Урок экономики в 10-м классе "Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость"
Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.
Экономическая модель
Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.
Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов, производства, распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства, их четыре: труд, капитал, природные ресурсы (земля), предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы, несмотря на их различие и разнообразие, имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов, которое принесло бы максимальную отдачу, наибольший эффект.
Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает, что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом.
Таким образом, экономические действия людей – это результат осознанного выбора, предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает, что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек, который хочет гулять, готовиться к контрольной работе, посетить секцию волейбола одновременно, должен выбрать что-то одно и примириться с тем, что часть его потребностей останется неудовлетворённой.
Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.
Что лежит в основе модели
Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).
Чему должны научиться дети
- Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
- Понимать идею, лежащую в основе концепции альтернативной стоимости, применять её при анализе конкретных примеров.
- Понимать сущность проблемы выбора.
- Использовать принцип рационального поведения при принятии решения
- Уметь аргументировать принятое решение.
Базовые понятия
- Производственные ресурсы
- Человеческие ресурсы (труд)
- Природные ресурсы (земля)
- Капитальные ресурсы (капитал)
- Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
- Информация
- Факторы производства
- Ограниченность ресурсов
- Проблема выбора
- Альтернативная стоимость
- Маржинальный анализ
- Рациональное поведение
- Принятие решений
Описание урока
Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Ограниченный ресурс», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств; в ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, их связи с понятием альтернативной стоимости, используется маржинальный анализ.
Цели урока:
- Образовательные:
- формирование понятия сущности ограниченности ресурсов;
- обучение рациональному выбору в принятии экономических решений, использованию принципа рационального поведения.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к материальным благам;
- воспитывать навыки принятия коллективных решений.
- Развивающие:
- формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
- содействие развитию у гимназистов умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.
Материально-техническое, информационное и учебно-методическое обеспечение
- Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики под редакцией д.э.н., профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
- М.А. Сторчевой «Основы экономики», Экономическая школа, 2003.
- Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Цветная бумага, ножницы, шаблоны.
- Экран.
- ПК; медиапроектор.
- http://www.vkkb/ru
- http://www.cebe.sib.ru
- http://be.economicus.ru
- http://prepod2000.kulichki.net
- http://basic.economics.ru
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Обратить внимание на девиз урока:
«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден
и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и
жив, а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую
сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав
останется»
Русская народная сказка
Сделать вывод с учащимися о предположительной теме урока. Записать
в тетрадь план урока.
3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (Приложение).
Используя для примера сказку «Колобок» ввести понятие производственных ресурсов: человеческие ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал), предпринимательская способность (принятие решений и риск).
Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал). В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором всё происходило. В-четвёртых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.
Записать в тетрадь новые термины и определение: Факторы производства – производственные ресурсы, с помощью которых создаются блага (товары и услуги).
Ответить на вопрос: Почему бабка произвела
только один колобок, а не два десять или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы
муки, после десятого у бабки способность к труду оказалась на
нуле (усталость и возраст дают о себе знать), после тысячного
дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская
способность тоже ограничена).
Выводы: Мечты и чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках, былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки, где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то, что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того, что экономисты называют ограниченностью, или редкостью, ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука), другие – менее (предпринимательская способность дедки), но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов.
4. Провести игру «Ограниченный ресурс», класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.)
Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см, треугольник со сторонами 2,5 см), ножницы.
Описание игры (I этап)
- Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
- Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара.
- Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно).
- У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник).
- Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.
- Работа прекращается по сигналу «Стоп».
- После окончания «производства» команды или учитель считают количества наборов.
- Информация выписывается на доске.
Описание игры (II этап)
- Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд
остались «лишние» заготовки или осталось место, где можно
выкроить ещё 1 – 2 заготовки.
Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации?
Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена. - Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.
- После переговоров объявите этап производства (3 минуты).
- После «производства» раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.
- Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.
- Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.
- Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе. Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.
Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»
- В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно много наборов?
- Если «да», то в каком случае? Если «нет», то почему?
- Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
- Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?
- На втором этапе некоторые команды производили заготовки только одного, двух видов. Почему?
- Вспомните уроки обществознания, как назвать их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация и разделение труда). У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства).
- У какой команды их меньше? Поговорите об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами?
Выводы: Ограниченность заставляет людей делать
выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения
потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на
индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими
ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть
эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов
– такое использование, которое приносит максимальную отдачу,
наибольшее число благ и услуг.
