Экологическая сюжетно-ролевая игра "Лесное происшествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
  2. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
  3. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Предварительная работа:

Познавательная деятельность:

  • Экскурсия в зоопарк «Орто дойду».
  • Прогулки в лес, на реку, озеро, луг.
  • Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях из книги «С любовью о природе».
  • Беседа о правилах поведения людей в природе.

Ознакомление с художественной литературой:

  • Русские народные сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Медведь – липовая нога», «Зимовьё зверей», «Лиса и рак», «Медведь и собака».
  • «Лесные путешествия» В.Бианки.
  • «Большая книга леса» Л.Л.Стишковская.
  • «Энциклопедия животных» Е.Лаврентьева.
  • «Планета животных» Стив Паркер.

Подвижные игры с элементами имитации:

  • «Птицы».
  • «Лес. Сад. Огород».
  • «Где спрятался зайчик».
  • «Собери урожай».
  • «Человек – верный сын природы».
  • Домино «Мы из красной книги России».

Оборудование:

  • Макеты деревьев;
  • вёдра;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»;
  • носилки;
  • макет автомобиля;
  • спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга и пр.

Сопутствующие игры:

  • «Больница»;
  • «Спасатели»;
  • «Пожарники»;
  • «Журналисты».

Предполагаемые роли:

  • Девочка – Весточка;
  • жители леса – животные;
  • врач;
  • ветеринар;
  • водители;
  • спасатели;
  • санитары;
  • пожарники;
  • журналисты.

Обогащение и активизация словаря:

  • Патруль;
  • бедствие;
  • происшествие;
  • эвакуация;
  • милосердие.

Примерный план развития сюжетно–ролевой игры «Зелёный патруль» («Спасатели», «Планета Земля в опасности», «Лес – наше богатство»).

  Этапы становления игры
1. Закрепление знаний о животных, растениях нашей планеты. Накапливание знаний о профессии эколога, спасателя от познавательных занятий, постепенный переход и игровым умениям
2. Организуем совместные с детьми игры – придумывания на известные сюжеты.

Воспитываем умения партнёров.

3. Учим изменять замысел в соответствии с предложениями всех участников

Формируем игровые действия согласно замыслу.

4. Совместно с детьми комбинируем разнообразные события, стремясь к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
5. Активизируем воображение, добиваемся самостоятельного развёртывания сюжета.
6. Придумываем реальную историю, а не игру - сказку, вызывающую эмоциональный отклик всех участников игры.

Учимся преодолевать препятствия на пути достижения цели игры.

7. Организовываем художественно–продуктивную деятельность родителей, детей и педагога. Изготовление декорации, макетов, костюмов, масок.

Ход игры:

  1. Жизнь животных в лесу.
  2. Прилетает Весточка: «Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
  3. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
  4. Чтобы потушить пожар и спасти животных участники игры должны преодолеть различные препятствия: пробежать по наклонной доске, кувыркнуться на мате, прыгнуть через перекладину, проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу, они переносят пострадавших зверей в больницу и тушат пожар. В больнице девочки – санитарки лечат зверей. Оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
  5. После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель оценивает деятельность детей и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.