Цели урока:
- изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;
- привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности;
- раскрыть красоту и образность мифов Греции.
Задачи урока: - развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой.
Методические приемы:
- беседа,
- работа с текстом учебника,
- постановка проблемного задания,
- описание,
- рассказ,
- инсценирование.
Оборудование:
- карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”;
- иллюстрации (слайды) к мифам;
- контурные карты,
- костюмы к инсценировке мифа.
Литература.
- Энциклопедия для детей. Том I. Всемирная история. М.,2000;
- Мифологический словарь; Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира.V класс. М.,1995.;Г.И. Годер
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М. Просвещение. 2004.
Ход урока
1. Вводная беседа.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
О какой стране идет речь?
Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”
С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?
Основные вопросы, которые будем рассматривать отражены в плане урока.
План урока:
- Расселение греческих племен.
- Древний Крит.
- Природные условия Древней Греции.
- Миф о Тесее и Минотавре.
- Гибель Критского Царства.
Мы отправимся изучать древнюю Грецию на корабле. ( Звучит греческая мелодия.) На экране мультимедийное изображение корабля, плывущего по морю.
2. Работа с учебной картой.
На рубеже III-II тысячелетий греческие племена расселились в северо-восточном Средиземноморье.
В конце II тысячелетия они смешались с племенами, вторгшимися с севера.
На юге Балканского полуострова, который омывается с трех сторон водами Эгейского моря и Ионического моря жили греческие племена. Свою страну они называли Эллада, а себя называли эллинами. Позже страну стали называть Грецией, а ее жителей греками. Балканские горы делят страну на три большие области:
Северную, Среднюю и Южную.
В те далекие времена в Греции существовали независимые города.
Микены - (древняя столица), Афины - (современная столица) , Тирниф, Пилос.
3. Работа с контурной картой.
1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.
2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.
4. Рассказ учителя с элементами беседы.
Первая остановка, которую мы сделаем это остров Крит. Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Вспомните, когда это было?
5. Сообщения учащихся о Крите.
Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.
Есть такая страна посреди – цветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…
Беседа о Крите.
Назовите местоположение острова Крит.
- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?
- Из каких источников мы берем сведения об острове?
6. Рассказ учителя.
Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины
Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?
В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?
Покажите на карте город Афины.
7. Постановка проблемного задания.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “миф”.
Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре.
8. Инсценирование мифа о Тесее и Минотавре.
Просмотрев инсценирование мифа, постарайтесь ответить на следующие вопросы: Царем какого государства был Минос? Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем? Подумайте что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?
Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами-государствами и Критом? Покажите на карте Эгейское море. Как греки объясняли его название?
9. Работа с учебником.
Гибель Критского царства.
В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки.
10. Закрепление.
Задание №1. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части
_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .
Задание №2. . Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
Задание № 3
Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с – царь Крита
А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
Э __ _ й – царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.