Цели:
- познакомить учащихся с историей празднования Святок на Руси,
- раскрыть историю возникновения различных способов гадания, опираясь на текст баллады В.А. Жуковского “Светлана”;
- развивать интеллектуальный потенциал учащихся;
- способствовать формированию патриотизма у школьников, пробуждая интерес к историческому прошлому русского народа.
''Раз в крещенский вечерок…'' проводят ведущий, ворожея, историк и помощники-учащиеся.
Задача ведущего – прямое обращение к тексту. Он работает с книгой, обращает внимание учащихся на связь народной традиции и литературы.
Задача ворожеи – на протяжении встречи как можно полнее раскрыть перед слушателями жизнь народа во время Святок: гадания, игрища, действия гадающих и т.д.
Историк же должен передать научную точку зрения на ту или иную традицию народной жизни, рассказать о её возникновении, о причинах важности её для народа.
Учащиеся помогают вести вечер, участвуют в инсценировках, играх.
ОФОРМЛЕНИЕ ВСТРЕЧИ.
Данное мероприятие можно проводить как в классе, так и в актовом зале.
В центре доски на листе ватмана нарисовано окно с расписными ставнями (стилизованными под деревянные), за которым виднеются звезды и луна.
Под рисунком стол, накрытый скатертью, свечи в подсвечниках.
С правой стороны доски репродукция с картины К.П. Брюллова ''Гадающая Светлана''.
Костюмы: ведущий и историк одеты в классическую одежду; ворожея в народный костюм. Гадающие девушки – в народных сарафанах. Черти – в черных водолазках и брюках, на руках черные перчатки, на глазах – чёрные очки. Священник облачён в чёрный плащ с капюшоном, на шее большой крест.
ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки ''Итальянское каприччио'' П.И. Чайковского)
На Руси – рождение Христа.
Девки для гадания ладят свечи,
Щеголяют парни без креста,
Полушубки вывернув овечьи.Под забором дремлет коляда
После дарового возлиянья.
И сгорают звёзды от стыда,
Исполняя девичьи желанья.У окна моя седая мать
Белой нитью чинит одеяло.
Ей сегодня не о чем гадать,
Всё уже, что надо, нагадала.
На фоне музыки Россини ''Танец''
Впереди ни света, ни следа.
Завывает ветер, как волчица.
Поутру замёрзший коляда
В двери рая посохом стучится.
Леонид Сафронов ''Рождество''
ВЕДУЩИЙ 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождение Христа – великий святой день на все времена. Это было более двух тысяч лет назад. Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай, Вифлеемскую звезду, Волхов и их дары… каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки…
Моцарт ''Катание на санях''
ВОРОЖЕЯ: А позвольте мне спросить вас, други мои дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту Святки?
Оглядитесь вокруг да поспрашивайте…
ВЕДУЩИЙ 2: В рождественскую ночь начинаются на Руси Святки. Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Черти гуляют по свету, крадут с неба месяц и звёзды. В Святках участвовали все: от мала до велика, от бедного до богатого, молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам, рассказывая, “что было, что будет, чем сердце успокоится…”
1-й ученик: А ведь что за диво дивное были прежние Святки! Как начнутся они, так и покатятся навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею из-под конских копыт, с пирогами да плясками.
2-й ученик: А чего только не делали! Девки молодые привечали парней холостых песнями звонкими.
3-й ученик: Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками.
4-й ученик: Катались на санках. Ходили в гости вечерами.
5-й ученик: Славили Рождество и желали добра друг другу.
6-й ученик: Да-а-а! Славное времечко было… А уж сколько обычаев, примет было связано с о Святками. Взять, к примеру, гадание.
7-й ученик: Думаю, что и вам будет любопытно узнать, как гадали на Руси на Святки. Кто-то позабавится, а кто-то, может, и присядет январской ночью у накрытого стола и прошепчет: “ Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать”.
ВОРОЖЕЯ: Есть в народе поверье, что новогодние и святочные гадания всегда сбываются. Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятны для предсказаний и пророчества так называемые святочные дни, от рождественской ночи до крещения Христа (19 января).
ИСТОРИК: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный – с 6 на 7 января. Но для всех – это светлый, духовный праздник.
8-й ученик: Гадать нужно в период между двенадцатью и тремя часами ночи, когда всё живое на земле спит и миром правит тёмная колдовская сила. Считается, что в ворожбе помогает нечистый, и те, кто часто занимается гаданием, по мнению церкви, большие грешники. Но в Святки разрешается многое, в том числе и гадание.
ИСТОРИК: Почему именно в эти дни с 1 по 19? Возможно, потому, что ещё в дохристианские времена древние славяне в эти дни зимнего солнцестояния исполняли религиозны0магические обряды, связанные с культом природы. Там были и заклинания, и гадания. Без этих обрядов нельзя было надеяться на хороший урожай, приплод скота.
9-й ученик: Язычество ушло, обряды остались. Ворожба и гадание, с точки зрения христианства, нежелательны, но что поделать с силой привычки? И, как тысячу лет назад, на Святках гадают люди, всё желают узнать, что будет завтра.
