Уроки экономики

Тема: Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость

Урок экономики в 10 классе

Девиз урока

«Кто поедет от столба  сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону,  тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав останется»                                                                 Русская народная сказка

 
Что лежит в основе модели

 

Ограниченность производственных ресурсов,  имеющихся у людей для удовлетворения их неограниченных потребностей,  делает необходимым выбор между различными способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и результатов,  соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью)

Чему должны научиться гимназисты

1. Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными   ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.

2. Понимать идею,  лежащую в основе концепции альтернативной стоимости,  применять её при анализе конкретных примеров.

3. Понимать сущность проблемы выбора.

4. Использовать принцип рационального поведения при принятии решения

5. Уметь аргументировать принятое решение.

 

Экономическая модель

Одна из первых проблем,  названных экономическими,  заключается в том,  что человеческие потребности всегда превосходят возможности,  которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит,  что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны,  в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

         Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов,  производства,  распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые необходимы для осуществления процесса производства,  называются факторами производства,  их четыре: труд,  капитал,  природные ресурсы (земля),  предпринимательская способность. Эти ресурсы,  несмотря на их различие и разнообразие,  имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы максимальную отдачу,  наибольший эффект.

         Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает,  что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом.

         Таким образом,  экономические действия людей – это результат осознанного выбора,  предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает,  что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек,  который хочет гулять,  готовиться к контрольной работе,  посетить секцию волейбола  одновременно,  должен выбрать что-то одно и примириться с тем,  что часть его потребностей останется неудовлетворённой.

         Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения,  т.е. сравнение затрат и выгод,  связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды,  плата за принятое решение. Тот,  кто принимает решение,  выберет любую альтернативу,  в которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты,  и отвергнет любую альтернативу,  в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения.

Базовые понятия

  • Производственные ресурсы

  •        Человеческие ресурсы (труд)

  •        Природные ресурсы (земля)

  •        Капитальные ресурсы (капитал)

  •        Предпринимательская способность (принятие решений и риск)

  •        Информация

 
  • Факторы производства

  • Ограниченность ресурсов

  • Проблема выбора

  • Альтернативная стоимость

  • Маржинальный анализ

  • Рациональное поведение

  • Принятие решения