Нравственное воспитание подрастающего поколения на занятиях "Этической грамматики" (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


В проекте Государственной программы “Развитие и воспитание детей в Российской Федерации до 2010 года” определён стратегический смысл воспитания школьников. Он “заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами российского общества, способными реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей”. Там же сформулирован и главный результат воспитания, который должна достигнуть школа. Это: “развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовность к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию”.

Исходя из этого, наша школа сегодня, решая социально-педагогические задачи воспитания и осуществляя процесс развития личности, видит в курсе “Этической грамматики” огромный потенциал и активно использует его в своей воспитательной работе.

Два года назад мы познакомились с автором данной программы Шемшуриной Аллой Ивановной, профессором, заведующей лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии семьи и воспитания. Встречи с Аллой Ивановной и наша собственная убежденность в необходимости разрешения вопроса нравственного воспитания в современной школе, подвигли нас к тому, чтобы активно использовать в воспитательной работе школы занятия по курсу “Этическая грамматика”.

Первоначально в коллективе мы провели заседание педагогического совета, на котором будущие педагоги-экспериментаторы (Качалина И.Г., Крылова О.Е., Баранова Е.А) познакомили коллектив учителей с данной программой. Совместно были разработаны основные этапы изучения программы, выделены задачи, поставлены ближайшие и перспективные цели. Затем началась работа в экспериментальных классах. Еженедельно в 1 “А” и в 5 “А” проводились уроки этической грамматики, на которых в интересной, игровой форме ребята решали, подчас, нелёгкие нравственные задачи.

Каждое занятие начиналось с эмоционального настроя, позволяющего сориентировать детей на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать эмоционально-положительную основу занятия. Важным диагностическим показателем являлся цвет, который использовался ребёнком не столько как изобразительное средство, а как способ выражения своего эмоционального состояния и настроения.

Школьники были поделены на 3 возрастные группы. Первая возрастная группа (1-4 классы) путешествовала в Страну Добронравию со сказочным героем по имени Вежа. На занятиях дети знакомились и упражнялись в выполнении простейших правил общения со сверстниками и взрослыми, основанными на уважении и доброжелательности. Различные формы проведения занятий способствовали формированию любви и уважения к родным, друзьям, природе и родному краю. На этих занятиях дети учатся просто и естественно выражать свои чувства и эмоции.

Пятиклассники в течение года совершали волшебное путешествие в страну “Азбука простых истин”, где их радушно встречала хозяйка Азбуковеди. На пути их ждали сказочные герои, которые ставили детей перед серьёзным нравственным выбором. Сражаясь с Драконом, ребята учились распознавать свои неблаговидные поступки, объяснять себе причины их возникновения и находить пути их преодоления.

Уроки нравственности, построенные на основе философских бесед с выдающимися деятелями науки и искусства, способствовали формированию нравственных и гражданских идеалов у старшеклассников.

Для популяризации курса “Этическая грамматика” в декабре 2006 года на базе нашей школы был проведён практический семинар для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей образовательных учреждений Воскресенского района. На этом семинаре прошла презентация программы, которая состояла из теоретической и практической частей. Классным руководителям был предложен ряд практических заданий из курса “Этическая грамматика”.. В декабре 2007 года состоялся семинар для руководителей общеобразовательных учреждений района “Нравственное воспитание подрастающего поколения на занятиях “Этической грамматики”. Эмоционально-положительный настрой педагогов и желание сотрудничать стали лучшими показателями нашей работы и доказательством успешности развития эксперимента.

Мы надеемся, что “Этическая грамматика”, став органичной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе, поможет нам стать для ребёнка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять морально и обусловит его ценностные ориентиры.

Приглашаем к сотрудничеству педагогов, заинтересовавшихся нашей работой. Наш адрес: wkola-2@mail.ru