ВЕДУЩИЙ: Итак, “раз в крещенский вечерок девушки гадали…”
На фоне музыки Моцарта ''Катание на санях''
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Святым курицу зерном,
Ярый воск топили.
В воду с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
ВОРОЖЕЯ: По-разному гадали в прошлые дни. Для того, кто не знает как, только что прочитанный отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” непонятен. А ведь в этом отрывке перечислено множество способов гадания девушек в Святки. посмотрите: “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Гадающие бросают башмачки через ворота на улицу и смотрят: в какую сторону он обращён носком – там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда её башмачок лежит, обращённый к домашним воротам, – в этот год не быть ей замужем.
10-й ученик: Или ещё странное выражение: “Снег пололи”. Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, говорят:
11-й ученик: “Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!”
10-й ученик: в это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. (фонограмма лая собак и объяснение участников) Хриплый означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.
ВЕДУЩИЙ: Есть в балладе Жуковского ещё одна странная фраза: “…под окном слушали…”. Что она означает?
12-й ученик: Девушки ходили слушать под окна чужих домов, внимая разговору весёлому или скучному, предрекая себе такую же жизнь.
ВОРОЖЕЯ: А помните следующую строчку баллады: “…кормили святым курицу зерном…”? Делается это следующим образом: снимают с насеста кур и приносят в избу, где заранее приготовлены в трёх местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные.
На столе помещены блюдца с перечисленными предметами, ворожея, указывая на них, объясняет: у той девушки, чья курица будет пить воду, муж будет пьяницей; если курица стает клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмёт золотое кольцо, то муж будет богат; если – серебряное – будет ни беден, ни богат; если же сдвинет медное, то муж будет нищий.
ИСТОРИК: Кстати, на курицу гадают не только в Святочные вечера и не только девушки. Гадание чёрной курицей принадлежит векам всеобщего европейского суеверия, когда слово человека на суде не имело верности, когда ненужные испытания винили правого, оправдывали виновного.
12-й ученик: В какое время это гадание появились в русской земле – неизвестно. Наши ворожеи употребляют это гадание для открытия похитителя. В семействе, где случалось хищение, всегда подозревают многих, особенно в деревнях. И тогда все собирают вечером в одну избу, тушат огонь и впускают курицу, осыпанную сажей. Курица, обходя честных людей, прикасается к ним, оставляя на них следы сажи. Но походя к вору, будто кричит, бежит прочь не подпускает к себ6е. вносят огонь и смотрят, на ком есть следы сажи, а на ком нет. Если человек без следов сажи, он и признаётся виновным.
ВЕДУЩИЙ: Но давайте вернёмся к Жуковскому. Желание узнать свою судьбу было так велико у Светланы, что решилась она на самое страшное и верное гадание. Итак, на чердаке дома был накрыт стол, поставлено на нём два прибора, три большие восковые свечи и зеркало.
ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки Сен-Санса ''Лебедь'')
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Странно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди..
Суженый! Золото, серебро!..
Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
А.Фет “Зеркало в зеркало” 1842 г.
НА сцене выставлены все перечисленные предметы. Появляется героиня, зажигаются три свечи, садится за стол и смотрит в зеркало.
СВЕТЛАНА: “Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать!”
ИСТОРИК: Гадать надо начинать ровно в 12 часов ночи. Разыгрывается на основе рассказа историка и ворожеи сценка.
Девушка должна быть одна в пустой горнице, сидеть за накрытым столом, глядя в зеркало. Минут за пять перед приходом суженого зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец придёт некто и смотрится через её плечо в зеркало. Когда невеста рассмотрит все черты на его лице, то закричит: “Чур сего места!” и дьявол, который принимал на себя обличие её жениха, исчезнет. И девица с того времени жениха своего уже будет знать точно.
ВОРОЖЕЯ: Но если девушка не робкая, не боязливая, то она сразу не будет чурать, и жених, а вернее, принявший на себя его образ дьявол, перестав глядеться в зеркало, сядет с девушкой за стол и, вынув из кармана ножичек или перстень, или что-то другое, положит на стол. Тогда уже девушка зачурает, и сия вещь останется ей в добычу, и, действительно, как многие уверяют, бывает она похищена у её жениха.
ИСТОРИК: Гадание с зеркалом не принадлежит кругу изобретений русских ворожеек, оно перешло в наше отечество из других земель. Суеверные греки, получившие его как завещание от древней восточной жизни, дополнили его своими таинствами, приноравливая их к разным обстоятельствам, и потом, в эпоху Просвещения, передали его разным народам. Как чудесный вымысел оно пережило века, нравилось всем народам. Наконец довелось участвовать в этих гаданиях и русским людям.
ВОРОЖЕЯ: Но запомните, гадание на зеркалах – самое страшное гадание. Решиться на него могут только самые смелые девушки. Опасайтесь зеркала в полночь!
ВЕДУЩИЙ: Но, почему же зеркала имеют такую силу? Откуда они появились?
