Цели:
- познакомить с новым видом земледелия – хлопководством, познакомить детей с этим растением, дать понятие, что оно собой представляет, где произрастает, и как его возделывают;
- в доступной форме рассказать детям о происхождении этого вида, используя интегрированные методы работы, связать изучение этой темы с другими предметами, дать детям возможность на уроке не только увидеть и услышать, но и почувствовать разницу в видах ткани, учить работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся земледелием и продуктами земледелия, уметь выслушивать друг друга, уважать мнение друг друга.
1. Организационный момент.
Слово учителя: Я хочу начать наш сегодняшний урок словами:
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле
Горящими ступнями.
2. Проверка изученного ранее материала.
1. Работа по вопросам по таблице:
- Что означает слово “земледелие”?
- Для чего люди занимаются земледелием?
- Какие культурные растения выращивает человек?
- Какие профессии людей, занятых в земледелии, ты можешь назвать?
Воспитательный момент о хлеборобах.
1. Расставить по порядку таблички так, чтобы получить последовательность: “Как хлеб пришел на стол”.
2. Пословицы о хлебе: (жетончики за ответ)
Хлеб – всему голова.
Хлеб на стол, так и стол - престол.
Горька работа, да хлеб сладок.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Не шуба греет, а хлеб.
У кого хлебушка, у того и счастье.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеба к обеду в меру бери –
Хлеб – драгоценность, им не сори.
Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.
3. Объяснение нового материала.
А сейчас, чтобы перейти к новой теме, я хочу вам рассказать небольшую легенду – сказку.
Давным-давно жил на земле Анауака (Северная Америка) император ацтеков Монтесума. Он был последним императором ацтеков. У императора Монтесумы была красавица дочь – принцесса Отоми. Она была очаровательна, грациозна и горда. Каждый мужчина племени ацтеков почитал за честь хоть издали полюбоваться ее красотой. На ней было платье из тонкой ткани, которую никогда не видели в Европе.
Гостям объяснили, что наряд сшит из ткани, полученной из растения, которое развивается только в теплом климате, поэтому в Европе с ним не были знакомы.
Чтобы узнать, из какого растения была изготовлена ткань, вы должны разгадать кроссворд.
- Отгадать легко и быстро –
Мягкий, легкий и пушистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.) - Жаркий, знойный, душный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос.
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи–ка? (Июль) - Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами. (Овес). - Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)
- В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Подсолнух)
- Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)
4. Рассказ учителя.
А) История возникновения этого растения – в глубокой древности (более 5 тыс. лет) – в Индии. Древнегреческий историк Геродот писал, что в Индии растут странные растения, на которых вместо плодов вырастает шерсть. В жарком климате люди предпочитали легкие одежды из хлопка более плотным и тяжелым изо льна. В народных платьях из индийского ситца появлялась английская королева Виктория!
Хлопчатник удивителен тем, что независимо друг от друга его стали выращивать народы Старого и Нового Света. Колумб и его спутники увидели у жителей открытого ими континента хлопчатобумажные передники и головные платки, защищавшие от солнца. Позднее император ацтеков Монтесума передал дар испанскому завоевателю Котесу 30 тюков плащей из хлопка.
Б) Какое растение? (показать хлопок).
Где выращивают? (Ю-К обл., Средняя Азия, Закавказье)
Когда посев? (апрель, июль)
Когда уборка? (осенью)
В) Что получают из хлопка? (мыло, свечи, ткани, нитки, масло, вата ).
Г) На доске названия тканей: ситец, сатин, батист, трикотаж, технические ткани.
Д) Какими свойствами обладает хлопок?
(тонкая (продеть через кольцо), нежная, легкая, не мнущаяся)
5. Практическая часть. Технология переработки хлопка.
- Рассказываю о технологии изготовления ткани.
- Дети рассматривают коллекцию ткани.
Работа в группах.
Сейчас мы с вами, работая в группах, вернемся к началу урока, к нашей сказке. Мы должны превратить хлопок в полотно.
Игра: “Соберем хлопок”. Момент интеграции
1. Задание по русскому языку. Каждой группе отдельно. За ответ – жетон – коробочка.
Группа №1
Выбрать из данных слов однокоренные слова к слову “хлопок”:
Хлопать, хлопчатник, захлопнуть, хлопковый, хлопчатобумажный.
Сделать вывод о том, почему они родственные.
Группа №2
Подберите к имени существительному “хлопок” подходящие по смыслу имена прилагательные, определить их число и род.
Группа №3
Сделать фонетический разбор слова “хлопок”.
Группа № 4
Используя слово “хлопок”, придумайте 2-3 предложения так, чтобы получился текст.
2. Задание по математике. Жетон – хлопок.
Группа № 1
С одного участка собрали 45 кг хлопка, а с другого - на 15 кг больше. Сколько всего кг хлопка было собрано с двух участков?
Группа №2
Что называется квадратом?
Участок имел форму квадрата со стороной 23 метра. Найти его периметр.
Группа № 3
Длина участка, на котором выращивают хлопок, равна 26 метров, а ширина - на 6 метров меньше. Найти его периметр.
Группа №4
Дима собрал 315 кг хлопка, а на другой день - Х кг. Всего за два дня он собрал 645 кг хлопка. Сколько хлопка собрал Дима во второй день? Составьте уравнение, найдите значение неизвестного.
6. А теперь давайте поиграем в игру “Волшебный магазин”.
Отправляемся в магазин покупать ткань – хлопчатобумажную. Завязываем глаза – дети на ощупь узнают хлопок.
7. Купили полотно. А теперь я предлагаю вам побывать в роли модельеров, дизайнеров. Мы должны придумать орнамент, рисунок, модель одежды.
Защита от каждой группы.
Итог урока.
А.) Возвращаемся к словам, с которых начали урок. Делаем выводы.
Б.) О чем говорили? Что делали? О чем узнали?
В) В центре доски слово ХЛОПОК.
Дети вывешивают вокруг свои работы – свои модели.
Г) Подсчитываем количество жетонов. Оцениваю учащихся. Благодарю за урок.