Цели:
- Расширить и уточнить знания детей о единицах времени.
- Формировать умение определять время, повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию.
- Формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с единицами времени.
Оборудование: модели часов.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
II Актуализация знаний
На доске запись: сантиметр, секунда, метр,
километр.
– Посмотрите, ребята, что это? (Величины)
– Что можно сказать о них? Лишнее? (Секунда)
– Продолжите ряд.
(На доске появляются единицы времени по мере называния их детьми)
– Расположите в порядке убывания.
Тысячелетие
Век
Год
Месяц
Неделя
Сутки
Час
Минута
Секунда
– Что можно сказать о такой единице времени, как век? Месяц? Час? и т.д.
– Как человек ориентируется во времени? С
помощью чего? (Часы, календарь)
– Какие календари существуют?
– Какой сейчас год?
– Предыдущий?
– Последующий? Какой это год? (Високосный)
– Что это значит?
– К какому веку относятся эти года?
– Сколько месяцев в году?
– 1/4 от года, сколько это месяцев?(3)
– 1/6?, 1/12?
– Полгода – сколько это месяцев?
– 60 месяцев – сколько это лет?(5)
– Сколько лет в 3 веках?
III. Физминутка
IV. Работа под руководством учителя
– В древние времена ,наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, дни на часы. Но как отсчитывать время? И люди придумали первые часы.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
– Как они работали?
– Удобны ли они были?
– Такие часы были не очень удобны. И тогда люди
изобрели часы, которые показывали время в любую
погоду. А как они назывались , вы узнаете, решив
примеры и соотнеся ответы с буквами.
(Решаем примеры по рядам, цепочкой на доске)
(93 – 58) : 5 * 3 + 69 =
Д
8 * 8 + 36 – 56 =
Л
17 + 15) : 4 + 88 = А
98 : 7 * 5 – 18 =
Е
18 * 5 – 56 + 28 =
П (7
* 12 – 28) : 2 + 60 = И
29 * 3 – 69 + 54 =
С (100
– 73) : 3 * 5 + 47 =
Р 96
: 4 * 3 – 38 = К
34 | 44 |
52 | 62 | 72 | 88 | 90 | 92 | 96 |
К |
Л | Е | П | С | И | Д | Р | А |
– Что вы можете сказать о данных числах? (Четные,
натуральные)
– Лишнее?
– Первая клепсидра представляла собой сосуд, из
которого переливалась по капле вода. Поплавок со
стрелкой поднимался или опускался, по отметкам
определяли ,сколько прошло времени, такие часы
показывали время и днем и ночью, только воды не
забывай подливать.
КЛЕПСИДРА
– А вскоре появились другие часы.
В них песчинки текут –
Секунды бегут.
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла. (Песочные)
– Удобны ли эти часы? Почему? (Измеряют малое
кол-во времени, часы не измерить)
– И тогда были изобретены часы, к которым мы
привыкли.
– Какие часы знаете? (Электронные и
механические.)
– Расскажите о них.
V. Закрепление
1. Сколько пройдет времени, если часовая стрелка
пройдет полный круг? Минутная?
2. Самолет летит из Москвы в С-Петербург 1 час,
обратно 60 минут. На сколько больше времени он
затрачивает на обратный путь? Почему?
3. Какое время покажут часы через 10 минут, если
сейчас:
– 1 час, 25 минут;
– 2 часа, 55 минут;
– 6 часов, 40 минут?
– Как сказать по-другому?
– Сколько было времени 15 минут назад?
VI. Физическая минутка для глаз
VII. Работа с учебником
1. .№ 2, 3 стр.92 – назвать время.
2. На доске: стр.93 № 5(а), № 5 (б, в) по вариантам. (Проверка.)
Единицы времени можно делить, умножать, вычитать, решать задачи.
3. стр.91 № 4 (в) – у доски.
2 + 2 + 3 = 7 (фильтров)
84 : 7 = 12 (литров) – за 1 минуту
12 * 2 = 24 (литров) – 1 и 2 устройство
12 * 3 = 36 (литров) – 3 устройство
4. Задача № 4(б)
30 : 6 = 5 (т) – за 1 минуту
60 : 5 = 12 (мин.)
Обратные задачи – самостоятельно, (вспомнить что такое обратные).
Взаимопроверка.
5. стр. 94 №3
По столбикам – у доски (девочки – 1 столбик, мальчики – 2 столбик);
VIII. Итоги
– Что делали на уроке?
– Что интересного вы узнали?