Занятие по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию по программе "Волна" с применением арттерапевтических методик (для детей младшего школьного возраста)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: обучение учащихся правильному координированному диафрагмальному дыханию.

Задачи:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • оптимизация психофизиологического состояния детей;
  • снятие механизмов психологической защиты: демонстративности, негативизма, агрессии;
  • коррекция тревожности, негативных установок;
  • развитие умений психологического контроля через контроль за физиологическим состоянием;
  • развитие воображения.

Методы, используемые на занятии: рисуночная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, метод функционального биоуправления.

Материалы: бумага, цветные мелки, карандаши, фломастеры, силуэт человека, цветные карточки.

Оборудование: магнитофон, компьютер, компьютерная приставка «Волна – 03», музыкальные произведения Ф. Шопен «Прелюдия №4, №13»

Место проведения: компьютерный класс

Группа: 4–5 человек

Длительность: 35 мин.

Этапы занятия:

I. Вводный этап: (12 мин.)

  1. Упражнение «Давайте поздороваемся!» (2–3 мин.)
  2. Эмоциональный разогрев (5–6 мин.)
  3. Диагностическое задание (цветотерапия) (5 мин.)

II. Основной этап: (18 мин.)

  1. Дыхательные упражнения (с использованием музыкотерапии) (8 мин.)
  2. Работа с биотренажером (10 мин.)

III. Заключительный этап: (3–5 мин.)

  1. Упражнения на восстановления дыхания (с использованием музыкотерапии) (2–3 мин.)
  2. Итог занятия, ритуал прощания. (1–2 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводный этап

1. Упражнение  «Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие, посредством двигательной активности.

Ведущий: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом? (Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом.

Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

2.Игра «Все вместе!»

Цель: снятие эмоционального напряжения, обеспечение возможности действовать сообща, в группе.

Материалы: мелки для рисования или листы газет.

Ведущий заранее делит детей на 2 группы.

Ведущий:  Вы видите перед собой на полу небольшой остров (составленный из газет). Мне очень интересно, сколько человек может поместиться на этом островке? Чья команда быстрее всех разместится на острове, та и победит.

Усложнение задачи: уменьшение пространства газеты.

Игра выполняется под музыку.

3. Диагностическое задание «Цвета настроений»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Ведущий. Вы знаете, что у любого человека бывает хорошее или плохое настроение. А какое сейчас настроение у каждого из вас? Я предлагаю вам взять силуэты человека и разукрасить теми красками, которыми можно передать ваше настроение.
Во время рисования ведущий обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, непохож на других.
Давайте рассмотрим у кого что получилось. Посмотрите друг у друга рисунки и найдите тех ребят, у кого цвета силуэта человека  совпадают с вашим цветом.

Психолог диагностирует по цвету эмоциональное состояние ребенка.

II. Основной этап

1. Дыхательная гимнастика с использованием музыкотерапии

– Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький – маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой!

– Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуем сдуть его медленно- медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко.

– Далее усложняем задачу.

2. Упражнение «Задуть воображаемую свечу»

– Положите  ладони рук  на  ребра. Вдохните и начинайте "дуть  на свечу". Обратите  внимание,  как  природа  замечательно координирует ваши  действия: воздух из легких выходит постепенно и  плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по  мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении,  когда  взятый  воздух, должен распределиться  на  всю фразу,  а не сбрасываться на первых ее звуках.

3. Упражнение «Музыкальные слоги»

Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную  второго  слога  потянуть, послушать: "МА-МА".  Все время  проверять правильность  ощущений,  контролировать  дыхание.   Слушайте  свое  объемное звучание, которое  "наполняет"  пространство  вашего  тела от  твердого неба (головы), до  нижних  ребер, проходя  через широкое, раскрытое  горло.  (Как через горло кувшина льется вода).  Тесситура удобная. Слога  произносить  не торопясь.  Между   слогами  пауз  не   делать.  Дыхание  брать,  когда   оно заканчивается. Следите,  чтобы смена слога,  смена гласной не меняла  краски звука, его объема и силы.

     МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА

     МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО

     МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ

     МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ

     МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ

Это упражнение развивает продолжительность  дыхания, оно дает "услышать то усилие", которое  необходимо сделать,  чтобы различные  гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову, его фундамент - грудь, диафрагму.

4. Работа на биотренажере (Приложение)

Этапы работы

Время

1. Постановка дыхания  
  – работа 2 мин.
  – отдых 1 мин.
2. Обучение дыханию  
  – работа 3 мин.
  – отдых 1 мин.
3. Закрепление навыка  игра «Бабочка»  
  – работа 3 мин.
  – отдых 1 мин.

III. Заключительный этап

1. Упражнения на восстановление дыхания с использованием музыкотерапии

Упражнение "Ладошки"

Можно делать стоя или сидя.
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте.

Упражнение "Кошка"

Можно делать также сидя на стуле.
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

2. Итог занятия

Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о занятии. Выберите понравившийся вам цвет (цветные карточки) и подарите друг другу.

Анализ занятия:

– Понравилось ли тебе занятие?
– Легко ли тебе было работать на тренажерах?  
– Какое упражнение у тебя получилось, а какое ты выполнить не смог?

Ритуал прощания

Ведущий:  Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам попрощаться друг с другом. Но прощаться с вами мы будем необычным способом. Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг. На раз, мы расходимся друг от друга как можно дальше, на два – возвращаемся друг к другу  и говорим «БАЙ – БАЙ»

На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

Список используемой литературы:

  1. Методическое пособие «Волна» (обучение диафрагмальному дыханию)/ НПФ «Алматея»/ составители В.Ю. Ледина, Н.А. Зубова/ Санкт-Петербург, 2003 г.
  2. Харитонова Л.Г. Учебно-оздоровительная программа дыхательной гимнастики для младших школьников с различным уровнем здоровья: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Харитонова, В.П. Гогольчева. – Омск: СибГАФК, НИИ ДЭУ, 1999.
  3. С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина Навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ «Генезис»/ Москва, 2004 г.
  4. Н.Н. Ежова Рабочая книга практического психолога/ «Феникс»/ Ростов-на-Дону, 2007 г.