Предлагаемая нами технология изучения физики основывается на базе новой отрасли психолого-педагогических наук – психодидактики. Психодидактика призвана интегрировать психологическое, дидактическое, методическое и частнопредметное знание с целью совершенствования процесса обучения в средней школе. В организации учебной деятельности можно выделить ряд психолого-дидактических структур, которые образуют систему методологических подходов к обучению: проблемный, программированный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, игровой, коммуникативный, межпредметный, историко-библиографический подход, демонстрационно-технический, задачный, модельный.
Любой из названных подходов имеет четыре составляющих: психологическую, дидактическую, методическую и частнопредметную. Психологической особенностью каждого подхода является возможность преимущественного использования одной или нескольких психических функций личности учащегося для активизации его познавательной деятельности. С точки зрения возможностей дидактики ни один из этих подходов не может быть реализован напрямую с использованием содержания имеющегося школьного учебника. Для создания соответствующего психологического эффекта каждый из них требует своего специфического преобразования учебного материала и своих методических приемов осуществления в учебном процессе.
Систему методологических подходов к обучению, реализованных на конкретном учебном предмете, будем называть психодидактикой соответствующего учебного предмета, в данном случае психодидактикой физики.
Психодидактика призвана дополнить теоретическое психолого-педагогическое знание технологической составляющей, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и приобретению учителем умений организовывать уроки в соответствии с требованиями педагогической психологии, дидактики и методики.
Реализация всех разработанных психологической и дидактической наукой требований к процессу обучения может быть осуществлена путем так называемой пакетной технологии обучения. По каждой теме учебного предмета следует разработать дидактический материал в соответствии с обозначенными четырнадцатью методологическими подходами. Это позволит вести процесс обучения с применением того или иного подхода в зависимости от конкретных педагогических ситуаций.
Методологические подходы могут быть систематизированы следующим образом.
В данном материале обращаем внимание на блок системного усвоения знаний и на его три подхода: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный. Покажем как они могут реализоваться при изучении темы «Прямолинейное равномерное движение».
Ученики самостоятельно или под руководством учителя отвечают на предложенные вопросы основного состава знания по теме. Мы их называем доминирующие элементы знания (ДЭЗ). Отыскивая в учебнике ответы на вопросы учащиеся проставляют номер страницы, на которой найден ответ (если он есть).
Доминирующие элементы знаний по теме «Прямолинейное равномерное движение»
№ |
Вопрос |
С. |
Ответ |
1. |
Какое движение называется равномерным? |
|
Равномерным движением называется такое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. |
2. |
Формула скорости прямолинейного равномерного движения? |
|
, где – скорость, – путь, – время движения. |
3. |
Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения? | Скоростью равномерного прямолинейного движения называется физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. | |
4. |
Физический смысл скорости равномерного прямолинейного движения. | Скорость показывает, какой путь проходит тело за единицу времени. | |
5. |
Что принято за единицу скорости (вообще, в любой системе единиц)? | За единицу скорости принята такая скорость, при которой тело за единицу времени проходит единицу расстояния. | |
6. |
Что принято за единицу скорости в СИ? | За единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой тело за одну секунду проходит расстояние один метр. | |
7. |
Как получить наименование единицы скорости (вообще в любой системе единиц)? | Чтобы получить наименование единицы скорости, надо наименование единицы пути разделить на наименование единицы времени. | |
8. |
Получить наименование единицы скорости в СИ. | ||
9. |
Как вычислить координату тела в любой момент времени? |
|
Далее в процессе любого варианта введения урока на базе подготовленного эксперимента заполняется учителем совместно с учащимися структурная схема (Приложение). Структурная схема позволяет отказаться от попараграфного изучения материала и дает возможность представить изучаемую теорию в ее полной структуре: научные факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практическое применение. Завершающим итогом изучения темы является составление письменного рассказа на базе имеющейся в тетради учащего структурной схемы.