Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум).

Цели урока:

  • Образовательные:
  1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Вводные слова и предложения”.
  2. Проверить знания , умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
  • Развивающие:
    1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
    2. Развивать умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной речи
    3. Развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе ( фронтальная и индивидуальная работа).
    4. Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.
    5. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.
    6. Обогащать активный словарный запас школьников.
    7. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при решении сложных орфографических и пунктуационных задач.
  • Воспитывающие.
  1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.
  2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Форма урока: урок-практикум.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Синтаксическая разминка.
  3. Проверка домашнего задания:

а). опрос учащихся;

б). работа в творческих группах

(использование вводных слов в разных стилях речи).

  1. Работа с текстом

(повесть И.С.Тургенева “Ася“ ).

  1. Работа с таблицей

“ Отличие вводных слов от членов предложения”.

  1. Тестирование (использование элементов программирования).
  2. Закрепление и обобщения материала.
  3. Заключительная часть:

а). подведение итогов урока;

б). выставление оценок учащимся;

в). объяснение домашнего задания.

Оборудование урока:

  1. Плакаты с высказываниями И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя о красоте русского слова
  2. Портреты И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя .
  3. Таблицы:
  1. 1). “Группы вводных слов по значению“ (приложение);
  2. 2). “Отличие вводных слов от членов предложения “ (приложение);
  1. Пакеты заданий для индивидуальной работы учащихся: тесты, таблицы
  2. (приложение).

  3. Тексты художественных произведений И.С.Тургенева ( “Ася “).
  4. Технические средства обучения: магнитофон.
  5. Реквизит для работы творческих групп:
  • фотоаппарат;
  • микрофон;
  • элементы костюмов;
  • химические приборы;
  • текст песни с вводными словами, составленный учащимися для данного урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Оформление доски:

  1. Дата.
  2. Эпиграф урока.
  3. Тема урока.
  4. Запись предложений с вводными словами для синтаксической разминки.
  5. Таблица “Отличие вводных слов от членов предложения “.

Звучит музыка Г.В.Свиридова.

Учитель:Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”. Н.В.Гоголь .

- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах и предложениях.

Мы должны проверить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные конструкции в устной и письменной речи.

- В начале урока, как обычно, синтаксическая разминка.

2. Синтаксическая разминка.

Учитель: - Внимательно прочитай (про себя) эти предложения. (см. Приложение )

В качестве синтаксической разминки предлагаю следующие предложения записанные на доске.

Внимательно прочитайте их.

- Как вы думаете, в каком порядке должны следовать предложения , чтобы получился текст?

(- Б, ,Г , В, А)

- Правильно.

- Прочитайте текст. ( дети читают ).

- А вы обратили внимание, что в одном из предложений допущена пунктуационная ошибка? Какая?

(-Да. В предложении под пунктом “Б “ после вводной конструкции “как известно “ надо поставить запятую).

Учитель. –А теперь запишите этот текст в тетрадь, отмечая у вводных слов их значения.

(Ученики записывают в тетрадь).

-Ребята, найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: [– = ], [ = – ]. – Кто уже нашел? (Дети читают предложение “ А”).

- Скажите, а есть в тексте односоставные предложения?

(- Есть. Это предложение “В”: Безусловно, незыблемых норм не бывает.)

- А какое это односоставное предложение?

(- Это предложение безличное, с одним главным членом предложения – сказуемым, выраженным безличным глаголом “быть” в отрицательной форме).

- Хорошо. А какие еще вводные слова вы обнаружили в тексте и каково их значение?

(- “безусловно и несомненно” - вводные слова с большей степенью уверенности;

“Как известно” - вводное предложение со значением источника сообщения).

3. Проверка домашнего задания.

1). Опрос учащихся.

Учитель. А теперь, приступая к проверке домашнего задания, вспомним, какие другие значения вводных слов вы знаете?

(Дети называют значения вводных слов без примеров.)

