Классное мероприятие как событие, демонстрирующее усвоение ребенком новых норм, ценностей

Разделы: Внеклассная работа


Так или иначе, в той или иной форме проведение классного часа в школах вносит определенный порядок в воспитательную работу, как классного руководителя, так и школы в целом. Некоторые классные руководители используют классный час, чтобы проводить определенные организационно-педагогические формы работы. Тема организации и проведения классного часа все чаще поднимается в педагогической печати в связи с радикальными преобразованиями воспитательной практики. И как никогда ранее повышается роль классного часа в свете решения вопросов развития личности ребенка.

Классному часу как форме воспитательной деятельности присуще неформальное общение.

Ведь не секрет, что не все педагоги умеют создавать условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время. Это часто происходит из-за неспособности учителя избежать неприязни к личности учащегося. Иногда уверенность и сила педагога подавляют учащихся, часто учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, лишает учащегося свободы и независимости. К тому на уроке учитель ограничен определенными рамками: изучением программного материала, стандартами общения на уроке.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагога и воспитанника, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развивая их индивидуальности. Общение со сверстниками, несомненно, играет важную роль в развитии личности. Вот поэтому учитель должен выступать не только как транслятор знаний, но и как носитель нравственного опыта человечества. К тому же у классных руководителей есть возможность привлечь к работе с учащимися во внеурочное время их родителей, представителей общественности и других людей, обладающих интересным жизненным опытом, профессионалов, всех тех, кто сможет стать для ребят примером для подражания.

Классный час - это форма массовой воспитательной работы. Но, готовясь к его проведению и организуя работу классного часа, классному руководителю необходимо использовать групповые и индивидуальные формы работы.

О классном часе часто пишут как о форме общения именно классного руководителя и его воспитанников. Но если классный руководитель ставит своей целью развитие индивидуальной личности, то он не может понимать того, что один он не в состоянии решить такие задачи. Конечно, для многих ребят классный руководитель – это авторитет. Вот почему так важно для проведения классного часа использовать не только новые нестандартные формы работы, но и привлекать к участию в нем все новых и новых людей: психолога, социального педагога, представителей общественности, родителей. Во-первых, это новые лица, идеи, высказывания, что всегда вызывает у ребят живой интерес. Во-вторых, это масса новой и подчас важной информации.

Если, ориентироваться на то, что классный час должен быть все больше личностно значимым, то личностный подход к ученику не просто желателен, а обязателен. Значит, классный час необходимо наполнить своим материалом, не просто расширяющий кругозор учащихся, но и таким который давал ребятам возможность познать себя, самореализоваться, самоутвердиться. И все это классный руководитель должен делать, не демонстрируя свое всезнание и всемогущество, преодолевая чье-то равнодушие и застенчивость, направляя их на реальные дела и нравственные поступки.

Чтобы воспитательный потенциал классного часа достиг именного такого уровня, классному руководителю необходимо определять темы исходя из потребностей ребят, привлекая к этому процессу и учащихся и родителей.

Ребята любят слушать взрослых, особенно если излагается что-то новое и в необычной манере. Но еще более велико их внимание друг к другу. Отстаивая свою точку зрения, излагая свое видение и понимание вопроса, ребята учатся преодолевать застенчивость вести диалог, дискуссию.

Цель классного руководителя - заинтересовать каждого, помочь преодолеть смущение, «разговорить». Мы ведь знаем, как важно убрать негативный момент из последующей взрослой жизни ребят, оказывая им помощь.

А классный руководитель, правильно организовав внеурочную работу, даст ребятам возможность оценить себя, свои поступки, события и явления жизни, выслушать по всем интересующим вопросам суждения своих друзей.

Заповеди классного руководителя:

  • Относитесь к каждому ребенку в классе как к своему собственному.
  • Учителя и родители, не ругайте ребенка утром – солнце покажется ему серым. Не ругайте днем – небо покажется хмурым. Не ругайте вечером – луна покажется черной. Вообще, по возможности не ругайте.
  • Каждый воспитательный момент должен вселять в ребенка на лучшее будущее. В любой ситуации следует оставлять ребенку шанс.
  • Каждый умный классный руководитель способен придумать вместе с родителями нечто такое, что другому не сделать. Это нечто его личность.
  • Дружите с родителями, дружите с детьми, и тогда их не надо будет воспитывать.
  • Хороший классный руководитель – тот, который больше всего мучается проблемами родителей и детей.
  • Подходите к детям с оптимистической гипотезой. Ищите в ребенке хорошее, его всегда больше и чаще опирайтесь на положительные эмоции.
  • Работа с детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла.
  • Непедагогично только любить тишину воспитательных мероприятий, уроков, надо любить шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Уважать законы детства.
  • Никогда не жалуйтесь родителям на детей, это неприлично. Суд детей – самый суровый.
  • Талантливый классный руководитель всегда ищет, а, следовательно, не может ошибаться.
  • Очень важно, чтобы у детей было с кем делиться своим личным богатством.
  • Каждый ребенок без исключения уникален, самоценен, он – как драгоценный камень в «короне» классного руководителя.

Приложение. ("Классный час - Кем быть?")