Цель: Создать условия для формирования художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
Задачи:
- научить с помощью изобразительного средства – линии – передавать круглую форму предметов, эмоции (выражение лица)
- развивать творческое воображение и фантазию детей
- воспитывать аккуратность при выполнении графических заданий
Оборудование для учителя: рисунки с изображением мяча, яблока, воздушного шара, арбуза, очков, колобка, солнышка, мячик.
Оборудование для учеников: листы с изображением круга для каждого ученика; цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
Ход урока
1. Организация класса.
- Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке мы превратимся в волшебников!
- Какие предметы отличают волшебника от обычного человека? (Колпак, плащ, волшебная палочка)
- Какие волшебные палочки есть у каждого из вас? (Цветные карандаши, фломастеры).
- Сегодня мы с вами будем превращать в разные предметы обычный круг.
(На доску вывешивается изображение круга)
- В какие предметы можно превратить круг? (Солнышко, луна, часы и др.)
2. Практическая работа.
- Возьмите 1 листочек с изображением круга. Из этого круга мы сделаем самую простую картинку. Нарисуем ему глазки, нос, рот , щёчки.
(Учитель на доске показывает примеры изображения мимики Колобка – положение и выражение глаз, положение бровей, размер и форма улыбки и т. Д. и обращает внимание детей на то, какие эмоции и чувства отразились с их помощью. Дети выполняют задания на индивидуальных листочках).
Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг:
“Я из сказки колобок,
У меня румяный бок!”
- А сейчас посмотрим, какие колобки у вас получились.
3. Театрализация.
- Выйдите сюда весёлые Колобки. Какой колобок самый весёлый?
(Выбираются колобки с самыми радостными лицами).
- Дети, а чему радуется колобок? (Солнышку, пению птиц, что убежал от всех).
- А теперь встанем и весело споём песенку из сказки “Колобок”.
Я колобок, колобок,
По сусекам скребён,
По амбарам метён,
На сметане мешон,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
- Но не все колобки получились весёлыми, вот у этого колобка грустное выражение лица. Приглашаем сюда грустных Колобков. Как вы думаете, почему колобок грустит? (Что убежал от бабушки с дедушкой, ему их жаль). Спойте песенку Колобка грустно.
(Дети поют песенку грустных Колобков на те же слова).
- С помощью чего показали настроение грустной песенки? (Голосом).
- А этот колобок удивляется. Что же его так удивило? (Встреча с разными животными, ведь он их до этого никогда не видел). Споём песенку удивлённых Колобков.
4. Передача круглой формы.
- Встаньте со своих мест и выйдите к доске.
- На какую детскую игрушку похож колобок? (На мячик).
- Давайте закроем глазки и представим, что у нас в руках мячик, положите мячик на правую руку, а левой погладьте его. Какой мячик на ощупь? (Гладкий, шероховатый, холодный).
- Покажите, как вы подкидываете мячик вверх, как кидаете его другу, как ведёте его по дорожке.
(Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу)
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
- Присаживайтесь, продолжим работу.
(На доску вывешиваются два круга, в одном прямые линии пересекаются в чентре, а в другом закруглённые).
- Какое из изображений больше похоже на мячик? Почему? (Закруглённые линии передают форму мяча).
- Положите перед собой второй листочек с кругом, возьмите в руки волшебную палочку. Какие слова говорят волшебники, когда колдуют? (Абра-катабра и др.) Выполните задание.
(Дети выполняют задание самостоятельно).
- На сколько частей у вас разделился круг? (4).
- В какие фрукты можно превратить круг? (Апельсин, яблоко, мандарин)
- Кто попробует превратить круг на доске в яблоко?
- Что нужно добавить к кругу? (Веточку, листочек)
(Вызывается по одному человеку с каждого ряда, проводится соревнование на быстроту и правильность выполнения рисунка).
Яблоко прекрасное –
Спелое и красное.
5. Заключение.
На доске висят листы бумаги, на которых нарисованы круги, с обратной стороны этих листов нарисованы: солнышко, арбуз, очки, воздушный шарик, снеговик. Дети подходят к доске, хором называют отгадку, а один ученик открывает рисунок.
- Чтобы расколдовать эти круги, нужно отгадать загадки:
Круга этого лучи,
Все мы знаем, горячи.
По утрам глядит в оконце,
Дети, кто к нам? Это…Носят их все на носу,
Дома, в городе, в лесу.
Молодёжь и старички.
Эти два кружка …Сверху шар зелёный,
Красный он внутри,
Весит целых два кило,
А может даже три.
Сладкий, сахарный на вкус,
Называется …Несут на длинных нитках
С весёлою улыбкой
Ребята во дворы
Воздушные…А круг похож на снежный ком?
Станет он …
- Молодцы! Вы хорошо работали. Дома каждый из вас нарисует свой собственный рисунок из круга – кто что придумает.