Цель элективного курса - углубленное изучение вопросов экологии и охраны природы. Он является основным материалом для обучения учащихся в профильных классах, а также дополнением к урокам географии и биологии, внеклассным занятиям по этим предметам и призван содействовать вооружению учащихся системой знаний, практических умений и навыков по экологии и охране природы.
Задачи курса - ознакомление с основами экологии, воспитание, у учащихся любви к природе, расширение их научных знаний по основам правильного природопользования, развитие навыков самостоятельной практической работы в природе.
Во время практических занятий школьники изучают местные природные комплексы, нуждающиеся в восстановлении и защите от разрушения. Они выполняют работу по восстановлению и сохранению зеленых насаждений, охране птиц, сохранению муравейников и пр., оказывают помощь местным хозяйствам в борьбе с эрозией почв и принимают активное участие в организации и проведении массовых мероприятий по охране природы.
На основе первичных знаний об элементах и связях в природных сообществах, полученных в курсах физической географии, ботаники, зоологии углубляются знания школьников о естественных процессах, происходящих в природе, и рассматриваются, как эти процессы изменяются под влиянием деятельности человека (сельскохозяйственной, промышленной, транспортной, градостроительной, природоохранной и др.).
На протяжении изучения всего элективного курса необходимо охарактеризовать деятельность человека, приводящую как к положительным, так и к отрицательным изменениям естественных процессов в природе, систематически обучать школьников правилам и навыкам поведения в природе (правила пользования огнем, выбор места и размещения стоянок в природе, пользование источниками воды, соблюдение санитарно-гигиенических требований поведения в условиях природы и т.п.).
Распределение часов по темам зависит от местных условий и специфики природно-экономического окружения.
Введение
(4 ч, из них 1 ч на самостоятельную работу)
Ознакомление с основными экологическими понятиями, с влиянием деятельности человека на окружающую природу. Охрана природы как необходимое условие сохранения природной среды человека.
Самостоятельная работа. Знакомство с природоохранительными законами РТ и РФ.
Естественнонаучные основы охраны природы
(12 ч, из них 2 ч на экскурсию)
Понятие о биосфере. Факторы, влияющие на жизнь (факторы неживой, живой природы и влияние на них деятельности человека).
Природные сообщества на примере леса, луга, степи, болота и других сообществ, характерных для местных условий. Видовой состав и взаимосвязи в сообществах. Различный характер отношений внутри вида и между видами (на конкретных примерах).
Относительный характер понятий "хищник-жертва" и "польза-вред" в природе. Влияние деятельности человека на изменение численности растений и животных (по возможности на местных примерах).
Экскурсия в природное сообщество (на двух примерах), изучение видового состава растений и животных и их взаимосвязи в сообществе.
Охрана атмосферы
(6 ч, из них 4 ч на практические работы)
Краткий обзор физико-химических свойств атмосферы. Естественное загрязнение атмосферы.
Влияние деятельности человека на состояние и свойства атмосферы в отдельных районах. Источники искусственного загрязнения атмосферы. Виды загрязнений (химические, физические) и их последствия.
Влияние загрязнений атмосферы на живую природу. Меры по предупреждению загрязнения атмосферы в нашей стране.
Практические занятия
Изучение влияния загрязнений атмосферы на окружающую живую природу.
Охрана вод (8 ч, из них 4 ч на практические занятия)
Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Обеспеченность пресной водой населения и отраслей хозяйства - проблема мирового масштаба.
Причины водного "голода" в индустриально развитых странах. Восстановление и сохранение водных ресурсов. Опасность загрязнения Мирового океана.
Водоемы нашей страны (искусственные и естественные), их охрана и рациональное использование.
Практические занятия
Составление карт местных водных источников (родников, ручьев, колодцев, прудов, озер и других водоемов). Обследование этих водоемов и участие в работе по улучшению их состояния (в летний период).
Экскурсия на водоочистные сооружения или санитарно-эпидемиологическую станцию.
Охрана почв
(10 ч, из них 8 ч на практические работы)
Роль почвы в природе и жизни человека. Почвообразование. Основные типы почв. Положительное и отрицательное воздействие человека на почву. Эрозия почв (естественная и искусственная), виды эрозии.
Виды загрязнения. Защита почв от загрязнения. Государственные меры по охране почв.
Практические занятия
Снегосъемка на поле, лугу, в лесу и сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Изучение территории с эрозированными почвами и определение причин и видов эрозии.
Охрана растительных ресурсов
(10 ч, из них 6ч на практические работы)
Зеленые растения - основной источник пищи и кислорода на Земле. Роль растений в жизни человека. Последствия сокращения площади растительных сообществ.
Основные проблемы рационального использования и защиты растительных ресурсов в нашей стране и за рубежом.
Практические занятия
Учет площади зеленых насаждений и определение видового состава и состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Охрана животных
(10 ч, из них 5 ч на практические работы)
Роль животных в круговороте веществ и энергии в природе. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.
Сокращение или увеличение численности видов, изменение ареала, сокращение видового состава как следствие прямого и косвенного воздействия человека.
Практические занятия
Изучение видового состава и учет численности местных зимующих птиц. Участие в организации массовой работы учащихся по подкормке птиц и других животных, изготовлению искусственных гнездовий. Определение мест для правильного размещения гнездовий. Участие школьников в проведении праздника День птиц.
Охрана недр
(5 ч, из них 1 ч на практическую работу)
Рост в потребности в полезных ископаемых в эпоху научно-технической революции. Реальность угрозы истощения некоторых полезных ископаемых.
Рудные и нерудные полезные ископаемые и их рациональное использование. Задачи охраны полезных ископаемых.
Практические занятия
Сбор материала для школьной коллекции на тему "Полезные ископаемые родного края".
Охрана ландшафтов
(5 ч, из них 3 ч на практические работы)
Ландшафтоведение как часть физической географии. Примеры естественно обособившихся природно-территориальных комплексов, их взаимосвязи. Возникновение мелких природно-территориальных комплексов на примере родного края.
Охрана типичных ландшафтов и уникальных объектов природы.
Практические занятия
Выявление и учет на территории района редких природных объектов, подлежащих охране.
Туризм и охрана природы
(6 ч, включая туристский поход)
Правила поведения туриста в природе. Устройство походного лагеря, правила сбора топлива для костров, обращения с огнем в природе, использования питьевых источников, соблюдения сроков сбора ягод, грибов и пр.
Туристский поход в природу (зачетного характера).
Литература
- Экология России. В.Н. Кузнецов, М. 1995 г.
- Экология. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, М. 1995 г.
- Экология России. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, М. 1995 г.
- Забота о ландшафте и охрана природы. Л. Бауэр, Х. Вайничке, М. 1989 г.
- Экология России. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова М, АО“МДС” 1995 г.
- Основы экологии. Н.М. Чернова В.,Учитель 2007 г.