Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Вода и ее свойства" (по программе Л.В. Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: знакомство с некоторыми свойствами воды и их использование человеком.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
  • знакомство со свойствами воды;
  • дать представление об использовании этих свойств на практике.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;
  • развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • набор лабораторного оборудования;
  • Презентация Роwer Point;
  • вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, речной песок;
  • тетрадь на печатной основе по курсу «Мы и окружающий мир» 2 класс автор Н.Я. Дмитриева, учебник «Мы и окружающий мир» 2 класс автор Н.Я.Дмитриева.

Тип урока: урок–исследование.

Форма проведения урока: групповая.

Урок по теме: первый.

Применение интерактивных технологий

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости мои коллеги. Поприветствуйте их. Улыбнитесь. Настройтесь на работу. Тихо сядьте на свое место.

- Уважаемые коллеги, друзья. Мы рады видеть вас у нас в гостях, надеемся, что вам понравится и вы не пожалеете о потраченном времени.

2. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку:

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …

Презентация. (Приложение 1)

Вы догадались верно. Будем говорить о воде.

Тема нашего урока: Вода. Знакомая – незнакомка.

  • Как бы вы объяснили название темы?
  • Что вы знаете о воде?
  • Что хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

3. Проблемная ситуация.

В одной из русских народных сказок, героине дают задание»принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет?

4. Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

Изучать свойства вы будете в своих лабораториях.

5. Ассоциативный ряд.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово»вода»?

Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник).

Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только Вода!

6. Презентация.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планета Вода.

Вода краса все природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

- Какие реки вы можете назвать?

Кто может их показать?

Назовите реки нашей области.

Есть ли у вас сообщения о реках области?

Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли.

Гордостью нашей огромной страны является Байкал.

Что вы знаете об этом озере?

Красоту воды мы видим в морях, Назовите и покажите известные вам моря.

Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода.

Покажите океаны и расскажите о них.

Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда–то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака).

Нахмурится, насупится.
В слезы ударится
Ничего не останется.

(Тучи).

Вода по воде плавает (лед, айсберг).

Скатерть бела весь мир одела (снег).

Что за звездочки резные
на пальто и на платке
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке.

(Снежинки).

Утром падаю всегда
не дождинка не звезда –
И сверкаю в лопухах
на опушке и в лугах.

(Роса).

Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадет
Но никуда я не пойду
Покуда он идет.

(Дождь).

Что видно, когда ничего не видно? (Туман).

Не колючий, светло–синий
По кустам развешен ….
В кружево просто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А в сущности только Вода.

7. О воде много сложено пословиц.

Какие вы можете назвать?

Прочтите пословицы, подобранные мной:

  • Была бы водица, а зелень народиться.
  • Умный человек, как родник.
  • Вода камень точит.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Хлеб, да вода богатырская еда.

- Как бы вы объяснили последнюю пословицу?

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину. ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем раскрывается это свойство.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
не наесться, не напиться!
смею вам я доложить
без нее нам не прожить!

  • О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
  • Как же воду принести в решете?
  • Какое свойство воды использовала героиня сказки?

9. Физминутка.

Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево вправо поклонились
вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.

10. Какие же еще есть удивительные свойства воды?

  • Имеет ли вода цвет? Запах?
  • Прозрачна ли она? Есть ли вкус?
  • Имеет ли она форму?
  • Почему реки текут?
  • Почему суп соленый, а чай сладкий?

(Приложение 2)

На эти вопросы вы ответите в своих лабораториях.

В каждой лаборатории своё задание. Но прежде чем приступить к работе повтори правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод.

11. Проверка на интерактивной доске.

Обсудите в своих лабораториях результаты исследований и сделайте выводы.

Откройте тетради на печатной основе страница 21, зад. 21.

Все ответы будем фиксировать в таблице.

В вертикальной графе указаны состояния воды.

В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое.

Имеет ли вода цвет и запах (гр 1).

Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы

Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2).

Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы.

Имеет ли вода форму? (гр 3).

Ответы лаборатории 3. Выводы.

Что означает свойство Текучесть? (гр 4).

Отвечает лаборатория 4. Выводы.

Под таблицей напишите растворимость (гр 5).

Ваши выводы.

12. Закрепление.

Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает:

  • Вода имеет запах;
  • Вода голубого цвета;
  • Вода растворяет некоторые вещества;
  • Вода обладает способностью течь;
  • У воды нет вкуса;
  • Вода имеет форму.

13. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

Учебник стр. прочитать об удивительном свойстве воды. Стр. 98-99.

Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести ее на мороз.

14. Итог урока.

Что вы дома можете рассказать о воде и ее свойствах?

15. Оценивание.

16. В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда
Символ жизни на земле Вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!

Спасибо за помощь на уроке.