5. Первичное закрепление, самоконтроль
– Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое заранее подготовленных ребят для диалога)
– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код да Винчи»? Мне
не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике.
Мне нужно еще позубрить формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка
обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не
заниматься, то уж лучше сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7
часам вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до
конца недели: пятнадцать, двадцать, семьдесят,
двести десять рублей до пятницы. Это и для талонов на
питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом деле хочешь
посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга.
Выходим без четверти шесть?
Обсуждение вариантов решения проблемы Макса.
| Настоящие (реальные) затраты, связанные с любым действием (походом в кино, покупкой джинсов, , поездкой в другой город к другу и пр., – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, чтобы совершить это действие. Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для себя как (упущенную!) возможность написать контрольную работу по алгебре хотя бы на тройку. Когда приятель показал ему, как уменьшить эти затраты, Макс обратился к следующей по ценности возможности, от которой, пойди он в кино, ему пришлось бы отказаться от посещения секции баскетбола. Его приятель нашел способ избавиться от этих затрат, и тогда Макс обратился к денежным затратам. Но деньги не являлись настоящими затратами. Настоящие затраты – не рубли, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Сотня рублей, которые Макс израсходует в кино, представляет несколько его любимых блюд, которыми он готов пожертвовать ради фильма. | Затраты на любое действие – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться ради этого действия |
Записать в тетрадь: Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.
Выводы: Принимая решение о выборе, мы
должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата за принятое
решение, выгода, связанная с потерей того
лучшего, что оказалось невыбранным, экономисты называют
альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости
применяется к обществу, фирме, индивиду. Все
решения, сталкиваясь с ограниченностью (времени,
ресурсов, денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный
выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные
затраты нашего конкретного решения – то, что мы отдаём,
чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не
альтернативное решение.
Поразмыслим об альтернативной стоимости и эффективности принятого
Максом решения.
Предположительные выводы учащихся:
1) Полученную тройку придётся исправлять, а это сделать
сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями, вероятно как следствие –
ограничение в свободном времени и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции организма.
Продумайте своё решение в указанной ситуации.
6. Продолжение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала
Рассмотрим ещё один пример. В течение 3 дней в одном из
региональных центров России состоится ярмарка по заключению
контрактов на производимую продукцию средним бизнесом. Из одного
города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит
самолётом, а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся
дороже?
Заслушать предположительные ответы, вывести вариант
наилучшего выбора бизнесменов с точки зрения принципа
рационального экономического поведения.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ–
метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора, вашей
деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе,
сколько купить музыкальных дисков и пр.
Тот, кто принимает решение, выберет любую
альтернативу, в которой предельный выигрыш будет превышать
предельные затраты, и отвергнет любую альтернативу, в
которой предельные затраты превышают предельный выигрыш –
принцип рационального экономического
поведения.
7. Применение полученных знаний
Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был разбит на несколько
групп. Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие
взвешенного и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный врач-косметолог, который за
один час своей работы зарабатывает 400 рублей, решает
постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной
сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже
быстрее, чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на
выполнение работы 50 часов, а паркетчику – 70 часов.
Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика, если
расценки паркетчика составляют:
- 200 руб. за один час работы;
- 300 руб.;
- 400 руб.;
- 500 руб.
При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным
для врача-косметолога? (при цене более 400 руб. в час) Какая
цена выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час).
Ученик каждой из групп аргументирует принятое решение путём
сравнительной оценки всех возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от столба сего
прямо…»
- А сделанная работа за предложенную цену удовлетворит его запросы?
- Может быть лучше сделать самому? Не хочется заниматься непривычной работой? Да и руки косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли их в будущем?
- Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой платит дважды!)
Думайте сами, решайте сами…
Итог урока. Рефлексия
Ответить на вопросы:
- Что лежит в основе ограниченности благ?
- Что входит в факторы производства?
- Какой из факторов, на ваш взгляд, вы считаете основным?
- Продолжите предложения «Альтернативная стоимость – это …»
- «Маржинальный анализ – это …»
- Легко ли было принимать решения? (Было много ответов «Пожалуй, что теперь – нет».)
- Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения», «буду руководствоваться принципом рационального поведения).
Домашнее задание:
1. По учебнику Иванова С.И. пункты 1.2, 1.3., стр.
11.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости при анализе
конкретного примера, ситуации, сложившейся с вами до
следующего урока.