Цели урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы. Проверить знания, умения и навыки учащихся. Изготовить поделки способом оригами «Лиса и журавль» развивать позновательн6ый интерес и творческую активность. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Музыкальные записи, карточки-задания, иллюстрации, рисунки, карта природных зон, карта ЯНАО, название станции, иллюстрация поезда, фишки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, нас ждет необычный урок, урок-путешествие. Это обобщающий урок по теме «Природные зоны России». Я хочу посмотреть как вы знаете эту тему. А также изготовить способом оригами поделки.
Путешествовать мы будем вот на этом поезде, так как наша страна очень большая и пешком идти очень долго. Наш класс – это вагон. Итак, проверим свой багаж, рассаживаемся поудобнее.
2. Работа по теме урока.
Под мелодию песни «Голубой вагон» ученик читает стихотворение.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
1-я станция «Географическая».
- Найди и исправь ошибки в тексте.
(Работа в группах по 4 человека.)
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России - Волга, а самое глубокое озеро -Онежское. Только одна большая река - Енисей - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная - субтропики, самая большая - зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
Ответ:
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России - Обь, а самое глубокое озеро -Байкал. Только одна большая река - Волга - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая - зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.
2-я станция «Зоологическая».
- Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания:
(Работа в парах.)
Богомол Косуля Лось Лемминг Кобылка Северный олень Тупик Рысь |
Арктическая пустыня Субтропики Тундра Степи Зона лесов Пустыни |
Суслик Дельфин Корсак Глухарь Ушастый еж Жук-скарабей Тюлень |
(На доске, вместо названий животных, иллюстрации и рисунки.)
Ответы:
- Арктика - тюлень, тупик;
- Субтропики - богомол, косуля, дельфин;
- Тундра - лемминг, северный олень;
- Степи - кобылка, суслик;
- Зона лесов - рысь, глухарь;
- Пустыни - корсак, ушастый еж.
3-я станция «Ботаническая».
Узнай растение по описанию, запиши название:
(Индивидуальная работа.)
- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники.)
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)
- Это таежное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница.)
- Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель -живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)
- Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)
- Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль.)
- У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
3. Физкультминутка.
Дети выполняют движения под песню «Лесной марш».
4-я станция «Трудовая».
Сегодня на уроке мы должны сделать методом оригами фигуры. А фигуры кого догадайтесь по загадкам.
1.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
2.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
- Изготовление фигур детьми по учебнику «Математика и конструирование» 4-ый класс.
- Расселите своих животных и птиц по зонам их проживания. Где проживает лиса? (Зона лесов.)
Где проживают журавли? (Их несколько видов. Серые журавли – в лесотундре, белые журавли – Стерхи – в тундре (ЯНАО). Журавль-красавка – в степи.) Все эти журавли занесены в Красную книгу, поэтому они проживают в заповеднике или в заказнике.
- Какой из журавлей проживает в ЯНАО и где?
5-я станция «Экологическая».
- Разгадай кроссворд:
(Работа в парах)
- ................ лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
- …............ земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
- Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их …..............
- Неумеренное …............... приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
- От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ….................
(Ответы: 1.Вырубка. 2. Распахивание. 3.Загрязнение. 4. Орошение. 5.Поверхность почв. Ключевое слово: БРАКОНЬЕРСТВО)
- Рассказы детей о названных экологических проблемах.
- Чтение стихотворения Нилы Лычак «Волшебный родник»
(Нила Лычак – поэтесса, тетя ученика данного класса).
Волшебный родник.
- Вечер добрый, девочки, мальчишки
-Добрые и храбрые, трусишки!
Я хочу вам сказку рассказать.
После сказки вы пойдёте спать.В царстве счастье проживало, ласка
-Там родник открылся, будто сказка.
В нём - песочек чистый, золотой.
Месяц плавал - нежный, молодой.
В роднике дно было в самоцветах,
В радужных узорах разноцветных.Кто испил воды из родника
-Успокоился, наверняка.
Ведь вода волшебная была
-Старым и больным - всем помогла.
Молодым захочешь долго быть
-Той воды придётся раздобыть.А вода всё время прибывала
Маленьким и взрослым помогала.
Вот плохой об этом властелин
Услыхал. Владеть хотел один
Тем волшебным дивным родником
С месяцем, цветами и песком.
Криком начал всех он оглушать:
- Всё отныне здесь моё теперь!
Не пройдёт ни человек, ни зверь!
И поставил он забор железный.
А наутро - чудо вдруг исчезло
-Властелин и сказка с родником!
Всё ушло под землю прямиком.Издевательство терпеть не смог
Наш родник.
Растёт чертополох...
Дети, хорошо запоминайте:
Сказку, счастье, радость - охраняйте!
Победит добро. И непременно
Сгинет зло. Исчезнет зло мгновенно.
Надо вместе всем беречь природу:
Край родной, леса, цветы и воду!
4. Итог урока.
- Как мы будем относится к природе?
-Что может сделать каждый из вас для защиты окружающей среды?
Выставление оценок.
Литература:
- О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. -М.: ВАКО, 2006.
- А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс. –М.: Просвещение, 2006.
- С.И. Волкова. Математика и конструирование 4 класс. –М.: Просвещение, 2004.