Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает, учить детей видеть ее со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними; развивать кругозор детей, воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование:
- Правила пользования газом (24 памятки - календаря).
- Картинки «У кого на кухне газ» и «Малышам о пожарной безопасности».
- Игрушечный телефон.
- Предметы или изображения:
- газовая плита;
- электрическая плита;
- утюг;
- пылесос;
- телевизор;
- магнитофон;
- кофемолка;
- люстра;
- чайник;
- миксер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
II. Проверка домашнего задания.
1 группа: Тест «Люди каких профессий принимали участие в строительстве дома».
1. Кто составляет чертеж дома?
- а) Айболит;
- б) архитектор;
- в) артист.
2. Кто белит стены и красит окна?
- а) музыкант;
- б) художник;
- в) маляр.
3. Кто не принимает участие в строительстве дома?
- а) писатель;
- б) строитель;
- в) электрик.
Взаимопроверка. Ответы на доске: 1б, 2в, 3а.
Поставь оценку соседу.
2 группа: По точкам составь рисунок дома.
3 группа: Заполнить свой адрес на конверте.
III. Заполнение погоды в календаре наблюдений.
IV. Новая тема.
Вы купили дом. Он пустой. Нужно заполнить его необходимыми вещами. Где их можно приобрести? (В магазине).
- Итак, пошли в магазин. Что первое купили?
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.(Газовая плита).
- Правильную покупку сделали?
- Для чего нужна газовая плита? (Ответы детей: …, …, …, обогреваться).
Выходят дети с картинками (на головах корона «04»).
Все вместе:
У кого на кухне газ,
Эти правила для вас!
1:
Рыжий маленький лисенок
Подошел к плите спросонок.
Он проснулся утром рано,
Чтобы чай согреть для мамы.
Из буфета спичку вынул,
Табурет к плите подвинул,
Не простое это дело…
… Мама вовремя успела,
А иначе бы сынок
Лапки рыжие обжег!
Нельзя пользоваться газом детям дошкольного возраста.
2:
Белка гостей на обед пригласила
Свежих грибочков в дупло наносила.
Жарит орешки гостям дорогим-
В кухне, как в бане - жарища и дым.
Вдруг голова закружилась у белки,
Белка роняет из лапок тарелки!..
… Белочка – дочка вблизи оказалась,
В кухне окно растворить догадалась.
Проветривайте помещение при пользовании газовыми приборами.
3:
Ёжик ходит в первый класс –
Он уже не маленький:
Уходя, закроет газ,
Все проверит краники!
Закрывайте краники плиты и кран газопровода, уходя из дома.
4:
Мышка – норушка почуяла сразу:
Норка наполнена запахом газа.
Видит: решетка вверху, на стене,
А на решетке висит паутина.
Мышка смекнула: «Ах, вот в чем причина!
Пыль, паутина закрыли пути –
Газу из кухни никак не уйти».
Если вентиляция неисправна, можно отравиться газом.
5:
Снег на земле покрывалом…
Холодно ёжику стало.
Ёжик горелки зажег,
Спрятался в спальный мешок.
Съежился, тяжко вздохнул
И… незаметно уснул.
Синее пламя струится,
Ёжику Африка снится…
… Мимо медведь проходил.
К счастью ежа разбудил.
Обогревать помещение газовой плитой нельзя.
6:
У неряхи у кота
С грязи лопнула плита.
Суп себе сварить не может!
И на что это похоже!
А у маленькой у мышки
Чистота всегда в домишке,
И с плитой проблемы нет –
Сварен вовремя обед.
Содержите газовую плиту в чистоте.
Все (хором):
Как почуешь газ в квартире,
Так звони нам - 04!
7:
Эти правила просты
Потрудись дружочек, все же:
Если их изучишь ты –
Газом пользоваться сможешь.
(Дети раздают календари – памятки «Как пользоваться газом» всему классу).
Откройте учебники на странице 118 и прочитайте 1 абзац (читает ученик).
Загадка:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно относиться к воде? (Использовать экономно).
Показ рисунка (экологическое правило):
Бережливым будь с водой
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой.