(Как уже говорили, значение различной степени уверенности: большей и меньшей;

2) различные чувства( грусть, тоску, печаль, радость, удивление, восхищение);

3) порядок мыслей и их связь;

4)источник сообщения (т.е.кому принадлежит сообщение);

5) замечание о способах оформления мыслей.

Учитель. –Правильно. А вводные слова являются членами предложения?

( Нет, не являются членами предложения.)

- А как правильно выделять вводные слова и предложения в устной и письменной речи?

( Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, т.е.паузами и сравнительно быстрым произнесением, а на письме выделяются запятыми. Иногда вводные предложения выделяются скобками или тире).

Учитель. –А какие слова никогда не являются вводными?

Учитель.- А чем еще могут выражены эти значения?

Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: 1). Метель, безусловно, скоро кончится ( вводное слово) и Метель, я уверен, скоро кончится (вводное предложение) ; 2). Теперь, по-моему; медлить нельзя (вводное слово) и Теперь, я думаю, медлить нельзя (вводное предложение).

Учитель. - Правильно. А кто дополнит ответ?

Вводные слова могут стоять только в определенном месте в предложении?

( - Вводные слова могут стоять в начале, в середине или конце предложения. На письме они выделяются запятыми).

Учитель.- Ребята! А как вы отличите вводные слова и предложения от других конструкций?

( - Вводные слова можно “изъять“ из предложения, и смысл высказывания от этого почти не изменится).

Учитель. - А о чем еще следует помнить?

( - Одни и те же слова могут употребляться и как вводные слова, и как члены предложения).

Учитель. – Правильно. Давайте понаблюдаем.

( Наблюдение по таблице “Отличие вводных слов от членов предложения“.) (см. Приложение ).

Учитель. – Ребята! А какие еще слова, кроме вводных не являются членами предложения.

( -Также, как и вводные слова, обращения и междометия не являются членами предложения).

2). Проверка творческих домашних заданий.

( работ в группах)

Учитель.Ребята, дома вы должны были понаблюдать за тем, как вводные слова и предложения могут использоваться в разных стилях речи, применив полученные на уроках знания о вводных словах.

2)а) Итак, попросим свое домашнее задание продемонстрировать группу, отвечающую за художественный стиль речи.(Группа ребят представляют свои наблюдения,

как вводные слова и предложения используются в поэтических текстах)

Учитель. Прекрасно справились с домашним заданием.

Мы увидели как важны вводные слова и предложения в поэтическом тексте. Они нужны для выражения чувств, мыслей, переживаний, эмоций героев и авторов художественных произведений.

2)б) Приглашаем 2-ую творческую группу, которая должна показать применение знаний о вводных словах и предложениях в публицистическом стиле.

( репортаж из библиотеки)

Корреспондент: Самое главное в профессии журналиста – наблюдательность и умение общаться с представителями разных профессий.

Наш сегодняшний репортаж мы ведем из школьной библиотеки, директор которой, Книжинская Наталья Юрьевна, любезно согласилась дать нам эксклюзивное интервью.

Уважаемая Наталья Юрьевна! Скажите, пожалуйста, умение читать можно назвать искусством?

Директор библиотеки. – Умение читать, действительно, настоящее искусство. Как справедливо отмечают библиофилы (так называют любителей и собирателей книг), каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Итак, вы готовы к чтению. В добрый путь!

Корреспондент. – Спасибо, Наталья Юрьевна! Вы очень интересно рассказали о том, как правильно пользоваться книгами. Но в вашей речи прозвучало слово “библиофил“ . Я думаю, что ребята хотя и слышали его, но не все еще знакомы с лексическим значением. Не могли бы Вы объяснить его происхождение?

Директор библиотеки. - Библиофил – это любитель и собиратель книг.

Учитель. - Ребята! А какие однокоренные слова можно подобрать к слову “библиофил“?

( библия, библиография, библиофильство, библиотека, библиотекарь)

Правильно. А каково значение элемента слова “тек“?

Директор библиотеки. – Элемент слова “библиотека“ - “тек“ обозначает “вместилище “ , “ ящик “.

Корреспондент. – Благодарю. Спасибо за интересный и познавательный рассказ.

