Цели урока:
- Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);
- Совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления;
- Формирование умения учащихся работать самостоятельно и в паре;
- Формирование системно-информационного подхода к анализу информации, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- Развитие познавательного интереса, алгоритмического и логического мышления.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Разминка. Электронная презентация Приложение1
Слайд 2. Что больше: сумма арабских цифр или их произведение? Ответ: сумма.
Слайд 3. Если к числу систем счисления, используемых в компьютере, прибавить число бит в 1 байте и из полученной суммы вычесть отличную школьную оценку, а затем полученный результат умножить на размер алфавита двоичной системы счисления, то получится это число. Ответ: 12.
Слайд 4. Если к числу, записанному в восьмеричной системе счисления, приписать справа один нуль, то данное число увеличится в некоторое число раз. В какое? Если из ответа на данный вопрос вычесть частное 1002 и количества информации, которое несет 1 разряд двоичного числа, то получится этот результат. Ответ: 4.
Слайд 5. В школе 3 компьютерных класса. Всего компьютеров - 1000002. В первом и во втором классах по 10112 компьютеров. Сколько компьютеров в третьем классе? Ответ: 10.
Слайд 6. В классе 38 ряда парт по 1102 парт в каждом ряду. Сколько учеников учится в классе, если за каждой партой сидит по 102 ученика и 416 парты не заняты? Ответ: 24.
3. Входной тест на компьютере. Если учащиеся ответят на большинство предложенных вопросов, то смогут отгадать ключевые слова, которые определят тему урока: сложение, вычитание, умножение, деление (арифметические операции).
4. Частичное изложение нового материала (операция сложения) на примерах:
34210+76710 101112+10112 5728+4148 A1F16+8B116
5. Самостоятельная работа учащихся (операции сложения и вычитания в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, операции умножения и деления в двоичной системе счисления)
6. Рефлексия. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
План самостоятельной работы учащихся
№ п/п | Учебный материал с указанием задания | Руководство к действию |
1 | Цель: освоить
операцию сложения в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Действия: 1.1 Рассмотри решение примеров на сложение многозначных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Всё ли тебе понятно? 10012 + 10112 = ? 6778 + 3508 = ? 5В416 + С5216 = ? Рисунок1 Ответ: 10012 + 10112 = 101002 1.2 Реши примеры. Решение запиши с подробным пояснением. 10112 + 11102 = ? 2638 + 7058 = ? F0716 + 63A16 = ? 1.3 Проверь вычисления с помощью электронного калькулятора (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор - Вид: инженерный). |
Работай в паре. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю.
Работай самостоятельно В случае правильного результата приступи к выполнению пункта 2. В случае неверного результата исправь ошибки. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю. |
2 | Цель: освоить
операцию вычитания в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Действия: 2.1 Вспомни алгоритм вычитания многозначных чисел в десятичной системе счисления на примере: 300810 – 17210 = ? Запиши решение. 2.2 Продумай алгоритм вычитания многозначных чисел в любой другой позиционной системе счисления (не забудь про основание). 2.3 Разберись в решении примеров на вычитание многозначных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления: 11012 - 1102 = ? 7508 - 2368 = ? B1916 – 7FA16 = ? Рисунок2 Ответ:11012 - 1102 = 1112 2.4. Реши примеры. Решение запиши с подробным пояснением. 11002 - 1102 = ? 6178 - 2458 = ? 1A816 –F616 = ? 2.5. Проверь вычисления (используй обратную операцию - операцию сложения). Решение запиши с подробным пояснением. |
Работай самостоятельно
Работай в паре. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю
Работай самостоятельно
В случае правильного результата приступи к выполнению пункта 3. В случае неверного результата проанализируй ошибки и исправь их. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю. |
3 | Цель: освоить
операцию умножения в двоичной системе счисления. Действия: 3.1. Вспомни алгоритм умножения многозначных чисел в десятичной системе счисления на примере: 30510 х 6210 = ? Запиши решение. 3.2 Продумай алгоритм умножения чисел в двоичной системе счисления. 3.3 Разберись в решении примера на умножение многозначных чисел в двоичной системе счисления: 10112 х 1012 = ? Рисунок3 Ответ: 10112 х 1012 = 1101112 3.4. Реши примеры. 10012 х 1012 = ? 1012 х 1112 = ? 3.5 Проверь вычисления с помощью электронного калькулятора (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор - Вид: инженерный). |
Работай самостоятельно.
Работай в паре. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю
Работай самостоятельно
В случае неверного результата проанализируй ошибки и исправь их. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю. |
4. | Цель: освоить
операцию деления в двоичной системе счисления. Действия: 4.1. Вспомни алгоритм деления многозначных чисел в десятичной системе счисления на примере: 128810 :5610 = ? Запиши решение. 4.2. Продумай алгоритм деления многозначных чисел в двоичной системе счисления. 4.3 Разберись в решении примера на деление многозначных чисел в двоичной системе счисления: 1001112 : 11012 = ? Рисунок 4 Ответ: 1001112 : 11012 = 112 4.4. Реши примеры. 111102 : 1102 = ? 110012 : 1012 = ? 4.5. Проверь вычисления с помощью электронного калькулятора. |
Работай самостоятельно.
Работай в паре. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю.
Работай самостоятельно
В случае правильного результата приступи к выполнению пункта 5. В случае неверного результата проанализируй ошибки и исправь их. В случае затруднения обратись за консультацией к учителю. |
5. | Выходной контроль Цель: проверить освоение способов сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной). Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу. Действия: 5.1 Выполни действия, заданные в таблице 5.2. 1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки. Переведи полученные значения в десятичную систему счисления. Результат занеси в таблицу 5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера. 5.4. Точки соедини последовательно по правилу: 1 уровень: 5-6-7-5 |
По окончании работы поставь учителя в известность. |
Дополнительное задание 1. Расшифруй высказывание знаменитого ученого Николая Ивановича Лобачевского. Переведи числа из десятичной системы счисления в заданную и наоборот. 2. В спортивном клубе занимаются 340 человек – 155 мальчиков и 141 девочка. В какой системе счисления посчитано количество спортсменов? 3. Во дворе школы учащиеся посадили 237 деревьев и декоративные кустарники. Всего было посажено 1207 саженцев. Сколько кустарников посадили школьники? 4. Расставьте вместо знаков вопроса знаки арифметических операций так, чтобы было верно следующее равенство в двоичной системе: 1100 ? 11 ? 100 = 100000 5. Восстановите неизвестные цифры в примере на сложение, которые обозначены знаком вопроса, определив вначале, в какой системе счисления изображены числа: 2?21 |