Задачи урока:
- Формирование познавательной активности и навыка саморазвития.
- Развить знания учащихся о сущности религии, уровнях религиозного сознания, особенностях религиозной веры.
- Умение мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать собственные силы, умение слушать другого, уважать его мнение.
Тип урока – изучение нового материала. Урок-дискуссия
Ход урока
Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать.
1. Изучение нового материала.
а) Религия и религиозное мышление.
б) Многообразие религий.
в) Роль религии в современном мире.
г) Веротерпимость.
Беседа по вопросам:
Какие религиозные верования и культы древности вам известны?
Какие верования и культы были в Древнем Египте? К какому времени относится возникновение религий?
Каким богам поклонялись древние греки?
Когда возникла религия?
Что такое религия? Каковы ее отличительные признаки, структура?
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества.
Религия представляет собой:
1. Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них.
2. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.
3. Отражение действительности.
4. Феномен культуры.
Функции религии – различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общества.
Функции религии.
- Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мироотношение).
- Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе)
- Коммуникативная (“богообщение” - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом)
- Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли , устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций)
- Интегрирующая ( направление объединения людей. Их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)
- Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению).
- Лигитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования).
Религиозные нормы - система требований и правил. Направленных на реализацию религиозных ценностей.
2. Выступление учащихся. Дискуссия
Учащиеся характеризуют основные религии (опережающее домашнее задание)
1 группа – основное содержание буддизма (показ презентации по данной теме).
2 группа – христианство;
3 группа – ислам.
3. Итог урока.
Оценки за урок. Домашнее задание.