Тема: «Наш край – Ямал».
Цели:
- Познавательные:
- расширить знания детей о богатстве природы нашего края;
- учить находить наш край на контурных картах России;
- систематизировать представление детей об охране природы.
- Развивающие:
- формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.
- Воспитательные:
- помочь учащимся строить свое поведение в природе на основе знаний, полученных ранее;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- картинки с изображением животных, растений
- карточки слов: (полезные ископаемые, деятельность человека);
- ТСО (видеофильм);
- карта Ямала, карта России;
- контурные карты.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем крае. Вспомним, чем богат наш край, в каких природных зонах он расположен и еще раз подумаем, как должен вести себя человек, чтобы наш край остался богатым и красивым.
– Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать с одного замечательного стихотворения:
Услышу ль сосен шум
В полдневный час,
Журчанье струй средь
Камушков у брода, –
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна,
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём,
Запечатлев на век в душе
Ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда:
Все возродится снова.
Но если ...
Впрочем, в наш жесткий век
Понятно всем, что это «если»
значит?
О, Человек!
Природа – мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет
Ни росных трав, ни голубых небес...Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
II. Сообщение темы урока
– Давайте докажем, что наш край Ямал является тем самым храмом природы о котором говорилось в стихотворении.
III. Работа с картой. Выявление первичных знаний учащихся
– Определяем расположение нашего края на карте
России. В летний период, когда начинаются большие
летние каникулы, мы разъезжаемся в разные уголки
России. И чтобы вы смогли своим бабушкам,
дедушкам, к которым вы приезжаете, где находится
ваш северный край, вы обязательно должны уметь
находить наш край – Ямал на карте.
А расположен полуостров Ямал на севере нашей
Родины. (Показать на большой карте, потом на
карте Ямала. Город Губкинский).
IV. Практическая работа
– Чтобы лучше запомнить местонахождение
нашего края, мы проведём практическую работу.
Найдите и обведите на контурной карте территорию
Ямала. Отметьте наш город Губкинский.
– Какие города содружества вы знаете? (Ноябрьск,
Новый Уренгой, Муравленко, Губкинский)
– Назовите столицу нашего края? (Салехард)
– Отметьте ее на карте.
– Давайте ещё раз внимательно посмотрим на
карту.
– Какие природные зоны занимает наш край?
Назовите.
– В соответствии с природными зонами, нам необходимо вспомнить: какие растения, животные обитают в нашем крае, какие полезные ископаемые находятся в недрах Ямальской земли и чем занимается местное население, в том числе и коренные жители.
V. Самостоятельная работа в группах
– Предлагаю вам работу в группах.
1 группа.
– У вас на партах находятся иллюстрации самых разнообразных растений России, из которых вы должны выбрать те, которые растут в нашем крае.
2 группа.
– Животные.
3 группа.
– Полезные ископаемые. Выбрать только те, которые находятся в недрах ямальской земли.
4 группа.
– Деятельность человека.
- рыболовство;
- охота;
- скотоводство;
- добыча газа;
- оленеводство;
- земледелие;
- добыча нефти.
VI. Проверка самостоятельной работы (на доске вывешиваются ответы).
– Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
– Богатство нашего края неоспоримо, но от нас с вами, от жителей зависит, сохранится ли это богатство, от того, как мы будем вести себя в Храме природы, не разрушим ли мы природное единство, поможем ли мы природе заживить раны, полученные человеком, иначе, те животные, птицы, растения, которые занесены в Красную книгу, (показать) навсегда исчезнут из храма природы Ямала и Храм опустеет совсем.
(Зачитать названия исчезающих видов растений, животных)
– Посмотрите, насколько увеличились бы эти списки, если бы первозданная природа осталась бы в целости и сохранности.
– Мы не случайно начали свой урок с карты Ямала. Растет население, появляются все новые и новые города. Люди осваивают все новые и новые территории, стараясь достать богатство из недр земли. И от нас с вами зависит дальнейшее благополучие будущее Храма природы.
VII. Домашнее задание
– И домашнее задание вам будет творческим: нарисовать природоохранительные знаки, касающиеся именно нашего края, именно наших растений, животных.
VIII. Итог урока
– На следующих уроках мы продолжим разговор о нашем ямальском крае, более подробно узнаем о городах содружества, о растительном и животном мире.
– А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чем занимались?
– Для чего?
Выставление оценок.
– Действительно, мы говорим о том, как нужно вести себя в храме (независимо от вероисповедания: мусульмане, христиане, католики, вести себя нужно таким образом, чтобы не нарушить законов, канонов данного храма, ничего не меняя в привычном ритме жизни этого храма. Так и в природе – ничего нельзя нарушать.
IX. Подходит к концу на урок и перед тем, как мы посмотрим фильм, я вам зачитаю еще одно стихотворение, которое настроит вас на еще более бережное отношение к природе.
Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть природы храм,
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
– Давайте же постараемся жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы, пели птицы.
X. Видеофильм