Вывод учителя: - Итак, ребята, какую же роль играют вводные слова и предложения в публицистическом стиле?

В публицистическом стиле вводные слова:

  1. Указывают на источник сообщения.
  2. Помогают логически связывать темы сообщений между собой.
  3. Делают нашу речь более понятной и демократичной.

Учитель.- Мы с вами говорим о практическом использовании вводных слов. А какая практика без науки? Ни одну статью, ни один доклад или диссертацию нельзя написать без вводных слов. Давайте убедимся в этом, наблюдая за представителем науки.

- Попрошу выйти сюда кандидата филологических наук, профессора Синтаксова Андрея Львовича, который прибыл к нам с конкретной целью. А впрочем, он сам вам расскажет.

( Выступление представителя творческой микрогруппы с применением вводных слов в научном стиле речи )

Профессор. – Мне сказали, что многие ребята теряются, когда их просят сделать синтаксический разбор предложения. Но ведь для этого нужно всего лишь запомнить порядок разбора. И сегодня я поведаю вам об этом . Для того, чтобы грамотно выполнить синтаксический разбор предложения, надо:

во-первых, внимательно прочитать и записать оное;

во-вторых, дать характеристику предложения; надеюсь , это вы уже освоили к 8-му классу;

в-третьих, выделить грамматическую или грамматические основы;

в-четвертых, указать какими частями речи выражены слова в предложении.

А еще – разобрать по членам , определить особенности грамматической основы и выяснить, чем осложнено предложение, и, наконец, составить схему.

Таким образом вы, молодые люди, сможете грамотно осуществить синтаксический разбор предложения.

Если возникнут еще какие-нибудь трудности, обращайтесь ко мне, я буду всегда рад вам помочь.

- До свидания.

Учитель.- А сейчас приглашаем к нам в гости профессора , доктора химических наук Мензуркина Владислава Олеговича и его ассистента профессора Пробиркину Ольгу Анатольевну .

( Выступление творческой группы с применением вводных слов в научном стиле речи. Проведение опыта с грязными и чистыми руками).

Химический опыт ( поднос с колбой и пробирками, мыльная вода).

Профессор. – Итак, начнем.

Ассистентка. – Нам нужны 2 добровольца из аудитории ( выходят 2 учащихся )..

- Вы должны быстро вымыть руки с мылом и часть воды налить в колбу ( добровольцы отворачиваются).

Профессор:- ( В сторону тихо ) А сейчас мы посмотрим, кто, действительно, промыл руки с мылом ( с иронией ).

Ассистентка: - Что же, профессор, вы собираетесь делать?

Профессор : - Сейчас увидите.

( добровольцы подходят к профессору и дают 2 колбы).

При попадании мыла в воду , во-первых, образуется раствор щёлочи;

во-вторых, при добавлении фенолфталеина у смеси должен появиться малиновый цвет или малиновый оттенок.

Значит, мыло присутствует вот в этой пробирке.

Ассистентка: - Следовательно, мы видим , что руки с мылом вымыл только 1 человек.

Профессор: - Иначе говоря, все тайное становится явным.

Учитель:- Молодцы, ребята! Настоящие артисты.

Итак, наблюдая за выступлением творческих групп, вы убедились, что вводные слова помогают систематизировать научную информацию, настраивают на логическое мышление.

4. Работа с текстом.

Учитель.- Ребята! А теперь откройте свои учебники-хрестоматии по литературе на стр.253 – повесть И.С.Тургенева “Ася “.

Задание 1: Выпишите предложения с вводными конструкциями из I и II глав повести.

Задание 2: -Написали? Прочитайте эти предложения , соблюдая правильную интонацию ( пауза и сравнительно быстрый темп произнесения).

Задание 3: - Объясните постановку знаков препинания.

( вводные слова на письме выделяются запятыми, а вводные предложения заключаются в скобки, если что-либо поясняют , не зависимо от того , где стоят вводные конструкции: в начале , в конце или в середине предложения).

Задание 4: ( Наблюдение за изменением смысла предложений без употребления в них вводных слов).

