Урок информатики по теме "Технологии обработки графической информации". Компьютерные презентации

Разделы: Информатика, Технология


Тип урока: урок контроля.

Цели к уроку:

1. Общеобразовательные:

  • Обеспечить повторение следующих информационных понятий: понятие мультимедиа технология, гипермедиа технология, интерактивность, гиперссылка, компьютерная презентация, понятие слайда, графические примитивы, инструментальная программа, понятие локальной сети.
  • Закрепить умения и навыки работы в PowerPoint.
  • Формировать общие умения и навыки: работать с раздаточным материалом, действовать по алгоритму (защита проекта по плану).

2. Развивающие:

  • Формировать мыслительные умения: структурировать объекты (выделять составные части объекта и располагать их в иерархическом виде), делать выводы об эффективности тех или иных приёмов работы в PowerPoint, устанавливать связь с прошлым материалом (работа с меню, окнами приложений).
  • Развивать творческое (продуктивное) мышление (в процессе создания презентаций), способствовать совершенствованию умений и навыков по применению законов логики, т. е. излагать свои мысли последовательно, непротиворечиво, обосновано. Совершенствовать мыслительные операции (находить главные связи и отношения предметов).
  • Формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней.

3. Прикладные:

  • Закрепление знаний, умений и навыков по основным технологическим приёмам работы в POWERPOINT.
  • Оценка уровня приобретённых знаний по теме, приобщение к педагогике сотрудничества.

Методы обучения: контроль товарищами.

Форма: урок-турнир.

Оборудование и наглядные средства обучения: раздаточный материал (оценочные таблицы, вопросы), компьютерный класс.

Межпредметные связи: интегрированный урок информатика - технология.

Подготовительный этап:

  1. Учащимся предлагается домашнее задание – перечень вопросов, на которые нужно найти ответы, рекомендуется список литературы;
  2. Вся учебная группа делится на 7 подгрупп (команд);
  3. В каждой группе выбирается руководитель, администратор сети;
  4. При необходимости учителем назначается время консультации.

В процессе подготовки к защите проекта преследовались цели:

  1. Развитие навыков самостоятельной работы, планирование своей деятельности, умение доводить свою работу до завершённого вида;
  2. Развитие навыков комплексного использования компьютера для решения прикладной задачи;
  3. Развитие исследовательских навыков и навыков анализа найденного материала;
  4. Закрепление навыков работы в графическом редакторе PAINT, в редакторе презентаций POWERPOINT и переноса информации между ними;
  5. Развитие навыков коллективной работы.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Проверка прочности ранее усвоенного материала и актуализация опорных знаний (беседа с классом);
  3. Основная часть (защита проекта);
  4. Подведение итогов.

Конспект урока:

Сто лет назад грамотность, т.е. умение выполнять стандартные, механические операции с текстовой и числовой информацией давала человеку огромные преимущества в жизни. Пятьдесят лет назад была осознана необходимость функциональной грамотности (понимания, самостоятельного действия). Сегодня нужна новая грамотность, в которую входят технические навыки компьютерного ввода, оперирования с экранными представлениями информационных объектов и моделей, а также умения работать с информационными и коммуникационными технологиями. В современных условиях юноши и девушки, вступающие в жизнь должны обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые за последнее десятилетие оформились в виде научных дисциплин. Им нужны умения и навыки планирования своей деятельности, поиска информации, нужной для решения стоящих перед ними задач, дисциплины общения и структурирования сообщений, т. е. выделения составных частей и расположения их в определённом порядке, навыки использования всех видов технических средств в жизни и быту, творчества на производстве. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни поисковыми и информационными, вычислительными и инструментальными системами, человек приобретает не только необходимые навыки, но и новое видение мира.

В процессе изучения темы «Мультимедиа технологии, работа в POWERPOINT», а также в процессе создания проекта, вы узнали много новых понятий, усвоили навыки работы в POWERPOINT. Сегодня мы проведем зачётное занятие по теме. Эта тема изучалась вами как в курсе информатики, так и в курсе технологии - поэтому урок интегрированный. Вы получите 2 оценки: по технологии (за раскрытие темы, за правильно построенную защиту) и по информатике (за правильный подбор рисунков, шрифтов, фона и т. д., за умение применять гиперссылки, за целесообразность применения анимационных эффектов, за умение использовать локальную сеть при демонстрации презентации).

Задачи, которые стоят перед учащимися на сегодняшнем уроке:

По информатике:

  1. Закрепить основные понятия темы;
  2. В процессе защиты проекта закрепить умения и навыки работы в POWERPOINT;
  3. Оценить уровень приобретенных знаний, опираясь на основные требования к презентации.

По технологии:

  1. Оценить уровень приобретенных знаний, опираясь на основные требования к созданию и защите проекта.

Перед тем как мы непосредственно преступим к защите презентации, вспомним основные понятия, относящиеся к теме урока.

Беседа учителя с классом по вопросам:

  1. К какому типу программ относятся POWERPOINT и PAINT?
  2. К каким технологиям относятся POWERPOINT и PAINT?
  3. Можно ли сравнить презентацию с диафильмом? В чём её преимущества.
  4. Можно ли назвать программы пакета Office мультимедийными, интерактивными, гипермедийными?
  5. Что такое слайд?
  6. Этапы создания творческого проекта.
  7. Этапы создания презентации.

Переходим к основной части нашего урока (на доске «Цели перед учащимися» пункты 2,3) – защите проекта. У каждого есть таблица, по пунктам которой строится защита (Приложение 1) и требования к структуре и содержанию презентации (Приложение 2), руководствуясь которыми вы защищаете свою презентацию. В это время сидящие в классе группы учащихся и учителя входящие в состав жюри, выставляют в клеточках, относящихся к определённому этапу защиты презентации определенной команды, «+», «-» или «+-», и в результате, учитывая все плюсы и минусы, выставляется общая оценка, принимая за основу которую, учителя информатики и технологии выставляют оценки за проект. На защиту презентации отводится 5 минут, оппоненты могут задать не более двух вопросов защищающим презентацию. В каждой команде есть системный администратор, основной докладчик (руководитель) и помощники.

Представьте что вы на совете директоров какого-либо предприятия, где вы должны отстоять свою точку зрения, на выставке-презентации вашей работы, на конкурсе и т. д., где вы должны заинтересовать своей работой присутствующих.

В качестве примера рассмотрим и обсудим презентацию, подготовленную учащимися в прошлом году (Приложение 3).

Идёт защита презентаций, учитель направляет и, если нужно, корректирует действие учащихся, следит за временем.

Подведение итогов:

  1. Сначала презентации оцениваются оппонентами (учащимися других команд, заранее заготовлены карточки с баллами – «3», «4», «5»), оценки выставляются каждой группе, и руководители групп аргументируют выставленные оценки.
  2. Жюри выставляют и аргументируют свои оценки.
  3. Учителя информатики и технологии подводят итоги и на основе оценок учащихся и жюри выставляют оценки за защиту и подготовку к защите проекта.