Тип урока: обобщающий
Цель: закрепить знания и представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства, об изобразительных терминах, о творчестве русских художников и народных промыслах.
Задачи:
- закрепить названия русских народных промыслов: Дымковского, Хохломского, Городецкого, Гжельского и умение узнавать изделие того или иного промысла;
- упражнять д. в отгадывании кроссвордов на тему изобразительного искусства, в составлении рассказов о картинах;
- закреплять умение подбирать цвета для получения того или иного оттенка;
- формировать умение работать в команде, составлять коллективный рисунок;
- развивать фантазию и воображение, чувство товарищества.
Оборудование: бумага, простой карандаш, ластик, 4 листа ватмана, гуашь, кисти, банка под воду, салфетка. Членам жюри – бланк. (Приложение 1)
Зрительный ряд: «ромашка» с изобразительными терминами, эскизы изделий четырёх народных промыслов, 4 кроссворда «радуга», 4 карточки с примерами на смешение цветов, репродукции картин русских художников-пейзажистов – И.Левитана, Ф.Васильева, И.Шишкина, В.Поленова, К.Юона, А.Куинджи (6 штук).
Подготовка к уроку: команды КВН, состоящие из 7–8 человек, придумывают себе названия («Карандаши», «Акварелька», «Художники» и т.п.), изготавливают эмблемы команд, выбирают капитанов и получают домашнее задание: составить словесное описание известного пейзажа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II. Основная часть
Учитель: Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас и благодарю за то, что вы решили отправиться в страну Изобразительного искусства! Капитаны команд, встаньте, пожалуйста, и представьте свои команды.
Команды представляются и показывают эмблемы.
Учитель: Разрешите представить членов жюри…
Жюри – это родители учеников или учителя других классов.
Учитель: Итак, команды готовы? Тогда отправляемся в путь! Для начала – разминка! У каждой команды на столе лежит «ромашка», на обратной стороне её лепестков написаны содержания терминов изобразительного искусства. По моему сигналу, каждый член команды отрывает себе лепесток, читает вопрос и пишет ответ – название термина. Затем все вместе проверяете ответы и передаёте ромашки членам жюри. На разминку даётся 3 минуты. Время пошло! Начали!
При подсчёте очков – за правильный ответ даётся 1 балл.
Изобразительные термины для разминки |
||
1 |
Композиция рисунка из разных цветов, ягод и причудливых линий, вписанная в любую форму. | Узор |
2 |
Изображение, быстро выполняемое художником с натуры. | Набросок |
3 |
Вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. | Живопись |
4 |
Построение картины, когда все предметы расположены правильно и красиво. | Композиция |
5 |
Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы. | Пейзаж |
6 |
Гармоничное сочетание цветов в картине. | Колорит |
7 |
Все цвета, кроме чёрного, белого и серого. | Хроматические |
(Приложение 2.)
Учительобъявляет первый конкурс: «Народные промыслы».
Сейчас каждая команда получит картинки с изображением изделий различных народных промыслов. Ваша задача: разложить их по промыслам и подписать названия этих росписей. На выполнение этого задания даётся 5 минут. Начали! Время пошло!
Максимальное количество очков за этот конкурс- 4 балла.
(Приложение 3.)
Учитель объявляет второй конкурс: «Кроссворд «Радуга».
Команде выдаётся один кроссворд, состоящий из 7 вопросов. Первая буква названия цвета радуги – это первая буква каждого ответа. Вам придётся не только отгадать слова кроссворда, но и раскрасить всю картинку. Какая команда быстрее всех справится с заданием – та и будет победителем!
В конкурсе кроссвордов – за правильный ответ – 1 балл.
Вопросы кроссворда |
Ответы |
|
К |
Резкое различие двух величин: размера, цвета и др. | Контраст |
О |
Строгий узор, построенный по законам ритма и цвета | Орнамент |
Ж |
Тёплый цвет | Желтый |
З |
Картина И.И.Левитана. | Золотая осень |
Г |
Вид изобразительного искусства | Графика |
С |
автор картины «Девочка с персиками». | Серов |
Ф |
Изобразительные материалы | Фломастеры |
(Приложение 4.)
Учительобращается к игрокам: Следующий конкурс – это конкурс капитанов! Капитаны команд приглашаются к доске». Им выдаются карточки с примерами из различных цветов: жёлтый + синий = ?, синий + белый = ?, зелёный + жёлтый = ? и т.д. «Кто из капитанов быстрее справится с заданием – тот и победитель, но жюри проверит: нет ли ошибок?
Жюри сообщает итоги.
(Приложение 5.)
Учитель: А сейчас настало время проверки домашнего задания. Командам было предложено составить словесное описание четырёх известных картин. Прослушав описание, команда – противник должна назвать картину и художника, её создавшего. Учитывается не только правильный ответ, но и полнота описания картины. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 6.
Команды по очереди зачитывают описание своих картин. Через минуту – команда соперников называет картину и фамилию художника.
Последний конкурс – «Коллективный рисунок».
Учитель обращается к детям: Вы знаете,
что художник, делающий рисунки к тексту книг,
называется…(правильно, иллюстратор). Сейчас
произойдёт необычное: команды будут создавать
коллективную иллюстрацию к стихотворению Сергея
Михалкова «Рисунок». Каждый член команды рисует
только один из предметов, о котором говорится в
стихотворении. По моему сигналу к планшетам с
большим листом белой бумаги подходят первые
представители команд и краской с кистью начинают
рисовать. Затем подходят следующие игроки и
изображают стихотворение дальше, пока не будет
закончен весь рисунок.
Слушайте стихотворение:
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу, (первые игроки рисуют дорогу)
На ней быка нарисовал, (вторые игроки рисуют быка)
А рядом с ним корову. (Третьи игроки рисуют корову и т.д.)
Направо дождь, налево сад.
В саду пятнадцать точек.
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным тучи зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.
Готовый рисунок показывают зрителям и жюри. Жюри оценивают коллективную иллюстрацию по пятибалльной системе.
III. Итог урока
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране Изобразительного Искусства. Я надеюсь, что оно было интересным и полезным не только для участников команд, но и для зрителей.
К доске выходит председатель жюри, объявляет победителя и вручает призы команде – победительнице.