Цели урока:
- Познакомить с понятием «массив».
- Формировать умение заполнять массивы различными видами данных.
- Развивать логическое мышление и внимание.
Оборудование:
- Плакаты с примерами массивов.
- Программа «Массивы», часть 1.
- Карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент. Разминка.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться –
(Предлагается учащимся исправить ошибки в стихах).
Закричал охотник: «Ой!
Д (З)Вери гонятся за мной!»На виду у детворы
Крыс(ш)у красят маляры.Посмотрите-ка, ребятки:
Р (М)аки выросли на грядке.Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:- Там ползет зеленый л(ж)ук
С длинными усами!Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно в(г)рачей.Мы собрали васильки,
На головах у нас – щ(в)енки.Старый дедушка Пахом
На коз(н)е скакал верхом.Жучка буд(л)ку не доела:
Неохота. Надоело.На пожелтевшую траву
Роняет лев(с) свою листву.Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.Миша дров не напилил
Печку к(щ)епками топил.Синеет море перед нами,
Летают м(ч)айки над волнами.
2. Работа над новым материалом.
1) Продолжаем путешествие по информатическим волнам. И сегодня мы попадаем в неизведанное нами море. Его название вы узнаете, если выполните следующее задание. На доске плакат. Рассмотри ряды предметов, чисел и букв. Что вы можете о них сказать?
2) Вывод: Числа, буквы или другие предметы в ряду можно назвать элементами ряда. Ряд, в котором находятся элементы, обладающие общим признаком, называются массивом. Вы, конечно, слышали такие названия: «лесной массив», «жилой массив». Что они означают? Что является элементом массивов? Какое название можно дать одному дереву, дому? Есть определение массива в стихах (И.Б. Мылова):
Ряд из чисел или букв, иль других предметов,
Скажем, счетное число похожих элементов.
Ряд тот строен и красив. Называется – массив.
Массивы могут состоять из рядов, а могут состоять из таблиц, в которые занесены элементы, обладающие общим признаком, например:
3) Массивам принято давать имена и нумеровать элементы по порядку. Например:
А
А | К | Н | В | Ы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В
2 | 17 | 39 | 4 | 15 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Значения элементов этих массивов читаются так:
- А(1)=А; А(2)=К; А(3)=Н; А(4)=В; А(5)=Ы;
- В(1)=2; В(2)=17; В(3)=39; В(4)=4; В(5)=15.
Место, куда заносится элемент массива, называется ячейкой.
4) Физкультминутка для снятия утомления с туловища.
5) Работа в тетрадях: стр.82, задание 2.
6) Что такое массив? Из чего он состоит? Давайте поиграем. На доске плакат. Дайте имя массиву. Пронумеруйте элементы.
Впишите в скобки номера ячеек элементов массива:
7) Объяснение домашнего задания: стр. 83–84.
8) Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
3. Практическая работа на компьютере. Программа «Массивы» - карточки для индивидуальной работы с программой:
4. Итог урока. Оценки за работу на компьютере.