ИСТОРИК: Зеркало – очень магическая вещь. И начало его силы происходит от следующей причины: некоторый монах прочитал в священном писании слова “Просите, и воздастся вам”. Усомнился и, желая удостовериться, всё ли может получить, что захочет, пошёл к одному из царей просить себе в жёны его дочь.
СЦЕНКА
МОНАХ: – Царь, отдай мне в жёны дочь твою.
ЦАРЬ, обращаясь к дочери: – Дочь моя, хочет взять тебя в жёны достопочтенный монах. В недоумении я от просьбы его, но и отказать служителю церкви не могу, ибо боюсь прогневить господа нашего. Ты же, дочь, отличаешься не только красотой, но и умом. Скажи же, что делать.
ЦАРЕВНА: – Дело необычное и сложное. Но если хочет монах получить меня в жёны, то должен сделать также что-то чрезвычайное. Пусть принесёт мне в подарок такую вещь, в которой я всю себя бы видеть могла.
АВТОР: – Происходил этот разговор в те времена, когда зеркало ещё не было придумано. Монах же, услышав слова царевны, пошёл искать необычную вещь. Долго бродил он по степям и лесам и забрёл однажды в пустыню, которая тогда была необитаема. Только присел, чтобы отдохнуть, услышал тяжкий стон, а затем и голос:
ДЬЯВОЛ: – Почтенный монах, уже много лет заключён я в темнилище. Выпусти меня, и я смогу тебе услужить. Сделаю всё, что пожелаешь.
МОНАХ: – Есть ли вещь невиданная у тебя? Такая, в которой я мог бы видеть собственное отражение?
ДЬЯВОЛ: Есть вещица такая у меня. Готов отдать ею тебе, только сними с двери крест и выпусти меня на волю.
АВТОР: – Снял монах с дверей темницы крест и освободил дьявола. Тот же в скором времени принёс монаху зеркало и исчез. Служитель же церкви без промедления отправился к царю.
МОНАХ: – Выполнил, царь, я твоё поручение! Возьми зеркало, в котором дочь твоя увидит свою красоту.
ЦАРЬ: – Что ж, монах! Ты исполнил волю нашу! Отдаю тебе в жёны дочь свою.
МОНАХ: – Нет, царь! Грех мой столь велик, что уйду я молить прощение у господа, ибо сомневался в словах его.
ИСТОРИК: Такова легенда о происхождении зеркала. Так это или нет, неизвестно доподлинно. Но церковь действительно видела в этом предмете некую бесовскую силу. Объясняя это тем, что впервые человеку зеркало было доставлено дьяволом.
ВОРОЖЕЯ: Самым интересным на Руси было гадание с подблюдными песнями. Собравшись, девушки ставят на стол красное деревянное блюдо, покрывают его большим платком, затем под платок кладут перстень или кольцо, напёрсток, заколку, или другую какую малую вещь. Начинают петь подблюдные песни: каждая различного содержания, предрекая либо замужество, либо дальнюю дорогу, либо ещё что. При этом припевая к каждой песне: “ Кому вынется, тому сбудется”, вынимая из-под платка отданные вещички. По содержанию пропетой песенки сообщается будущее той девушки, чей предмет в руках ведущей.
Все участники спектакля кладут в блюдо свои предметы, ведущая накрывает их платком, вынимая под исполняемые песни и комментируя предсказания.
ФОНОГРАММА русских народных песен. (''Под дугой колокольчик поёт'')
Поются отдельными учениками или проговариваются речитативом куплеты:
Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень,
Мне тем перстнем обручаться.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
(к свадьбе)
Рассыплю я монисто по закрому.
С кем монисто собирать будем?
Собирать монисто милым дружком.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.
(к знакомству)
Сей, матка, муку, растворяй пироги,
К тебе будут гости, ко мне - женихи.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(будут сваты)
Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужую сторону.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(к замужеству)
Бежит река волнистая,
Сидит девка гористая.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(невесте горевать)
Стоит куча не молочена,
Вершиночка – позолочена.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(будет богатый жених)
Вышло пузище на репище,
Вынесло пузище кошель вошей.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(будет горе)
Стоит полоса нежатая,
А рожь густа, не ужиниста.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(к богатству)
Как на дубочке
Два голубчика,
Они целуются
И милуются.
Кому вынется –
Скоро сбудется.
(к знакомству)
Бежит мышка по жёрдочке,
Несёт добра на веревочке.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(к богатству)
Ласточка касатая,
Не вей гнезда у терема,
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(жить в людях)
Сидит кот в печурке,
Манит кошечку.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(будет ухажёр)
Во саду хожу,
Полотенцы стелю.
А ещё похожу,
А ещё постелю.
(к дороге)
Висит полотенце в горенке, -
Придется ль с милым утираться им?
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(к свадьбе)
Живут мужики богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.
(будет богатый жених)
Я поставлю квашонку на донышке,
Я покрою квашонку алым бархатом,
Подвяжу я квашонку чёрныим соболем,
Я поставлю квашонку на печном столбе.