В 2006/2007 учебном году в ГОУ СОШ № 1825 ЮЗАО г. Москвы было проведено несколько общешкольных внеклассных мероприятий, в которых принимали участие все методические объединения школы. Организатором каждого мероприятия выступало одно методическое объединение, и оно вокруг себя одним общим делом объединяло всех учителей школы. В этих мероприятиях участвовали и учителя физики.
I. Познавательная игра “Математика и физика вокруг нас” в рамках предметной недели математики и физики организована методическим объединением учителей математики и физики и проводилась с целью формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи физики и математики с другими науками. Учителями физики представлены следующие задания.
Задание для 5-го класса
Прочитайте замечательные слова писателей, укрывшихся под именем бессмертного Козьмы Пруткова, сопоставив цифры и буквы.
“16. 10. 1. 3. 1 12. 8 4. 9. 2 12. 5. 10. 15. 14. 1 12. 5 11. 3. 9. 13. 10. 1. 6. 15. 7. 1”
1 – Я 5 – Е 9 – И 13 – В 2 – Р 6 – Т 10 – Л 14 – 3 3 – Д 7 – С 11 – У 15 – Ь 4 – М 8 – А 12 – Н 16 – Г
Задание для 6-го класса
Расшифруйте фразу гениального Леонардо да Винчи, сопоставив цифры и буквы.
“3.10.1.3.4.11.12 13.2.9.14.5.6.9.4 15 4.5.7.8.15 4.5.7.8.15.4.5.7.16.5.17.5 4.2.8.6.9.4.3.18”
1 – А 4 – Т 7 – М 10 – Ч 13 – П 16 – Н 2 – Р 5 – О 8 – У 11 – Ь 14 – Х 17 – Г 3 – С 6 – Д 9 – И 12 – Е 15 – К 18 – Я
Задание для 7-го класса
Расположите физические слова так, чтобы из начальных букв составилось название прибора, с которым вы познакомились на уроках и объясните, для чего он нужен.
Ньютон | Манометр |
Давление | Очки |
Единицы измерений | Трение |
Инерция | Аристотель |
Масса | Ракета |
Задание для 8-го класса
Отгадайте кроссворд и прочитайте выделенное слово, обозначающее одно из зодиакальных созвездий.
1. Мельчайшая частица вещества.
2. Единица измерения работы.
3.
4. Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
5. Физическая величина, которую измеряет спидометр автомобиля.
6. Итальянский физик, создавший первый гальванический элемент.
7. Прибор для определения влажности воздуха, действие которого основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении влажности воздуха.
Задание для 9-го класса
1. Подберите правильный физический термин:
Оно совершается всеми телами, процессами, мыслями.
2. Какое утверждение верно:
Выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше:
а) когда вагон в покое; б) когда он движется.
3. Вспомните поговорку, используя перевертыш:
Громче пара, выше леса.
4. Космический корабль движется по прямой, соединяющей центры Земли и Луны. Расстояние от центра Земли до корабля таково, что сила притяжения Земли по модулю точно равна силе притяжения Луны. Работают ли ракетные двигатели, и если работают, то в какую сторону выбрасывается газовая струя из ракеты?
II. День Театра проведен руководителями школьного театра-студии “Наследие” и методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Мы любим театр, потому что театр – это мир творчества, мир волшебства и фантазии, красоты и гармонии. С целью активизации творческих способностей и возможностей учащихся мы приняли участие в школьном Дне Театра. В современных театрах используются самые разнообразные возможности – вплоть до компьютерных технологий. Но в школьном театре такими возможностями не обладают, поэтому очень интересовались, как создать подходящую атмосферу на сцене, как подчеркнуть выразительность действия с помощью достаточно простых средств и знаний в объеме основной средней школы. Поэтому мы показали световые явления.
1. Уже в I веке до н.э. было известно, что при прохождении через призму солнечный свет раскладывается в цветную полоску.
Английский физик И.Ньютон выделил в ней 7 цветов, иначе их называют цветами радуги.
Демонстрация: выключить освещение, перед осветительным прибором поставить призму, на экране получить спектр.
2. В театре для получения на сцене различных цветов на осветительных приборах ставят светофильтры.
Демонстрация: включить три осветительных прибора, вставив в них красный, зеленый и синий светофильтры. На экране получить три цветных пятна.
Красный, зеленый и синий цвета являются основными.
А теперь посмотрим, что происходит при смешивании цветов света:
красный и зеленый дают желтый цвет;
красный и синий – розовый цвет;
зеленый и синий – голубой цвет.
Выключить осветительные приборы, включить освещение.
Вопрос 1. Назовите цвета радуги в правильной последовательности.
Вопрос 2. Вспомните уроки ИЗО – какие цвета вы получали в результате смешивания красок:
красной и зеленой; красной и синей; зеленой и синей и совпадают ли они с теми цветами, которые были показаны на экране?
