Тема урока: «Решение экономических задач в электронных таблицах. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли»
Цель урока:
- обучающая – научить применять компьютерную информационную технологию обработки числовой информации на примере поведения фирмы?монополиста, максимизирующей прибыль;
- развивающая – содействовать развитию экономического мышления через анализ поведение фирмы-монополиста; выбирать программное обеспечение для решения конкретных экономических задач развивать образное мышление, развивать мыслительные операции обобщения и систематизации;
- воспитывающая – воспитывать гуманные отношения на уроке (т. е. отношение к другим людям через товарищество, дисциплинированность, вежливость, ответственность, честность), повысить активность творческой деятельности учащихся.
Этапы урока:
I. Организационный
– приветствие учащихся;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания.
II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:
1. Сообщение темы урока.
2. Постановка цели урока – сегодня на уроке вам
предстоит построить модель расчета оптимального
объема выпуска товаров фирмой-монополистом
средствами компьютерной информационной
технологии, для этого необходимо применение
знаний, полученных на уроках экономики и
информатики;
3. Постановка задач урока:
- повторение основных понятий, связанных с оптимизацией объема производства фирмы?монополиста;
- повторение алгоритма построения графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel;
- применение программы Microsoft Excel для расчета объема производства, максимизирующего прибыль и оптимальной цены товара.
III. Актуализация опорных знаний:
Учащимся предлагается система вопросов по экономике, связанных с поведением фирмы?монополиста в условиях совершенной конкуренции:
1. Вопросы по экономике
- Что такое фирма?
- Какая фирма считается экономически эффективной?
- На каких рынках по степени конкуренции могут действовать фирмы?
- Какую фирму можно назвать фирмой?монополистом?
- Какие две главные задачи решает фирма?монополист?
- Какой объем производства является оптимальным?
- В чем заключается условие максимизации прибыли?
- Чему равна максимальная прибыль фирмы?монополиста?
Итог: Итак, фирма?монополист находит
оптимальный объем выпуска товаров, приравнивая предельную
выручку предельным затратам MR
= MC
MR – от англ. marginal revenue (предельнная
выручка);
MC – от англ. marginal costs (предельные
затраты).
Функции спроса, предельной выручки и предельных затрат представлены графически:
Равенство предельной выручки и предельных
затрат есть точка пересечения кривой предельной
выручки MR и кривой предельных
затрат MC. Точку пересечения
этих кривых проецируем на ось абсцисс и, таким
образом, получаем оптимальный объем
Q* выпуска товаров
фирмы?монополиста.
Затем нужно установить цену, при которой
потребители купили бы не меньшее количество
товара. Полученный оптимальный объем Q*
проецируем на кривую спроса (кривая P(Q)),
получаем точку, которую необходимо проецировать
на ось ординат – в результате получаем оптимальную
цену P*, установив ее,
монополист будет получать максимально возможную
прибыль.
2. Вопрос учащимся: «Возможно ли
построить график функции кривой спроса P(Q) с
помощью компьютерных информационных
технологий?»
Алгоритм построения графика функции в Excel (составляется совместно с учащимися и выводится на экран)
- Построить таблицу значений.
- Выделить построенную таблицу
- Запустить мастер построения диаграмм (Вставка – Диаграмма или соответствующая кнопка на панели инструментов
- Выбрать тип диаграммы
- Пройти все шаги мастера, заполняя соответствующие поля.
Далее выполняется построение графика функции кривой спроса P(Q) в электронных таблицах Microsoft Excel, если информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена следующей таблицей (см. Алгоритм построения графика функции в программе Excel):
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
P(Q) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3.
Вопрос учащимся: «Как вычислить значения
предельной выручки?»
Чтобы вычислить предельную выручку, найдем
сначала общую выручку: TR = Q*P(Q), затем
рассчитаем предельную выручку по формуле:
MR = DTR / DQ = (TR2 – TR1) / (Q2 – Q1)
Итог: Мы рассмотрели построение графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel на примере кривой спроса, повторили формулу расчета предельной выручки, и, таким образом, готовы к выполнению следующих заданий.
IV. Обобщение и систематизация изученного
Задание № 1 (учебник И. В. Липсица
«Экономика», книга 2, М., 2001, стр. 108
–109)
Затраты на производство деталей мебелипри
различных технологиях
Способ производства |
Затраты труда |
Затраты эл/энергии |
Затраты произв. оборуд. |
Всего затраты (10 дет.) |
Затраты на произв. 1 дет. |
Полностью ручной | 70 |
10 |
2 |
82 |
8,2 |
С использованием электроинструментов | 20 |
30 |
10 |
60 |
6,0 |
На основе компьютерного оборудования | 15 |
20 |
40 |
75 |
7,5 |
Представлена следующая диаграмма, показывающая наиболее предпочтительную технологию по сумме затрат, основанную на использовании электроинструментов.
Контрольный вопрос №3 (данный учебник, стр. 109)
Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?
Задание №2
Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена таблицей:
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
P (Q) |
13 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
а) Как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом?
б) Предположим, что предельные затраты фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (MC = 4).
- Постройте графики спроса, предельной выручки и предельных затрат.
- Используя построенные графики, определите оптимальный объем выпуска и цену, которую следует установить монополисту для максимизации прибыли.
Задание № 3
Предположим, услуги копировального аппарата, находящегося в приемной директора нашей школы, предоставляет фирма?монополист.
Информация о работе данной фирмы представлена в следующей таблице:
Цена за 1 лист копии (ден. ед.) |
Количество заказов (шт.) |
Общий доход TR |
Общие затраты TC |
Прибыль |
7 | 0 | 300 | ||
6 | 100 | 400 | ||
5 | 200 | 600 | ||
4 | 350 | 900 | ||
3 | 600 | 1400 | ||
2 | 900 | 1900 |
Заполните таблицу. Найдите максимальную прибыль фирмы?монополиста.
V. Подведение итогов урока:
- выполнение задач урока;
- информация о домашнем задании:
VI. Домашнее задание
1. Предположим, что спрос на некоторый товар описывается линейной функцией, заданной в общем виде: P (Q) = a – b*Q
а) Представьте данную кривую спроса графически.
б) Аналитически выведите функцию предельной
выручки, соответствующую заданной функции
спроса.
в) Представьте кривую предельной выручки
графически.
2. Дмитрий Ахимиков изобрел эликсир жизни и установил монополию на его производство и продажу. Предельные затраты изготовления дополнительного флакончика эликсира зависят от количества выпускаемых флакончиков следующим образом: MC (Q) = 2*Q.
Известно также, что предельная выручка зависит от количества проданных флаконов так, как описывает формула: MR (Q) = 40 – 2*Q.
Сколько флаконов эликсира жизни должен изготавливать и продавать каждый день Дмитрий Алхимиков, чтобы получать максимальную прибыль.
VII. Рефлексия:
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Интересно ли было содержание урока?» по следующим категориям:
- интересно;
- 50 / 50;
- неинтересно.