Цель: Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы.
Задачи:
- Знакомство со сказкой Андерсена;
- Учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;
- Развивать критическое мышление и речь учащихся;
- Воспитывать детей способность видеть себя и природу, как одно целое, не нарушая гармонии.
Ожидаемые результаты:
- Через чтение и анализ текста дети осознают целостность природы и научатся бережно относиться к ней.
- Вызывать чувство сострадания к живому и вовремя прийти на помощь.
Оборудование:
- портрет Андерсена,
- выставка ею книг,
- рисунок с изображением ромашки,
- аудиозапись.
Ход урока
I. Е. Побуждение,
1. Мозговой штурм
Продолжи ряд:
"Снежная королева", "Гадкий утенок", "Дюймовочка"...
Кто автор этих сказок?
2. Мини-урок
А сегодня мы познакомимся с новым произведением
II. R. Реализация
1. Ассоциации (включ. музыка)
Что вы представили, когда услышали слово ромашка?
Работают по группам, дополняют друг друга. Обратить внимание наводящим вопросом.
А она живая? Почему?
2. Чтение с остановками
а) Даётся инструкция чтения с остановками
б) Чтение до I остановки
Вопросы:
- Давайте сравним описание ромашки в учебнике с нашими представлениями:
- Что нового узнали о ней?
- Как вы думаете, почему ромашке гак хорошо?
- Одна ли она росла в саду?
- Кто её окружал?
в) Чтение II части:
- Почему птичка села на незаметную ромашку, а не на пышный красивый цветок?
- Всегда ли ей будет так хорошо?
- Версии детей, презентация по группам.
г) Чтение III части:
- Какие события произошли в саду
- Как выдумаете, кто мог приготовить западню?
- Версии детей.
д) Чтение IV части
- Каково им в плену?
- Кто им может сейчас помочь и чем?
- Прогнозы детей.
е) Чтение V части
- Что вы почувствовали, когда узнали, что птичка погибла, и цветок завял?
- Как вы думаете, как к этому отнеслись мальчишки?
- Что они сделали с погибшим жаворонком и ромашкой ?
- Версия детей, презентация
ж) Чтение VI часть
- Скажите в чем суть (идея) рассказа?
- Могли ли мальчишки предотвратить свои поступки?
- Оправдывают ли слезы и пышные похороны поступки мальчишек?
- С какой целью автор написал рассказ?
III. Rf Рефлексия
а) Эссе (по группам)
- Монолог ромашки
- Монолог птички
- Обращение к мальчикам или
б) Составить кластер “Ромашка”. “Жаворонок”.
Д/з: составить пятистишие о жаворонке, о ромашке.