Чтение 2 абзаца на странице 118.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение изучения новой темы.
1) Продолжаем делать покупки в магазине.
а)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.(Электрическая лампочка, люстра).
б)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.(Холодильник).
в)
Живет в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная.(Телевизор).
2)
- Как назвать все отгадки одним словом? (Электроприборы).
- Почему их так называют?
- Какие электроприборы есть у вас дома? (Утюг, магнитофон, миксер, компьютер и др.).
- Как мы должны обращаться с электроприборами? (Бережно, осторожно).
3) А сейчас посмотрите сценку.
Мальчик сидит у телевизора. К нему по очереди приходят дети и зовут его на улицу играть.
- Илья, пойдем на улицу. Там такая хорошая погода!
- Нет, сейчас мультики идут. Потом.
(Табличка: «Через 1 час»).
- Илья, пойдем с нами в снежки играть.
- Сейчас, фильм досмотрю.
(Табличка: «Через 1 час»).
- Илья, мы с ребятами идем на каток, пойдем и ты с нами.
- Потом.
- Мама! У меня голова болит. (Все уходят).
- Почему у Ильи заболела голова?
- Что посоветуете Илье? (Больше двигаться, быть на свежем воздухе).
Чтение 3-4 абзацев на странице 118.
Учитель читает слова В. В. Маяковского:
Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!
Задает вопрос:
- Как случаются пожары? Назовите причины.
Дети называют причины, а затем учитель показывает карточки, на которых написаны эти причины.
Причины:
- неисправность электроприборов;
- забывчивость (забыли выключить);
- искра (печь, камин);
- легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
- спички (игры со спичками);
- керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожара – люди.
4) Выступает представитель пожарной службы.
Если все же случился пожар, выполняй эти простые правила (показывает картинки):
- Если ты чувствуешь запах дыма, становись на четвереньки и ползи к двери. Внизу дыма меньше (приложение 1, рис. 7).
- Если чувствуешь, что где-то горит, никогда не открывай дверь. Огонь может ворваться в твою комнату (приложение 1, рис. 2).
- Открой окно или балкон и зови на помощь (приложение 1, рис. 1);
- Никогда не прячься в шкаф или под кровать! Пожарным будет трудно там тебя найти (приложение 1, рис. 3);
- Если на тебе вдруг загорится одежда, не вздумай бежать:
- а) остановись;
- б) падай на пол;
- в) катайся по полу, пока пламя не погаснет (приложение 1, рис.5);
- Когда в доме горит, быстрей выбегай на улицу. Ни за что не задерживайся из-за своих любимых игрушек, собаки или кошки. Они сами о себе позаботятся. (приложение 1, рис. 6).
- О чем предупредила служба «01»? (приложение 1, рис. 4).
- Я надеюсь, что у вас, ребята, не произойдет так, как в частушках, которые исполнят ваши одноклассники.
Частушки:
1.
Были в доме мы одни,
Жгли бенгальские огни.
И потом из нас с тобою
Вышло к празднику жаркое.
2.
В доме шум, и гам, и крик:
- Срочно нужен мне парик!
Ах, плохие эти спички,
Съел огонь мои косички!
3.
Чтобы слезы вам не лить
Дождевым потоком
Не знакомьтесь никогда
За руку вы с током!
4.
С электричеством нам жить
Весело, прекрасно!
Но вот нос в него совать
Страшно и опасно.
5.
Петя наш, в глазок не глядя,
Дверь открыл чужому дяде.
Стало в доме Пети голо,
Нет ботинок выйти в школу!
6.
Ключ квартирный отдала
Жуликам Марина
Чтоб украли у нее
Срочно пианино.
VII. Закрепление.
Игра «Вызов по телефону пожарной команды».
Читает ученик с табличкой «01»:
Если вдруг пожар возник
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01».
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько в доме подъездов. Все это нужно сообщать, отвечая на вопросы диспетчера быстро, без запинок.
VIII. Итог урока.
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Дети читают вывод, который напечатан на листочках (у каждого):
В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запомнить, как правильно действовать.
IX. Домашнее задание.
Страница 118-119 прочитать.