Цели урока:
- выяснить какое значение имели технические изобретения и открытия для развития хозяйства Европы в XI–XV веках;
- развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способность к анализу;
- поддерживать интерес к всемирной истории.
Оборудование: мультимедийная презентация «Технические изобретения и открытия в XI–XV веках» (Приложение).
Основные понятия: водяной двигатель, домны, мушкеты, каравелла.
Личности: Иоганн Гуттенберг.
Повторение темы «Могущество и упадок Османской империи»
Творческое устное задание: составить рассказ от имени очевидца «Взятие турками Константинополя», «Янычары на службе у султана».
Беседа учащимися.
– Что такое империя? Каковы признаки империи
были у турецкого государства?
– Перечислите славянские государства,
завоеванные турками.
– Как султану удавалось руководить таким
огромным государством?
– Что стало причинами ослабления империи.
План изучения нового материала.
- Усовершенствование водяного двигателя.
- Новое в металлургии и обработке металлов.
- Военная техника.
- Развитие мореплавания и кораблестроения.
- Начало книгопечатания.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы начинаем изучать тему «Культура Европы в XI–XV веках». Давайте вспомним, что мы понимаем под словом – Культура, какие составные части входят в данное понятие.
Ответы учащихся.
Вопросы учителя:
– Обратите внимание на тему урока и
сформулируйте цели нашего урока.
– Для чего мы с вами будем изучать данную тему.
Ответы учащихся.
Учитель: Период XI–XV веков богат изобретениями и усовершенствованиями, которые надолго вошли в обиход людей. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времен. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.
Учащимся предлагается изучать тему, самостоятельно работая с учебником, заполняя таблицу. Ряд учащихся готовили к данному уроку сообщения.
Исходный вид таблицы.
Изобретение, открытие |
Где применялось |
Значение изобретения, открытия |
Водяной двигатель. Слайд 2 | Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги | Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда. |
Доменная печь. Слайд 3 | металлургия | Увеличилась качествои количество производства металла. |
Механические часы. Слайд 4 | Повсеместно, в быту | Более точное определения времени |
Вороты, домкраты, подъемные краны, поршневые насосы, землеройные машины. Слайды 5, 6 | Горное, строительное дело | Облегчен труд людей. |
Огнестрельное оружие (пушки, мушкеты). Слайд 7 | Военное дело | Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием. |
Компас, астролябия, Каравелла. Слайды 8, 9 | мореплавание | Возможность выхода в открытое море,
определение местонахождения корабля. Развитие торговли |
Печатный станок. Слайд 10, 11 | Образование, наука | Распространение знаний |
Во время заполнения таблицы затруднения
возникают при заполнении третьего столбца.
Заполнение таблицы сопровождается показом
слайдов № 2–8.
Учащиеся знакомят одноклассников с
дополнительным материалом, который взят из
энциклопедий «Аванта +».
Вопросы для беседы с учащимися:
– Сравните новые изобретения с ранее
применяемыми.
– Продолжите фразу французского монаха «со
многих точек зрения железо более полезно, чем
золото. Без железа народ не смог бы…»
Темы сообщений учащихся:
- Иоганн Гуттенберг.
- Средневековое морское судоходство.
- Порох и огнестрельное оружие.
- Определение времени древними и средневековыми людьми.
Список литературы:
- Энциклопедия для детей «Аванта +». Техника. Москва, «Аванта +», 2001.
- Энциклопедия для детей «Аванта +». Средние века. Москва, «Аванта +», 2001.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное пособие.