Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида
направлено на формирование полноценной
социализированной личности ребенка с нарушением
интеллектуального и психофизического развития
через коррекционно-развивающее обучение и
воспитание, направленное на личностное развитие,
способствующее овладению необходимых жизненно
важных знаний, умений и навыков, успешной
социальной адаптации. На основании этого
психолог должен строить свою работу в данном
коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель
деятельности при работе с учащимися, имеющих
нарушения в интеллектуальном и психофизическом
развитии.
Целью работы психолога является
содействие администрации и педагогическому
коллективу школы в создании социальной ситуации
развития, соответствующей индивидуальности
учащегося и обеспечивающей психологические
условия для охраны здоровья и развития личности
учащихся, их родителей, педагогических
работников и других участников образовательного
процесса.
Основными направлениями деятельности психолога
коррекционной школы являются:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Диагностическая работа состоит из двух этапов:
- На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
- На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.
При поступлении нового учащегося в школу
педагогом-психологом проводится входная
диагностика с использованием психологического
анамнеза: условия и особенности протекания
беременности и родов, ранее моторное и
психоэмоциональное развитие, оценка развития
ребенка до поступления в школу и т.д.
После проведения анализа данных, полученных в
ходе диагностического обследования,
педагогом-психологом составляется заключение,
даются рекомендации для включения в работу с
ребенком тех или иных специалистов. Определяется
ведущее направление и последовательность
коррекционной и развивающей работы. Результаты
диагностик доводятся до сведения педагогов
школы.
2. Коррекционно-развивающая работа
педагога-психолога с воспитанниками школы
ориентированна на познавательную, эмоционально-
личностную и социальную сферу жизни и
самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и
апробируются коррекционные программы,
включающие в себя следующие блоки: коррекция
сенсорно-перцептивной и познавательной
деятельности, эмоционального развития ребенка в
целом, поведения детей и подростков, личностного
развития в целом и отдельных его аспектов.
Продолжительность и интенсивность работы по
программам определяется допустимыми для
конкретного ребенка (или группы детей)
нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и
его возрастом.
3. Психологическое консультирование и
просвещениевоспитанников, педагогов и
родителей с целью создания условий для активного
усвоения и использование воспитанниками,
педагогами и родителями
социально-психологических знаний в процессе
обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и
групповые консультации со всеми участниками
образовательного процесса, как по личному
желанию самого консультируемого, так и по
запросу. Просветительская деятельность может
проходить в виде семинаров, педсоветов,
групповых обсуждений, родительских собраний.
4. Профилактическая работа направлена
на развитие личности учащихся, повышение
адаптивных возможностей личности, профилактика
отклоняющегося поведения у детей и подростков
школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов
школы, следит за соблюдением в школе
психологических условий обучения и воспитания,
необходимых для нормального психологического
развития и формирования личности учащихся на
каждом возрастном этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.
Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с логопедом был разработан лист прибытия (см. Приложение 1), который родители заполняют при поступлении ребенка в коррекционное учреждение. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, знакомятся с листом прибытия.
На вновь прибывшего ребенка психолог заводит психолого-педагогическую карту (см. Приложение 2), в которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития учащегося.
Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).
Вторая трудность, которую испытывает психолог
коррекционного учреждения – это распределение
времени выполнения отдельных видов работ.
Особенно у молодого психолога возникает вопрос:
сколько времени длиться одно консультирование
или одна индивидуальная коррекционная работа и
т.д.?
Опираясь на схему, предложенную Н.Я.Семаго и
М.М.Семаго, исходя из опыта работы, мною была
составлена таблица распределения времени
выполнения отдельных видов работ
педагогом-психологом при работе с о всеми
участниками образовательного процесса в
учреждениях VIII вида (см. Приложение
4)
Вся работа педагога-психолога не зависимо от вида учреждения обязательно фиксируется в журнале. В своей работе я использую «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» М.М.Семаго, в котором отражается работа, проводимая мной в течение всего учебного года, составляется статистический отчет.
В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
Использованная литература:
- Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №29/1886-6) //Вестник образования. – №3. – 2002.
- Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2005.