Целью моей профессиональной деятельностью является развитие мелкой моторики посредствам пластилиновой живописи, а также готовить руку ребенка к письму.
Живые яблочки на веточках
Задачи занятия:
1. Учить детей с помощью пластилинографии передавать свои наблюдения за объектами живой и неживой природы, что позволит познакомиться ребенку с окружающей его природой.
2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму, головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).
3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки.
4. Развивать композиционные навыки.
Материал для занятия:
- плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер 1/2 А4;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- стека;
- фотоиллюстрация со снегирями.
Предварительная работа с детьми вне занятий: наблюдения за поведением птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, развешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог. Ребята, я сегодня вышла из дома пораньше. Стояло чудесное зимнее утро. В воздухе пахло свежестью, под ногами хрустел снежок. И вдруг я увидела необыкновенную картину.
Снегири
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой,
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых, яблоки клюют.
(Т.Белозеров)
Педагог. Дети, что меня удивило?
Дети. На березе яблоки не растут, они растут на яблоне и поспевают не зимой, а летом и осенью.
Педагог. Вы правы, я тоже сразу об этом подумала, поэтому решила подойти поближе, чтобы во всем разобраться.
Яблоки на ветке?
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Дети. Снегири!
Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему я снегирей приняла за яблоки?
Дети. Потому что у снегирей грудки красного цвета.
(Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением птиц, о которых идет речь.)
Педагог. Конечно. На улице очень холодно, и птицы облепили веточки березы, нахохлились, голову втянули в перышки, поджали лапки, чтобы согреться, лишь только алые грудки издалека видны. Снегири – это зимующие дома птицы, не улетающие осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в густых зарослях северных лесов, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки и сады, клюют ягоды рябины или шиповника, разные семена.
Снегирь
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Г.Абрамов)
“Зимой снегирям, как и другим зимующим птицам, приходится нелегко: холодно и голодно. Не найти корма под снегом. Поэтому птицы перебираются ближе к человеческому жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами домов. И очень радуются кормушкам, которые развешивают для них взрослые и дети”.
Снегири
Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порогом
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
“Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша”.
(П.Воронько)
(Педагог приглашает детей на прогулку в зимний лес.)
Физкультурная пауза
Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит. И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. На зиму долгую в нашем лесу Мы приготовим птичкам еду. Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться. Посмотри наверх скорей Ты на смелых снегирей, Прилетели, прилетели, Не испугались сильной метели. Поклевали, пошумели, Песенку свою пропели: “Рюм-рюм-рюм” И куда-то полетели. Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься. |
Машут руками, как будто работают
лыжными палками. Вращение туловищем вправо и влево. Руки вверх,
маши руками влево-вправо.
Поднимают голову кверху. Машут руками, как крыльями. Стучат пальчиками правой руки по левой ладошке. Машут руками-крыльями.
Садятся на свои места. |
Педагог. Покормили снегирей, они в знак благодарности спели свою мелодичную песенку. Как они напевали?
Дети. Рюм-рюм-рюм.
2. Практическая часть
Педагог. Сегодня мы с вами изобразим снегирей при помощи пластилина.
Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации, обсуждают особенности строения тела снегиря: овальное туловище красного цвета, черная, маленькая, слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями), прямоугольный черный хвостик с небольшой выемкой на конце.
Этапы выполнения работы
1. Веточки. Из пластилиновых колбасок коричневого цвета выложить основную ветку и отходящие боковые веточки.
2. Снегирь.
Туловище. Скатать шарик из пластилина красного (малинового) цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, прикрепить туловище птицы сверху ветки, расплющить, сохраняя исходную форму.
Крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, заострить концы колбаски. Согнуть ее дугой, концами касаясь рабочего стола, взять дугу посередине и средней частью приложить к верхней стороне туловища, там, где должна быть голова птицы. Края дуги выложить по бокам туловища, расплющить на основе.
Сделать горошины-глаза белого (желтого) цвета, желтую короткую морковку-клюв.
Скатать короткие и тонкие колбаски белого и синее цветов, разделить их пополам, выложить полоски на средней части крыльев. Стекой нарисовать вертикальные штрихи на белой полоске и штрихи-перышки на концах крыльев.
Хвост. Короткую колбаску черного цвета приложить к нижней части туловища, на конце колбаски стекой сделать надрез, а края сместить в стороны.
Второго снегиря можно изобразить в другой позе – сидящим на ветке боком, в этом случае черную колбаску следует выкладывать сверху туловища, вдоль одного бока.
3. Дополнения в общую композицию:
снег на ветках – длинные колбаски белого цвета, закрепленные поверх веток;
рябина – ягоды-шарики красного цвета, выложенные гроздью, с нарисованной точкой-серединкой внизу каждой ягодки.
Разминка для пальчиков
“Снегирек”
Сел на ветку снегирек. Пошел снежок – он промок. Ветер подул слегка. Обсушил нам снегирька. Снегирек встрепенулся, К солнышку взлетел Песенку запел. (Т.Бондаренко) |
Руку, согнутую в локте, поставить на
стол, пальцы сложить в виде клюва. Опустить “голову птицы” клювом вниз. Помахать другой рукой на “снегирька”. Повертеть “головой снегирька” в разные стороны. Соединить большие пальцы обеих рук, остальными пальцами делать взмахи, как крыльями. |
3. Заключительная часть
Педагог хвалит детей за красивое композиционное решение, отмечает тех ребят, которые внесли дополнения в свои работы (гроздья рябины, поверх веточек изобразили снежок). Напоминает о том, чтобы дети не забывали зимой кормить птиц, поддержали их в трудное холодное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых.
Педагог читает детям стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”.