Урок информатики во 2-м классе по теме "Понятие «"массив»" (программа С.Н. Тур, Т.П. Бокучава "Первые шаги в мире информатики")

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с понятием «массив».
  2. Формировать умение заполнять массивы различными видами данных.
  3. Развивать логическое мышление и внимание.

Оборудование:

  1. Плакаты с примерами массивов.
  2. Программа «Массивы», часть 1.
  3. Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Разминка.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться –

(Предлагается учащимся исправить ошибки в стихах).

Закричал охотник: «Ой!
Д (З)Вери гонятся за мной!»

На виду у детворы
Крыс(ш)у красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки:
Р (М)аки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый л(ж)ук
С длинными усами!

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно в(г)рачей.

Мы собрали васильки,
На головах у нас – щ(в)енки.

Старый дедушка Пахом
На коз(н)е скакал верхом.

Жучка буд(л)ку не доела:
Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву
Роняет лев(с) свою листву.

Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил
Печку к(щ)епками топил.

Синеет море перед нами,
Летают м(ч)айки над волнами.

2. Работа над новым материалом.

1) Продолжаем путешествие по информатическим волнам. И сегодня мы попадаем в неизведанное нами море. Его название вы узнаете, если выполните следующее задание. На доске плакат. Рассмотри ряды предметов, чисел и букв. Что вы можете о них сказать?

2) Вывод: Числа, буквы или другие предметы в ряду можно назвать элементами ряда. Ряд, в котором находятся элементы, обладающие общим признаком, называются массивом. Вы, конечно, слышали такие названия: «лесной массив», «жилой массив». Что они означают? Что является элементом массивов? Какое название можно дать одному дереву, дому? Есть определение массива в стихах (И.Б. Мылова):

Ряд из чисел или букв, иль других предметов,
Скажем, счетное число похожих элементов.
Ряд тот строен и красив. Называется – массив.

Массивы могут состоять из рядов, а могут состоять из таблиц, в которые занесены элементы, обладающие общим признаком, например:

3) Массивам принято давать имена и нумеровать элементы по порядку. Например:

А

А  К Н В Ы
1 2 3 4 5

В

2 17 39 4 15
1 2 3 4 5

Значения элементов этих массивов читаются так:

  • А(1)=А; А(2)=К; А(3)=Н; А(4)=В; А(5)=Ы;
  • В(1)=2; В(2)=17; В(3)=39; В(4)=4; В(5)=15.

Место, куда заносится элемент массива, называется ячейкой.

4) Физкультминутка для снятия утомления с туловища.

5) Работа в тетрадях: стр.82, задание 2.

6) Что такое массив? Из чего он состоит? Давайте поиграем. На доске плакат. Дайте имя массиву. Пронумеруйте элементы.

Впишите в скобки номера ячеек элементов массива:

7) Объяснение домашнего задания: стр. 83–84.

8) Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.

3. Практическая работа на компьютере. Программа «Массивы» - карточки для индивидуальной работы с программой:

4.  Итог урока. Оценки за работу на компьютере.