преступление и наказание” – об этом еще раз поговорим на сегодняшнем смотре знаний.

  • Вопросы для беседы-анализа:
  • Действие романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Исследователи утверждают, что Петербург в романе Достоевского является не только фоном, но и героем произведения. Согласитесь или опровергните данное утверждение.
  • Петербург давит, душит человека, навевает страшные бредовые идеи, одну из которых выражает Раскольников в своей чудовищной теории. Раскройте суть данной теории. В чем современность теории Раскольникова?
  • Что объединяет роман Ф.Достоевского “Преступление и наказание” с главой из романа Достоевского “Братья Карамазовы” “Легенда о Великом инквизиторе”?
  • Что позволило Свидригайлову заявить Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”?
  • Почему П. П. Лужин с первого знакомства вызывает в Раскольникове неприкрытую злобу?
  • Что имел в виду Раскольников, восклицая: “Сонечка, вечная Сонечка! Пока мир стоит!”
  • Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Чего добивался Порфирий Петрович? На чьей стороне победа в этих словесных поединках?
  • Какую роль играют сны в романе Достоевского “Преступление и наказание”?
  • Какую роль играют художественные детали в романе Достоевского “Преступление и наказание”?
  • Что объединяет Раскольникова с Базаровым?
  • Смысл названия романа Достоевского “Преступление и наказание” (краткий ответ).
  • Один из русских писателей отметил такую особенность Достоевского-писателя: “Отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма”. Согласитесь или опровергните данное утверждение, используя материал романа “Преступление и наказание”.
  • Жюри подводит итоги работы учащихся, оценивает ответы.

2-я часть

“Умники и умницы”

I агон

Зеленая дорожка

1. Любимый литературный герой Ф.М.Достоевского.

2. Назовите произведение, при создании которого Ф.М. Достоевский поставил цель: “Изобразить положительно прекрасного человека”.

3. Кто, по мнению Ф.М.Достоевского, является мерой истины и мерой красоты?

4. Освободившись из каторги, Достоевский, по его словам, пережил то же, что и библейский герой Лазарь. Что именно?

Желтая дорожка

1. Как-то В.Г.Белинский строго ответил Н.А.Некрасову: “У вас Гоголи-то как грибы растут”. Какое отношение к Ф.Достоевскому имеет это высказывание?

2. Как, по словам Свидригайлова, выглядит вечность?

3. Раскольников размышлял над отечественной и мировой историей и пришел к выводу, что исторический прогресс осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови, что исторические личности не останавливались перед жертвами, кровью ради осуществления своих целей. Каких исторических личностей Раскольников называет “творцами истории”?

Красная дорожка

1. Какая связь между Евангелием, “Легендой о Великом инквизиторе” Ф.М.Достоевского и одной из картин И.Крамского?

2. В романе Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы” Дмитрий Карамазов рассуждает о борьбе добра и зла, о борьбе дьявола с Богом. Что, по мнению Дмитрия Карамазова, является “полем битвы”?

  • Жюри подводит итоги, определяет победителя агона.

II агон

Зеленая дорожка

1. Книга, которую Ф.Достоевский получил в дар по дороге на каторгу и берег всю жизнь как святыню.

2. На каторге Ф.Достоевский вел “сибирский дневник”, который послужил основой для одного из известных произведений Достоевского. В нем он рассказывает об особом мире, ни на что более не похожем, где были “особые законы, свои костюмы, свои нравы и обычаи и заживо “Мертвый дом”. О каком произведении идет речь?

3. С какими произведениями А.С.Пушкина имеет сюжетное сходство роман Ф.Достоевского “Униженные и оскорбленные”?

4. Какую ситуацию герои романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание” характеризуют следующим образом: “Бабочка сама на свечку летит”?

Желтая дорожка

1. Замените одной формулой рассуждения Раскольникова: “Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?”

2. Стоя на Николаевском мосту, Раскольников глядит на дворцы и памятник, который является героем поэмы известного русского поэта. Назовите памятник.

3. Раскольников обещал Соне прийти к ней и подчеркнул, что “не прощения придет просить, а сказать, кто убил …” и называет жертву. Кого назвал Раскольников?

Красная дорожка

1. Ф.М.Достоевский был отправлен на каторгу по дороге, которая стала героем картины известного художника. Назовите художника и его картину.

2. 60-е годы девятнадцатого века. В 1862 г. и 1866 г. появляются два романа, в которых отразились эпоха, острейшие проблемы современности, идеи, охватившие умы многих молодых людей. “Идеи, которые носились в воздухе,” поработили главных героев этих романов. Назовите романы и главных героев.

  • Жюри подводит итоги, определяет победителя агона.

3-я часть

Итоги смотра знаний

  • Подведение итогов смотра знаний. Выступление членов жюри.
  • Заключительное слово учителя:

“Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”, – писал восемнадцатилетний Федор Достоевский любимому брату Михаилу в 1839 году.

Теперь Достоевский сам стал “тайной” для русской культуры, “тайной”, в разгадывании которой многие искали и ищут ответы на самые мучительные вопросы: веры и безверия, свободы и рабства человека, наконец, исторического пути России и человечества. Не случайно П.М.Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи, писал: “Это был пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть”.

  • Обмен впечатлениями.
  • Учитель благодарит учащихся, гостей.

Приложение