Работа психолога в специальных коррекционных школах VIII вида
Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида направлено на
формирование полноценной социализированной личности ребенка с
нарушением интеллектуального и психофизического развития через
коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на
личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно
важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На
основании этого психолог должен строить свою работу в данном
коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при
работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и
психофизическом развитии.
Целью работы психолога является содействие
администрации и педагогическому коллективу школы в создании
социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности
учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны
здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических
работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы
являются:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Диагностическая работа состоит из двух этапов:
- На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
- На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.
При поступлении нового учащегося в школу
педагогом-психологом проводится входная диагностика с
использованием психологического анамнеза: условия и особенности
протекания беременности и родов, ранее моторное и
психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления
в школу и т.д.
После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического
обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются
рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных
специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность
коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся
до сведения педагогов школы.
2. Коррекционно-развивающая работа
педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на
познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и
самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются
коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки:
коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности,
эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и
подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.
Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется
допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками,
а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
3. Психологическое консультирование и
просвещениевоспитанников, педагогов и родителей с целью
создания условий для активного усвоения и использование
воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических
знаний в процессе обучения, общения и личностного развития
детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации
со всеми участниками образовательного процесса, как по личному
желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская
деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов,
групповых обсуждений, родительских собраний.
4. Профилактическая работа направлена на
развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей
личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и
подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за
соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания,
необходимых для нормального психологического развития и
формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.
Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с логопедом был разработан лист прибытия (см. Приложение 1), который родители заполняют при поступлении ребенка в коррекционное учреждение. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, знакомятся с листом прибытия.
На вновь прибывшего ребенка психолог заводит психолого-педагогическую карту (см. Приложение 2), в которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития учащегося.
Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).
Вторая трудность, которую испытывает психолог коррекционного
учреждения – это распределение времени выполнения отдельных видов
работ. Особенно у молодого психолога возникает вопрос: сколько
времени длиться одно консультирование или одна индивидуальная
коррекционная работа и т.д.?
Опираясь на схему, предложенную Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, исходя из
опыта работы, мною была составлена таблица распределения времени
выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом при работе с
о всеми участниками образовательного процесса в учреждениях VIII
вида (см. Приложение
4)
Вся работа педагога-психолога не зависимо от вида учреждения обязательно фиксируется в журнале. В своей работе я использую «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» М.М.Семаго, в котором отражается работа, проводимая мной в течение всего учебного года, составляется статистический отчет.
В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
Использованная литература:
- Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №29/1886-6) //Вестник образования. – №3. – 2002.
- Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2005.