Эпиграф:
Чтобы решить уравненье,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпенья,
Ручку, перо и тетрадь.
Цели урока: учащиеся знакомятся с определением квадратного уравнения и изучают методы решений неполных квадратных уравнений; развитие логического мышления, внимания, аккуратности учащихся.
Метод урока: проблемно - поисковая ситуация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Устная работа.
1. Найдите, корень уравнения: 7х- 4 = 10. (2)
Корнем следующих уравнений тоже является число 2. Восстановите пропущенное число.
- -4х+10.=? (2);
- 10х +2 =? (22).
2. Какое из данных уравнений имеет два корня; один корень; не имеет корней? (ответ в виде голосования)
- х2 = 0;
- х2 = - 4;
- 6х = 3;
- х2=4;
- 6х2 = 0;
- х2 = 3;
- -5х2 = 5.
3. Вместо пропусков назовите такие, числа или буквенные, выражения, чтобы равенства были верными.
- Зв-12 = (в-4);
- + = 7(у+11);
- 9с + = (9 + 6) ;
- ах + вх2 = (а + вх);
- т + тх = т ( +х);
- х2 - 1/25 = (х - )(х + ).
III .Задача.
Я задумала число, больше. 1, удвоенный квадрат которого равен этому числу, увеличенному в три раза. Найдите это число.
- Задуманное число_____
- Его удвоенный квадрат____
- Его увеличили в 3 раза_____
- Получим уравнение _________
Итак, мы получили уравнение 2х2 = 3х.
Данное уравнение называется неполным квадратным уравнением. Целью нашего урока будет научиться решать неполные квадратные уравнения. Позже, мы вернемся к задаче и решим ее.
Вообще, квадратным уравнением или уравнением II степени называется уравнение вида: ах2 + вх + с = 0, где а, в, с - числа, а 0.
а- 1 коэффициент; в-2 коэффициент; с - свободный член.
Рассмотрим все возможные случаи равенства нулю чисел в ис.
- Если в = 0, то уравнение примет вид ах2 +с = 0.
- Если с =0,, то ах2 + вх = 0.
- Если в = с =0, то ах2 = 0.
Всему классу предложено решить уравнение Зх2 =0, затем в общем виде ах2 = 0. Корнем данных уравнений является число ноль.
Затем класс делится на две команды и каждой предложено найти способ решения следующих уравнений:
- -Зх2 + 27 = 0
х1 =3; х2 = - 3. - 4х2 + 8х = 0
х1= 0; х2 = - 2.
Решаем уравнения в общем виде:
ах2 + в = 0 и ах2+вх=0
Вернемся к решению задачи.
2х2=3х
х1=0, х2=1,5
Поскольку по условию задачи число больше единицы, то ответом является только число 1,5.
IV. Закрепление материала.
Следующее тестовое задание оформлено на карточке 1), 2). (Приложение 1)
V. Решить уравнение с параметром.
При каких значениях а корень уравнения х(а² - 5) = х + 3 равен -1?
VI. Подведение итогов урока. Оценки.
Пояснить домашнее задание, которое оформлено на карточке 3). (Приложение 1)