Урок русского языка в 4-м классе. Обучающее изложение по рассказам С.Алексеева "В здоровом теле здоровый дух"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Обучающее изложение по рассказу С. Алексеева из книги «Сто рассказов из русской истории». «В здоровом теле здоровый дух».

Цели урока:

  • Образовательные: систематизация речеведческих понятий; орфографических  навыков;  создание условий для построения самостоятельных выводов; оформление на письме предложений с прямой речью.
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, память, логическое мышление, творческую инициативу, развивать умение находить главную мысль в тексте.
  • Воспитывающие: формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее прошлому.

Оборудование:

  • толковый словарь С.И. Ожегова.
  • орфографические словари
  • портрет А.В.Суворова
  • пословицы о здоровье
  • индивидуальные карточки с вопросами:
    • Что я делал?
    • Как я это делал? 
    • Что  мне помогало это выполнить?
    • Что мешало мне выполнить эту работу?
    • Что я нового узнал для себя?
    • Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
    • Что во мне изменилось в результате моей деятельности?

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: В Древней Греции родилось изречение: «Если хочешь быть сильным - бегай, если хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным - бегай». О чем это изречение?
Дети: Древние Греки предлагают нам рецепты здоровья.
У.: На доске всю неделю вы могли читать пословицы, которые, так или иначе, говорят о здоровье человека. В пословицах собрана мудрость народа.

В здоровом теле – здоровый дух.
Чистая вода для хворобы беда.
Всем дает здоровье молоко коровье.
Здоровые зубы – здоровые люди.
Чистота – лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Не думай быть только нарядным, а думай быть опрятным.
Здоров будешь, все добудешь.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Кто много лежит, у того бок болит.

У вас было творческое задание: сочинить пословицу и оформить ее рисунком. Сейчас вы зачитаете свои высказывания, обоснуете свою пословицу, позднее мы их оформим в папку для творческих работ.

2. Сообщение цели урока

У.: Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы работа была плодотворной, какие условия мы должны соблюдать?
Д.: Мы должны быть внимательными, хорошо запоминать, быть доброжелательными друг с другом
У.: Что значит написать изложение?
Д.: Письменно пересказать текст.
У.: На доске портрет великого фельдмаршала А.С.Суворова. Что вы о нем знаете, где почерпнули информацию?

Дети дают краткие ответы, указывают на способы нахождения информации (справочная литература, энциклопедии, Интернет)

У.: Сегодня мы напишем  изложение по фрагменту рассказа С.  Алексеева, где понаблюдаем за  действиями героев рассказа. Вы можете прочитать исторические рассказы С.Алексеева и подробнее узнаете о жизни А.Суворова.

3. Первичное восприятие текста

а) Чтение текста учителем.
б) Беседа по содержанию прочитанного.

У.: Что нового узнали о Суворове?
Д.: Фельдмаршал заботился о здоровье солдат, закаляя их.
У.: К какому типу относится этот текст?
Д.: Это повествование.
У.: Какие особенности текста заметили на слух?
Д.: В тексте встречаются предложения с прямой речью.
У.: Давайте вспомним, как на письме оформляются предложения с прямой речью. Поясните, что обозначают схемы и, используя свои  пословицы, составьте предложения с прямой речью.

4. Работа с учебником (с.64)

У.: Прочитайте внимательно самостоятельно текст. Обратите внимание на автора рассказа и название. Согласны ли вы с названием? Что интересного  в этом предложении?
Д.: Согласны. В название передана главная мысль текста. Название походит на пословицу
У.: Знаком вам автор рассказа?
Д.: Мы уже писали изложение о Петре I по рассказу С.Алексеева.
У.: Сейчас мы по цепочке будем медленно читать текст, вдумываться в каждое предложение.

1-й абзац

 У.: О чем мечтал солдат Прошка? Кто такой фельдмаршал? Денщик? Где мы можем почерпнуть информацию? Как понимаете слово «благодать»?

Дети отвечают на вопросы, пользуются толковыми словариками.

2-й абзац

У.: Когда разбудил Суворов солдата? Для чего? Как понимаете слова Суворова: «В здоровом теле здоровый дух»?
Д.: Русская армия и каждый ее солдат должны быть сильны физически и духом, иметь хорошее настроение.

3-й абзац

У.: Почему смеялся А.Суворов?
Д.: Денщик не мог догнать фельдмаршала, физически он был еще слаб.

У.: Как начинал Прошка службу? Что означает выражение «служить честью и верой»?

Варианты ответов учащихся.

У.: Что может помочь нам в передаче текста?
Д.: Мы должны составить план.
У.: Сколько может быть частей плана?
Д.: В тексте три абзаца, можно озаглавить каждую часть.
Работа самостоятельно или в парах.

5. Обсуждение плана

Выбор опорных слов, обсуждение «опасных мест» - орфограмм, знаков препинания при прямой речи.

6. Динамическая минутка

Выполнение упражнений под музыку.

7. Пересказ текста  по плану

 1. Солдат Прошка – денщик у фельдмаршала А.Суворова.
2. Школа Суворова: « В здоровом теле здоровый дух!»
3. Служить честью и верой.

8. Написание изложения

Для детей, которые испытывают трудности, учитель составляет вопросы по тексту.

9. Проверка работ

10. Подведение итогов урока. Рефлексия

Дети читают вопросы на индивидуальных карточках и дают ответы.