Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • выяснить  какое значение имели  технические изобретения и открытия для развития хозяйства Европы в XI–XV веках;
  • развивать  самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способность к анализу;
  • поддерживать интерес к  всемирной истории.

Оборудование: мультимедийная презентация «Технические изобретения и  открытия в XI–XV веках» (Приложение).

Основные понятия:   водяной двигатель, домны, мушкеты, каравелла.

Личности: Иоганн Гуттенберг.

Повторение  темы «Могущество и упадок Османской империи»

Творческое  устное задание: составить рассказ от имени очевидца «Взятие турками Константинополя», «Янычары на службе у султана».

Беседа  учащимися.

– Что такое империя? Каковы признаки империи были у турецкого государства?
– Перечислите славянские государства, завоеванные турками.
– Как султану удавалось руководить таким огромным государством?
– Что стало причинами ослабления империи.

План изучения нового материала.

  1. Усовершенствование водяного двигателя.
  2. Новое в металлургии и обработке металлов.
  3.  Военная техника.
  4. Развитие мореплавания и кораблестроения.
  5. Начало книгопечатания.

Вступительное слово учителя.  Сегодня мы начинаем изучать тему «Культура Европы в XI–XV веках». Давайте вспомним, что мы понимаем под  словом – Культура, какие составные части входят в данное понятие.

Ответы учащихся.

 Вопросы  учителя:

– Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
– Для чего мы с вами будем изучать данную тему.

Ответы учащихся.

Учитель: Период XI–XV  веков богат изобретениями  и усовершенствованиями, которые надолго вошли в обиход людей. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времен. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то в какой стране,  в каком веке произошло то или иное открытие.

Учащимся предлагается изучать тему,  самостоятельно работая с учебником, заполняя  таблицу. Ряд учащихся  готовили к данному уроку сообщения.

Исходный вид таблицы.

Изобретение, открытие

Где применялось

Значение изобретения, открытия

Водяной двигатель. Слайд 2 Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.
Доменная печь. Слайд 3 металлургия Увеличилась качествои количество производства металла.
Механические часы. Слайд 4 Повсеместно, в быту Более точное определения времени
Вороты, домкраты, подъемные краны, поршневые насосы, землеройные машины. Слайды 5, 6 Горное, строительное дело Облегчен труд людей.
Огнестрельное оружие (пушки, мушкеты). Слайд 7 Военное дело Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.
Компас, астролябия, Каравелла. Слайды 8, 9 мореплавание Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля.
Развитие торговли
Печатный станок. Слайд 10, 11 Образование, наука Распространение  знаний

Во время заполнения таблицы  затруднения возникают при заполнении третьего столбца.
Заполнение таблицы сопровождается показом слайдов № 2–8.  
Учащиеся знакомят одноклассников с  дополнительным материалом, который взят из энциклопедий «Аванта +».

Вопросы для беседы с учащимися:

– Сравните новые изобретения с ранее применяемыми.
– Продолжите фразу французского монаха «со многих точек зрения железо более полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы…»

Темы сообщений учащихся:

  1. Иоганн Гуттенберг.
  2. Средневековое морское судоходство.
  3. Порох и огнестрельное оружие.
  4. Определение времени древними и средневековыми людьми.

 Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей «Аванта +». Техника. Москва, «Аванта +», 2001.
  2. Энциклопедия для детей «Аванта +». Средние века. Москва, «Аванта +», 2001.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное пособие.