3. Если на пути светового пучка поставить непрозрачный предмет, то на экране получается тень от этого предмета.
Демонстрация: включить один осветительный прибор, получив большое светлое пятно на экране, выключить освещение, на пути светового пучка поставить фигуру собаки. Мы покажем несколько силуэтов на экране, и вы, наверняка, узнаете героев известной русской сказки.
Демонстрация: последовательно на экране появляются силуэты героев сказки “Репка”.
Вопрос 3. Где используется такой способ получения на экране силуэтов различных предметов?
4. Задание командам. Положите лист бумаги перед вертикально стоящим зеркалом и, следя за движением руки, отраженной в зеркале, напишите слово “театр”.
III. Военно-патриотическая игра “Будь готов!”, посвященная 65-летию битвы под Москвой, была организована методическим объединением учителей истории и обществознания с целью формирования у учащихся целостного представления о битве за Москву, раскрыть основное содержание оборонительного и наступательного периодов Московской битвы. Учителя физики представили следующий материал для проведения этой игры: характеристики и небольшая информация об оружии, которое применялось во время Московской битвы. Учащимся было предложено решить задачу на определение одной из характеристик оружия.
Винтовка Мосина
Характеристики:
Калибр | – | 7,62 мм |
Патрон | – | 7,62 ? 54 мм |
Масса | – | 4220 г |
Длина | – | 1306 мм |
Длина со штыком | – | 1738 мм |
Длина ствола | – | 800 мм |
Скорость пули | – | 640–880 м/с |
Боевая скорострельность без прицеливания | – | до 35 выстр./мин. |
Прицельная дальность | – | 1320 м |
Винтовка Мосина отличается от всех иностранных винтовок, отсечкой отражателем, которая не позволяла затвору посылать более одного патрона в ствол. Все зарубежные винтовки такого механизма не имели. Поэтому у них была низкая надежность, и они постоянно давали задержку при стрельбе. Некоторые утверждали, что патрон винтовки Мосина скопирован с иностранных винтовочных патронов. Это, мягко говоря, неправда. С.И. Мосин, отменно знавший баллистику, еще в 1887 г. задолго до иностранных оружейников предложил создавать оружие уменьшенных калибров и в частности 8 мм.
Задача
Пуля, выпущенная из винтовки Мосина со скоростью 640 м/с, достигла цели через 3 секунды. Определите расстояние до цели, если при ее достижении скорость пули уменьшилась до 500 м/с.
БМ-13 “Катюша”
Характеристики: реактивного снаряда М-13
колибр | – | 132 мм |
масса снаряда | – | 42,3 кг |
дальность стрельбы | – | 8,47 км |
время залпа | – | 7–10 с |
скорость снаряда | – | 20 м/с |
боевой машины МУ-2
база | – | ЗиС-6 |
масса | – | 43,7 т |
макс. скорость | – | 40 км/ч |
число направляющих | – | 16 |
“Катюша” – гвардейский реактивный миномет стал одним из самых страшных видов оружия времен великой Отечественной войны. В любом дивизионе, оснащенном, к примеру, установками БМ-13 было 5 таких машин, каждая из которых имела 16 направляющих.
“Катюша” использовалась в начале артналета, чтобы не дать вражеским солдатам времени спрятаться в окопы. Традиционно “Катюша” завершала артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку.
Первые испытания “Катюши” проводились в мае 1939 года (две коротких 3-метровых направляющих). Проект доработали: новые испытания состоялись 21 июня 1941 года.
Задача
Боевая реактивная установка БМ-13 имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,3 кг и силу реактивной тяги 27,07 кН. Найти скорость схода снаряда с направляющей балки.
Танк Т-34
Характеристики:
масса | – | 26 500 кг |
длина с пушкой | – | 6680 мм |
ширина | – | 3000 мм |
высота | – | 2450 мм |
мощность двигателя | – | 500 л. сил |
скорость по шоссе | – | 54 км/ч |
скорость по пересеченной | ||
местности | – | 38 км/ч |
запас хода | – | 300–400 км |
Вооруженные силы СССР во время Великой отечественной войны получили самый лучший танк Т-34, который обладал серьезным преимуществом по отношению к немецким танкам: имел более толстую броню, листы которой были установлены под рациональными углами, что заставляло снаряды немецких противотанковых пушек рикошетить; он был простой, надежный, достаточно быстрый и маневренный для машины среднего класса, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации, наконец, дешевый.
Задача
Придумать короткий рассказ с описанием характера движения танка Т-34, график зависимости скорости от времени которого изображен на рисунке.
Литература
- 1. http://www.rustana.ru
- 2. http://legion.wplus.net/guide/army/rs/bm13.shtml
- 3. http://vip.lenta.ru