Оборудование.
- карта звёздного неба,
- плакат “Солнечная система”,
- глобус,
- аппарат теллурий,
- мультимедиа.
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Экспресс – опрос (проверка знания предметной терминологии):
- наука о космических телах,
- человек, занимающийся астрономией,
- прибор, с помощью которого наблюдают за небесными телами,
- первый человек, побывавший на луне,
- солнце и движущиеся вокруг него небесные тела,
- видимая граница неба и земной или водной поверхности,
- небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе,
- небесное тело, спутник Земли светящийся отражённым солнечным светом.
Проверка в парах по словарю. Ответы: астрономия, астроном, телескоп, Нил Армстронг, солнечная система, горизонт, звезда, луна.
3. Работа в группах по вопросникам (2 группы, в каждой группе по 5 человек, консультант проверяет знание материала, отмечает в учётной ведомости; учитель наблюдает, помогает)
Образец вопросника (учащиеся дома готовят вопросник)
- какие космические тела знаете?
- что такое солнце?
- почему с Земли Солнце кажется небольшим?
- какова температура Солнца7
- движется ли Солнце?
- что происходит во время особенной активности Солнца?
- какие меры предосторожности надо применять во время активного Солнца?
- чем отличаются планеты от звёзд?
- что составляет солнечную систему?
- естественный спутник Земли?
- ещё у каких планет есть естественные спутники?
- самая большая планета солнечной системы?
- самая маленькая планета солнечной планеты?
- самая близкая планета солнечной системы?
- самая далёкая планета солнечной системы?
Учётная ведомость.
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
итог |
Ирина | п |
п |
д |
н |
д |
п |
н-о |
п |
н |
д |
н |
д |
п |
н-о |
п |
4 |
Обозначения: п – правильный ответ; н – неправильный ответ; н-о –неполный ответ; д – дополнения
4. Работа с тестами.
5. Открытие нового.
Работа в группах. Отгадать кроссворд по начальным буквам, назвать тему урока.
- какой промежуток времени составляют 365 суток?
- какое время года составляют: июнь, июль, август?
- что делают планеты со светом Солнца?
- какого цвета Солнце в пустыне?
- седьмая планета солнечной системы?
- шестая планета солнечной системы?
Учитель. Что вы знаете о глобусе?.
Высказывание детей.
Просмотр фильма .
Учитель. Подтвердились ли ваши знания о глобусе?
Ученики. Глобус – это модель Земли. Он показывает форму и её поверхность. Но размеры Земли уменьшены на глобусе во много раз. Голубым цветом на глобусе обозначена вода, зелёным – равнины, жёлтым – пустыни, коричневым – горы. Север на глобусе – вверху, юг – внизу, справа – восток, слева – запад. Самая северная точка нашей планеты – Северный полюс, самая южная точка – Южный полюс. На одинаковом расстоянии от полюсов проходит воображаемая линия – экватор. Чтобы объехать всю Землю, нужно проделать путь в 40 тыс. километров. Это и есть длина экватора. Одна из наук, изучающая нашу планету – география (в переводе с греческого языка означает землеописание). Первый глобус, известный сейчас учёным, появился 500 лет назад. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году и назвал земным яблоком.
С применением прибора теллурия учитель объясняет смену дня и ночи, времён года. Закрепление материала. Работа с учебником, тетрадями. Обсуждение в парах.
6. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.