Тема урока: Обучающее изложение по рассказу С. Алексеева из книги «Сто рассказов из русской истории». «В здоровом теле здоровый дух».
Цели урока:
- Образовательные: систематизация речеведческих понятий; орфографических навыков; создание условий для построения самостоятельных выводов; оформление на письме предложений с прямой речью.
- Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, память, логическое мышление, творческую инициативу, развивать умение находить главную мысль в тексте.
- Воспитывающие: формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее прошлому.
Оборудование:
- толковый словарь С.И. Ожегова.
- орфографические словари
- портрет А.В.Суворова
- пословицы о здоровье
- индивидуальные карточки с вопросами:
- Что я делал?
- Как я это делал?
- Что мне помогало это выполнить?
- Что мешало мне выполнить эту работу?
- Что я нового узнал для себя?
- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: В Древней Греции родилось
изречение: «Если хочешь быть сильным - бегай, если
хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть
умным - бегай». О чем это изречение?
Дети: Древние Греки предлагают нам
рецепты здоровья.
У.: На доске всю неделю вы могли читать
пословицы, которые, так или иначе, говорят о
здоровье человека. В пословицах собрана мудрость
народа.
В здоровом теле – здоровый дух.
Чистая вода для хворобы беда.
Всем дает здоровье молоко коровье.
Здоровые зубы – здоровые люди.
Чистота – лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Не думай быть только нарядным, а думай быть опрятным.
Здоров будешь, все добудешь.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Кто много лежит, у того бок болит.
У вас было творческое задание: сочинить пословицу и оформить ее рисунком. Сейчас вы зачитаете свои высказывания, обоснуете свою пословицу, позднее мы их оформим в папку для творческих работ.
2. Сообщение цели урока
У.: Сегодня мы будем писать изложение.
Чтобы работа была плодотворной, какие условия мы
должны соблюдать?
Д.: Мы должны быть внимательными, хорошо
запоминать, быть доброжелательными друг с другом
У.: Что значит написать изложение?
Д.: Письменно пересказать текст.
У.: На доске портрет великого
фельдмаршала А.С.Суворова. Что вы о нем знаете,
где почерпнули информацию?
Дети дают краткие ответы, указывают на способы нахождения информации (справочная литература, энциклопедии, Интернет)
У.: Сегодня мы напишем изложение по фрагменту рассказа С. Алексеева, где понаблюдаем за действиями героев рассказа. Вы можете прочитать исторические рассказы С.Алексеева и подробнее узнаете о жизни А.Суворова.
3. Первичное восприятие текста
а) Чтение текста учителем.
б) Беседа по содержанию прочитанного.
У.: Что нового узнали о Суворове?
Д.: Фельдмаршал заботился о здоровье
солдат, закаляя их.
У.: К какому типу относится этот текст?
Д.: Это повествование.
У.: Какие особенности текста заметили на
слух?
Д.: В тексте встречаются предложения с
прямой речью.
У.: Давайте вспомним, как на письме
оформляются предложения с прямой речью.
Поясните, что обозначают схемы и, используя свои
пословицы, составьте предложения с прямой
речью.
4. Работа с учебником (с.64)
У.: Прочитайте внимательно
самостоятельно текст. Обратите внимание на
автора рассказа и название. Согласны ли вы с
названием? Что интересного в этом
предложении?
Д.: Согласны. В название передана
главная мысль текста. Название походит на
пословицу
У.: Знаком вам автор рассказа?
Д.: Мы уже писали изложение о Петре I по
рассказу С.Алексеева.
У.: Сейчас мы по цепочке будем медленно
читать текст, вдумываться в каждое предложение.
1-й абзац
У.: О чем мечтал солдат Прошка? Кто такой фельдмаршал? Денщик? Где мы можем почерпнуть информацию? Как понимаете слово «благодать»?
Дети отвечают на вопросы, пользуются толковыми словариками.
2-й абзац
У.: Когда разбудил Суворов солдата? Для
чего? Как понимаете слова Суворова: «В здоровом
теле здоровый дух»?
Д.: Русская армия и каждый ее солдат
должны быть сильны физически и духом, иметь
хорошее настроение.
3-й абзац
У.: Почему смеялся А.Суворов?
Д.: Денщик не мог догнать фельдмаршала,
физически он был еще слаб.
У.: Как начинал Прошка службу? Что означает выражение «служить честью и верой»?
Варианты ответов учащихся.
У.: Что может помочь нам в передаче
текста?
Д.: Мы должны составить план.
У.: Сколько может быть частей плана?
Д.: В тексте три абзаца, можно озаглавить
каждую часть.
Работа самостоятельно или в парах.
5. Обсуждение плана
Выбор опорных слов, обсуждение «опасных
мест» - орфограмм, знаков препинания при прямой
речи.
6. Динамическая минутка
Выполнение упражнений под музыку.
7. Пересказ текста по плану
1. Солдат Прошка – денщик у фельдмаршала
А.Суворова.
2. Школа Суворова: « В здоровом теле здоровый дух!»
3. Служить честью и верой.
8. Написание изложения
Для детей, которые испытывают трудности, учитель составляет вопросы по тексту.
9. Проверка работ
10. Подведение итогов урока. Рефлексия
Дети читают вопросы на индивидуальных карточках и дают ответы.