Урок математики, 3-й класс. Тема: "Единицы времени"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Расширить и уточнить знания детей о единицах времени.
  • Формировать умение определять время, повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию.
  • Формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с единицами времени.

Оборудование: модели часов.

ХОД УРОКА

I  Организационный момент

II  Актуализация знаний

На доске запись: сантиметр, секунда, метр, километр.
– Посмотрите, ребята, что это? (Величины)
– Что можно сказать о них? Лишнее? (Секунда)
– Продолжите ряд.

(На доске появляются единицы времени по мере называния их детьми)

– Расположите в порядке убывания.

Тысячелетие
Век
Год
Месяц
Неделя
Сутки
Час
Минута
Секунда

– Что можно сказать о такой единице времени, как век? Месяц? Час? и т.д.

– Как человек ориентируется во времени? С помощью чего? (Часы, календарь)
– Какие календари существуют?
– Какой сейчас год?
– Предыдущий?
– Последующий? Какой это год? (Високосный)
– Что это значит?
– К какому веку относятся эти года?
– Сколько месяцев в году?
– 1/4 от года, сколько это месяцев?(3)
– 1/6?, 1/12?
– Полгода – сколько это месяцев?
– 60 месяцев – сколько это лет?(5)
– Сколько лет в 3 веках?

III. Физминутка

IV. Работа под руководством учителя

– В древние времена ,наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, дни на часы. Но как отсчитывать время? И люди придумали первые часы.

СОЛНЕЧНЫЕ   ЧАСЫ

– Как они работали?
– Удобны ли они были?
– Такие часы были не очень удобны. И тогда люди изобрели часы, которые показывали время в любую погоду. А как они назывались , вы узнаете, решив примеры и соотнеся ответы с буквами.

(Решаем примеры по рядам, цепочкой на доске)

(93 – 58) : 5 * 3 + 69 =  Д                8 * 8 + 36 – 56 = Л                           17 + 15) : 4 + 88 = А
98 : 7 * 5 – 18 = Е                            18 * 5 – 56 + 28 = П                         (7 * 12 – 28) : 2 + 60 = И
29 * 3 – 69 + 54 = С                        (100 – 73) : 3 * 5 + 47 = Р                96 : 4 * 3 – 38 = К

 34 

  44 

  52    62    72    88    90    92    96 

  К 

  Л     Е   П     С    И    Д    Р    А 

– Что вы можете сказать о данных числах? (Четные, натуральные)
– Лишнее?
– Первая клепсидра представляла собой сосуд, из которого переливалась по капле вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался, по отметкам определяли ,сколько прошло времени, такие часы показывали время и днем и ночью, только воды не забывай подливать.

КЛЕПСИДРА

– А вскоре появились другие часы.

В них песчинки текут –
Секунды бегут.
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла. (Песочные)

– Удобны ли эти часы? Почему? (Измеряют малое кол-во времени, часы не измерить)
– И тогда были изобретены часы, к которым мы привыкли.
– Какие часы знаете? (Электронные и механические.)
– Расскажите о них.

V. Закрепление

1. Сколько пройдет времени, если часовая стрелка пройдет полный круг? Минутная?
2. Самолет летит из Москвы в С-Петербург 1 час, обратно 60 минут. На сколько больше времени он затрачивает на обратный путь? Почему?
3. Какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас:

– 1 час, 25 минут;
– 2 часа, 55 минут;
– 6 часов, 40 минут? 

– Как сказать по-другому?
– Сколько было времени 15 минут назад?

VI. Физическая минутка для глаз

VII. Работа с учебником

1. .№ 2, 3     стр.92 – назвать время.

2. На доске: стр.93 № 5(а),  № 5 (б, в) по вариантам. (Проверка.)

Единицы времени можно делить, умножать, вычитать, решать задачи.

3. стр.91  № 4 (в) – у доски.

2 + 2 + 3 = 7 (фильтров)
84 : 7 = 12 (литров) – за 1 минуту
12 * 2 = 24 (литров) – 1 и 2 устройство
12 * 3 = 36 (литров) – 3 устройство    

4. Задача № 4(б)

30 : 6 = 5 (т) – за 1 минуту
60 : 5 = 12 (мин.)

Обратные задачи – самостоятельно, (вспомнить что такое обратные).

Взаимопроверка.

5. стр. 94   №3

По столбикам – у доски (девочки – 1 столбик, мальчики – 2 столбик);

VIII.  Итоги

– Что делали на уроке?
– Что интересного вы узнали?