Открытый урок в 3-м классе по рисованию на тему "КВН в стране Изобразительного искусства"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тип урока: обобщающий

Цель:  закрепить знания и представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства, об изобразительных терминах, о творчестве русских художников и народных промыслах.

Задачи: 

  • закрепить названия русских народных промыслов: Дымковского, Хохломского, Городецкого, Гжельского и умение узнавать изделие того или иного промысла;
  • упражнять д. в отгадывании кроссвордов на тему изобразительного искусства, в составлении рассказов о картинах; 
  • закреплять умение подбирать цвета для получения того или иного оттенка;
  • формировать умение работать в команде, составлять коллективный рисунок;
  • развивать фантазию и воображение, чувство товарищества.

Оборудование:  бумага, простой карандаш, ластик, 4 листа ватмана, гуашь, кисти, банка под воду, салфетка. Членам жюри – бланк. (Приложение 1)

Зрительный ряд:  «ромашка» с изобразительными терминами, эскизы изделий четырёх народных промыслов, 4 кроссворда «радуга», 4 карточки с примерами на смешение цветов, репродукции картин русских художников-пейзажистов – И.Левитана, Ф.Васильева, И.Шишкина, В.Поленова,  К.Юона, А.Куинджи (6 штук).

Подготовка к уроку:  команды КВН, состоящие из 7–8 человек, придумывают себе названия («Карандаши», «Акварелька», «Художники» и т.п.), изготавливают эмблемы команд,  выбирают капитанов и получают домашнее задание: составить словесное описание известного пейзажа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II.  Основная часть

Учитель: Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас и благодарю за то, что вы решили отправиться в страну Изобразительного искусства! Капитаны команд, встаньте, пожалуйста, и представьте свои команды.

Команды представляются и показывают эмблемы.

Учитель: Разрешите представить членов жюри…

Жюри – это родители учеников или учителя других классов.

Учитель: Итак, команды готовы? Тогда отправляемся в путь! Для начала – разминка!  У каждой команды на столе лежит «ромашка», на обратной стороне её лепестков написаны содержания терминов изобразительного искусства. По моему сигналу, каждый член команды отрывает себе лепесток, читает вопрос и пишет ответ – название термина. Затем все вместе проверяете ответы и передаёте ромашки членам жюри. На разминку даётся 3 минуты. Время пошло! Начали!

При подсчёте очков – за правильный ответ даётся 1 балл.

Изобразительные термины для разминки

1

Композиция рисунка из разных цветов, ягод и причудливых линий, вписанная в любую форму. 

Узор

2

Изображение, быстро выполняемое художником с натуры.  

Набросок

3

Вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

Живопись

4

Построение картины, когда все предметы расположены правильно и красиво. 

Композиция

5

Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.  

Пейзаж

6

Гармоничное сочетание цветов в картине.

Колорит

7

Все цвета, кроме чёрного, белого и серого. 

Хроматические

(Приложение 2.)

Учительобъявляет первый конкурс: «Народные промыслы».

Сейчас каждая команда получит картинки с изображением изделий различных народных промыслов. Ваша задача: разложить их по промыслам и подписать названия этих росписей. На выполнение этого задания даётся 5 минут. Начали! Время пошло!

Максимальное количество очков за этот конкурс- 4 балла.

(Приложение 3.)

Учитель объявляет второй конкурс: «Кроссворд «Радуга».

Команде выдаётся один кроссворд, состоящий из 7 вопросов. Первая буква названия цвета радуги – это первая буква каждого ответа. Вам придётся не только отгадать слова кроссворда, но и раскрасить всю картинку. Какая команда быстрее всех справится с заданием – та и будет победителем!

В конкурсе кроссвордов – за правильный ответ – 1 балл.

 

Вопросы кроссворда

Ответы

К

Резкое различие двух величин: размера, цвета и др.

Контраст

О

Строгий узор, построенный по законам ритма и цвета

Орнамент

Ж

Тёплый цвет

Желтый

З

Картина И.И.Левитана. 

Золотая осень

Г

Вид изобразительного искусства

Графика

С

автор картины «Девочка с персиками». 

Серов

Ф

Изобразительные материалы

Фломастеры

(Приложение 4.)

Учительобращается к игрокам: Следующий конкурс – это конкурс капитанов! Капитаны команд приглашаются к доске». Им выдаются карточки с примерами из различных цветов: жёлтый + синий = ?, синий + белый = ?, зелёный + жёлтый = ? и т.д.  «Кто из капитанов быстрее справится с заданием – тот и победитель, но жюри проверит: нет ли ошибок?

Жюри сообщает итоги.

(Приложение 5.)

Учитель: А сейчас настало время проверки домашнего задания. Командам было предложено составить словесное описание четырёх известных картин. Прослушав описание, команда – противник должна назвать картину и художника, её создавшего. Учитывается не только правильный ответ, но и полнота описания картины. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 6.

Команды по очереди зачитывают описание своих картин. Через минуту – команда соперников называет картину и фамилию художника.

Последний конкурс – «Коллективный рисунок».

Учитель обращается к детям: Вы знаете, что художник, делающий рисунки к тексту книг, называется…(правильно, иллюстратор). Сейчас произойдёт необычное: команды будут создавать коллективную иллюстрацию к стихотворению Сергея Михалкова «Рисунок». Каждый член команды рисует только один из предметов, о котором говорится в стихотворении.  По моему сигналу к планшетам с большим листом белой бумаги подходят первые представители команд и краской с кистью начинают рисовать. Затем подходят следующие игроки и изображают стихотворение дальше, пока не будет закончен весь рисунок.
Слушайте стихотворение:

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу, (первые игроки рисуют дорогу)
На ней быка нарисовал, (вторые игроки рисуют быка)
А рядом с ним корову. (Третьи игроки рисуют корову и т.д.)
Направо дождь, налево сад.
В саду пятнадцать точек.
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным тучи зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.

Готовый рисунок показывают зрителям и жюри. Жюри оценивают коллективную иллюстрацию по пятибалльной системе.

III. Итог урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране Изобразительного Искусства. Я надеюсь, что оно было интересным и полезным не только для участников команд, но и для зрителей.

К доске выходит председатель жюри, объявляет победителя и вручает призы команде – победительнице.