Цели:
- познакомить учащихся с изменениями в неживой природе с приходом весны, расширять представления детей;
- развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- кроссворд
- картина “Девушка Весна”
- динамичная таблица “Весна”
- картинки ледохода и разлива реки.
Ход урока
I. Орг. момент. Приветствие гостей.
- Сегодня у нас праздник, много гостей. Но должна прийти ещё одна гостья. А кто она, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
II. Изучение нового материала
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
ИЛИ
Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Воздух)Глубока и широка
наша быстрая ….. (Река)Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все…… (Солнце)Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват. (Небо)Верхний слой земля
Я знаю точно
Называется он……. (Почва)
- Кто же должен ещё к нам прийти?
Весна
- Подберите эпитеты. Прочитаем: красивая, молодая, нежная, веселая, яркая.
- Как вы себе её представляете?
В образе кого? / девушки/
Учитель открывает доску.
Плакат “Девушка весна”.
В.Бианки в рассказе об этом времени года
- Говорят, что весны бывает 3?
“Весна света”, “весна воды”, “весна зелёной травы”.
- Как вы думаете, почему 3?
/потому что весна длится 3 месяца/
- Кто назовет весенние месяцы?
Верно.
Март- это “весна света”
/учитель прикрепляет/
Апрель- это “весна воды”
Май- это “весна зеленой травы”.
- Какого числа, по календарю начинается весна? 1 марта.
А сегодня? Какой вывод? (весна по календарю уже в полном разгаре)
- А в природе не всегда этот день совпадает с фактическим ходом весенних изменений. Она наступает по - разному, иногда позже, иногда раньше. Весна сменяет зиму незаметно, постепенно.
- Когда же можно сказать, что весна пришла?
- Назовем признаки в неживой природе.
Формулирование темы и целей урока.
III. Работа с динамичной картиной.
– Как поднимается солнце? (выше)
- От этого - длиннее день?
Потепление / таблица/
Повышение t0 воздуха выше 0?,
- А раз потепление, то самый заметный признак – таяние снега.
Плещеев
Лучи солнца так пекут
Появились там и тут
Среди снежной реки
Земляные островки.
Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.
- Какой стала почва? /влажной/
- Какое это имеет значение?
- Что происходит с водоёмами?
- Какая река течет в нашем крае?
- Что происходит с рекой весной. Лёд тает, трескается, и куски льда плывут по течению.
- Кому удалось наблюдать это явление? Как оно называется?
Ледоход - движение льда по течению во время таяния рек.
Движение кусков льда по реке.
Весною лед на речке треснул.
Треск этот был весенней песней. (Твардовский)
- Если снега много, то тая, вода переполняет реку, она выходит из берегов и заливает большие территории.
Наступает половодье - разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.
Увеличение количества воды в реке.
- Весна приносит с собой жизнь, движение, что-то новое.
Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками и красками.
Весна- это свет, радость, счастье, надежда, любовь.
Весна- пора обновления не только в природе, но и в душе человека.
IV. Работа с учебником. Стр.87.
1-й абзац.
- Основные изменения в неживой природе весной?
- Что такое потепление?
Загадка марта.
В какой день весны солнце бывает на небе ровно полсуток?
21 марта – день весеннего равноденствия.
2. Почему весеннюю землю часто сравнивают с зеброй?
2-й абзац.
- Что такое ледоход?
- В чём опасность ледохода?
Загадка апреля.
3. Почему апрель часто называют водолей?
/ в лесу вода, на полях вода, в реках ледоход, половодье/
3-й абзац.
- Что такое половодье?
- В чем опасность половодья?
- Чем разлив реки отличается от половодья?
/при половодье увеличивается кол-во воды в реке, а при разливе вода выходит из берегов. Половодье приводит к разливу рек./
4-й абзац.
- Как надо себя вести в природе?
Загадки мая.
Какое природное явление можно наблюдать в мае?
В какой стране полгода встречают весну?
В России. Так велика наша страна, что весна не может наступить в ней в одно и то же время. На Кавказе уже в феврале цветут подснежники, в средней полосе они появляются в апреле. А за Полярным кругом только в конце мая – июне начинает таять снег.
V. Закрепление.
Даны схемы. Найти признаки весны в неживой природе.
Соотнести картинки и слова.
VI. Тест.
Выделить весенние явления.
- Постоянный снеговой покров.
- Потепление.
- Оттаивание почвы.
- Снегопады.
- Ледоход.
- Заморозки.
- Половодье.
Филворд. Слова могут располагаться в любом направлении ( вправо, влево, вверх, вниз) и даже “ломаться” под углом 90?, но не пересекаться
Плещеев А.
Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
/Таяние снега./
Маршак С.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
/Ледоход./
Твардовский А.
Утром ранним,
Утром дымным
Разглядел я вдалеке,
Как куски дороги зимней
Уплывали по реке.
/Ледоход/
Пушкин А.С.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
/Половодье./
За что люди любят весну?
Докажите.
Созданы картины.
Музыкальные произведения.
Рассказы.
Пословицы.
Поговорки.
Стихи.