Тема урока: «Город древний нам дарован!» (к 855-летию основания Костромы).
Цели:
- познакомить учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры;
- воспитывать бережное отношение к историческому прошлому; формировать гражданскую позицию учащихся.
Задачи:
- формирование навыков работы с историческими источниками;
- формирование умения выделять главное, формулировать выводы;
- развитие навыков групповой работы.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- плакаты с видами Костромы;
- оформление выставки, посвященной Костроме.
ХОД УРОКА
Учитель: Послушайте внимательно отрывок из стихотворения.
Посреди России-матушки,
Словно в сказке терема,
На церквах златые маковки,
В кружевах резьбы дома.
Наша маленькая родина,
Ты не так уж и мала:
Всю историю российскую
Ты вместить в себя смогла.
Образ Светлой Богородицы
Город древний защищал.
Кремль на речке величавый
Всем врагам отпор давал.
– Скажите, этот отрывок рассказывает о
конкретном городе или обо всех русских городах?
– Подтвердите свой вывод строками из
стихотворения.
– Именно о нашем городе Костроме идет речь в этом
отрывке.
– Тема нашего сегодняшнего урока «Город древний
нам дарован».
– Вдумайтесь в тему, выделите ключевые слова.
– Исходя из понимания темы, определите цель
сегодняшнего урока.
(Учащееся, совместно с учителем, формулируют цели урока)
– Я предлагаю вам вдуматься в слово «дарован». Что оно означает? (Подарен в дар).
– А кто может сделать такой бесценный дар? Для того, чтобы выдвинуть версии, воспользуйтесь карточкой-подсказкой.
Дети выдвигают версии.
– Итак, мы работаем с тремя версиями:
- город дарован князем;
- он основан древними жителями, племенами;
- создан природой, Волгой, благодаря географическому положению.
– Докажите свои версии, опираясь на текст источника. У вас на партах лежат отрывки из исторического источника и предложены вопросы, по которым вы сможете выстроить логичный ответ и сделать выводы. На работу отводится 7 минут.
Заслушивание выступления групп. Обобщение выводов.
– Таким образом, древняя Кострома нам дарована древними жителями, русскими князьями, а также выгодным географическим положением.
– Обратимся к слову «древний». Что свидетельствует о древности Костромы? (Памятники)
– Действительно, в нашем городе много памятников. А все ли памятники мы с вами знаем? Давайте ближе познакомимся с памятниками и историческими событиями, с которыми они связаны.
– Вашему вниманию предлагается лото. В нем есть игровое поле, в клеточках которого дана информация об исторических памятниках и фактах, связанных с их появлением. Вам необходимо закрыть клеточки изображениями.
(Дети работают 5 мин.)
– Все ли клеточки игрового поля оказались
закрытыми?
– Назовите памятники, изображение которых
отсутствует.
– Кто знает, что случилось с ними?
(Учитель уточняет ответы и делает вывод: действительно, многие памятники были разрушены. На экране появляются не сохранившиеся памятники архитектуры.)
– А что необходимо, чтобы памятники не погибали? (Памятники необходимо сохранять от разрушения, бережно относиться к ним, реставрировать…).
Учитель: Известный историк XIX века
Николай Иванович Костомаров, обращаясь к
потомкам, писал:
«Настанет время, от которого наша эпоха будет
также далеко стоять, как от нас эпоха Гостомысла
и Рюрика. Чем вспомнят тогда нас грядущие после
нас века?... Произойдет то, о чем мы и мыслить не
можем…Но несомненно грядущим временам наше
стремление, что потомки наши примут то, что мы им
приготовим…. В нашей истории отразятся
неизбежные последствия наших теперешних
желаний, понятий и взглядов».
– О чем писал Костомаров? (О бережном отношении к истории своей земли, сохранении культурных ценностей и передачи их следующим поколениям).
– Итак, город древний нам подарен, и мы должны его сберечь, сохранить для будущих поколений.
– Давайте помечтаем: каким вы хотели бы видеть наш город в будущем? Какие люди должны жить в этом городе? (Высказывания детей)
Учитель: У меня родилась идея: давайте и мы, как Николай Иванович Костомаров, напишем современникам и потомкам наш наказ. В своей работе вы можете использовать подсказку № 2. На работу вам отводится 10 минут.
(Зачитывают, вывешивают на доску).
Учитель: Будем любить, хранить, приумножать дарованный нам древний город Кострому.
Древний, новый город Кострома,
Берендея царства терема,
У Костромки с Волгой разговор
Про леса, поля, простор.
Бегут года, уходит время,
Стареем мы, но край родной
В душе и сердце только с теми,
Кто краем горд, своей страной.