Задание 5: -Назовите значения этих вводных слов ( в 1-ом предложении слово “итак “ обозначает порядок мыслей и их связь;

во 2-ом предложении “правду сказать“ – вводная конструкция обозначающая способ выражения мыслей;

в 3-м предложении вводное слово “точно“ обозначает уверенность в истинности сообщения ).

Задание 6: - А теперь попробуйте переставить эти вводные конструкции

Учитель. – А теперь прочитайте эти же предложения без вводных слов и подумайте, какие происходят изменения.

( Ученики читают).

Учитель.Изменился ли смысл в высказывании?

  1. Почти не изменился. Содержание предложения не до конца выражает мысль автора.
  2. Вводное слово “итак “ акцентирует внимание читателя на содержание повествования.
  3. В других предложениях утверждения автора получаются категоричными.

Учитель. – Я вижу , ребята, что вы можете находить в тексте вводные слова.

5.Тестирование. Контроль и самопроверка знаний.

Учитель. Сейчас вы сможете проверить полученные знания, опираясь на свою память и внимание.

На каждом столе лежит определенный вариант теста. Подобные работы мы выполняли с вами не раз.

Отметьте карандашом правильный ответ . Как только завершите работу, сразу передавайте бланк на учительский стол.

Моих ассистентов, сидящих за первыми столами попрошу сразу же помочь проверить тесты. Свои работы отдайте ассистентам за соседним столом, а ключ ответов возьмите на учительском столе.

Итак, приступили к работе.

Учитель. - Передайте выполненные работы на 1-ые столы.

6. Обобщение.

Учитель. - Что же мы выяснили на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы обобщили полученные знания о вводных словах и предложениях. Научились находить их в тексте, выделять их знаками препинания и использовать в своей речи.

Выяснили, что:

  • вводные слова выступают как средство субъективной оценки сообщения;
  • вводные слова служат средством связи предложений в тексте.

Стихотворение А.Кушнера “Вводные слова “.

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут “К счастью… “
И потом
Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех , не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова “во-первых”, “во-вторых “,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.

7. Подведение итогов урока.

Учитель.- Пока ассистенты проверяют ваши работы, подведем итоги.

( Выставление оценок)

8. Объяснение домашнего задания.

  1. Ответить на вопросы – стр.136.
  2. Написать сочинение – миниатюру на тему “Что дают мне книги “, опираясь на план упр.283 и используя вводные слова.

9. Дополнение к уроку.

Учитель.- В качестве” заключительного аккорда” слово предоставляется последней творческой группе , которая использовала вводные слова и предложения в разговорном стиле речи.

- Мы приглашаем к нам в класс восходящих звезд эстрады, молодых и талантливых артистов. Они любезно согласились дать интервью нашему школьному корреспонденту.

Интервью:

Корреспондент.- Добрый день, уважаемые гости!

Артисты. Оля .- Здравствуйте, друзья!

Дима.- Мы очень рады вас видеть.

Корреспондент.- Позвольте задать вам несколько вопросов.

Артисты. – Пожалуйста.

Корреспондент.- Каково, по вашему мнению, будущее Российской эстрады?

Артисты. Дима.- Безусловно, вопрос очень интересный.

Оля.- Я думаю, что пока на эстраде все ниши занимают одни и те же звезды,то, конечно, молодым исполнителям будет трудно пробиться на музыкальный Олимп.

Корреспондент.- Вы считаете, что у молодежи нет шансов выдвинуться?

Артисты. Дима. – Разумеется, есть.

Оля.- Ведь молодежь в нашей стране самая лучшая и самая талантливая. А главное, вы сейчас в этом сможете убедиться.

( После интервью “артисты “ исполняют песню на слова , которые сами сочинили к сегодняшнему уроку, используя вводные конструкции.

Музыка из мультфильма “Львенок и черепаха “)

  1. – Москва, “Просвещение”,2001 Автор учебника-хрестоматии Г.И.Беленький.
    с. 254 “Литература“ 8 класс
  2. – с. 256 ”Литература“ 8 класс
  3. - c. 258 “Литература” 8 класс