Уроки экономики

Тема: Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость

Урок экономики в 10 классе

Девиз урока

«Кто поедет от столба  сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону,  тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав останется»                                                                         Русская народная сказка

Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»

1. В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно много наборов? 

2. Если «да», то в каком случае? Если «нет», то почему? 

3. Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.

4.Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?

5.  На втором этапе некоторые команды  производили  заготовки только одного, двух  видов. Почему?

6.Вспомните уроки обществознания,  как назвать их действия с точки зрения экономической науки? (специализация и разделение труда).  У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (отходы производства).

7. У какой команды их меньше?  Поговорите об эффективном использовании ресурсов.  Что можно делать с отходами?

Игра   «Ограниченный ресурс»

Класс разбить на 7 команд (по 3-4 чел.)

Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона   (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см,  треугольник со сторонами 2,5 см),  ножницы.

Описание игры (I этап)

  1. Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.

  2. Сообщите, что каждая команда будет производить  заготовки для некоторого товара.

  3. Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно). 

  4. У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник). 

  5. Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.

  6. Работа прекращается по сигналу «Стоп». 

  7. После окончания «производства»  команды или учитель считают количества наборов.

  8. Информация выписывается на доске.

Описание игры (II этап)

  1. Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались «лишние» заготовки  или осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки. 
    Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску.  Что можно сделать в такой  ситуации? 
    Выслушайте мнения учеников, обсудите идею  обмена.

  2. Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время  для переговоров и принятия решения о том, что  производить. 

  3. После переговоров объявите этап производства (3 минуты). 

  4. После  «производства» раздайте командам  ножницы.  Команды вырезают заготовки и производят  обмен.

  5. Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды. 

  6. Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды. 

  7. Посчитайте и сравните общее число наборов на  первом и втором этапе.  Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.

При наличии времени и желании можно провести игру "Планирование выпускного вечера", которая вызывает у учащихся интерес и формирует навыки рационального поведения. В практике работы учителя применение знаний учащихся при выполнении проектных работ. Проект "Планирование выпускного вечера" (то же - семейного бюджета и пр.) может быть подготовлен группами учащихся и защищён на уроке, оценен одноклассниками и выбран лучший из предложенных вариантов.