Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  1. Формирование познавательной активности и навыка саморазвития.
  2. Развить знания учащихся о сущности религии, уровнях религиозного сознания, особенностях религиозной веры.
  3. Умение мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать собственные силы, умение слушать другого, уважать его мнение.

Тип урока – изучение нового материала. Урок-дискуссия

Ход урока

Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать.

1. Изучение нового материала.

а) Религия и религиозное мышление.

б) Многообразие религий.

в) Роль религии в современном мире.

г) Веротерпимость.

Беседа по вопросам:

Какие религиозные верования и культы древности вам известны?

Какие верования и культы были в Древнем Египте? К какому времени относится возникновение религий?

Каким богам поклонялись древние греки?

Когда возникла религия?

Что такое религия? Каковы ее отличительные признаки, структура?

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества.

Религия представляет собой:

1. Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них.

2. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.

3. Отражение действительности.

4. Феномен культуры.

Функции религии – различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общества.

Функции религии.

  1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мироотношение).
  2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе)
  3. Коммуникативная (“богообщение” - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом)
  4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли , устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций)
  5. Интегрирующая ( направление объединения людей. Их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)
  6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению).
  7. Лигитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования).

Религиозные нормы - система требований и правил. Направленных на реализацию религиозных ценностей.

2. Выступление учащихся. Дискуссия

Учащиеся характеризуют основные религии (опережающее домашнее задание)

1 группа – основное содержание буддизма (показ презентации по данной теме).

2 группа – христианство;

3 группа – ислам.

3. Итог урока.

Оценки за урок. Домашнее задание.