Цель: систематизировать и обобщить основные ЗУН изученные и сформированные на предыдущих уроках.
Задачи:
- продолжить формирование специальных умений и навыков по данному учебному материалу;
- развивать у уч-ся умение выделять главное, делать выводы; развитие самостоятельности мышления; осуществлять нравственное воспитание;
- обеспечить изучение следующих вопросов: патриотизм; товарищество и эстетические нормы поведения.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма: практическая работа; работа в группах, парах.
Средства обучения:
- музыка,
- готовые изделия,
- цветная бумага,
- ножницы,
- клей,
- карточки-задания.
План урока:
- Организационный момент.
- Поиск ассоциации.
- Работа в группах.
- Практическая работа.
- Итог урока
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Постановка цели для уч-ся: на основе смыслового значения цвета и элементов орнамента выполнить изделие “корпе”.
2. Ассоциации-мозговой штурм: зооморфный, растительный.
Орнамент – украшение; упрощенное изображение; национальный колорит; узор; ритм; чередование элементов; яркий цвет.
3. Работа в группах. Звучит национальный музыкальный мотив.
Стратегия “кубики”. Детям демонстрируется подушка “корпе” и предлагается ответить на 6 вопросов стратегии:
- Что это?
- Сравните на что похоже и чем отличается?
- Из чего сделана?
- Анализируйте для чего она.
- Предположите как вы можете это использовать.
- Аргументируйте “за” и “против” нужно или не нужно.
Предполагаемые ответы уч-ся:
- Казахская национальная подушка “корпе”.
- Она похожа на седушку для табурета, кухонную прихватку, наволочку, коврик для ног, подставку под посуду и многое другое. Отличается: плотностью ткани, самобытностью, оригинальностью, ручной работой. 3. Сделана из ткани.
- Для украшения юрты. Для удобства сидения на диване. Для выполнения кухонных работ.
- Использовать как украшение интерьера, как кухонную принадлежность, как подушку, как седушку для табурета.
- Такое изделие нужно, потому что оно красиво, может служить оберегом дома.
Раз вы пришли к выводу, что такое изделие нужно, то мы будем учиться его выполнять.
Ребятам предлагаем проанализировать уже готовые изделия. Обозначить смысловую нагрузку.
В предлагаемых изделиях используются элементы казахского орнамента: бараний рог (пожелание материального и духовного благополучия), верблюжий след (пожелание удачной дороги), элементы растительного орнамента. Символика цвета: голубой – небо, независимость; белый – радость, счастье; желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце; зеленый – юность, весна; черный – земля;
Коричневый – плодородные земли осени.
4. Работа в парах. Каждая пара получает свою фразу и на ее основе выполняет орнаментальную композицию – эскиз в цвете.
Задание для уч-ся:
- Желаю дальней дороги осенью, чтобы получить знания. (Дети используют: верблюжий след, коричневые и желтые цвета.)
- Желаю дороги независимо от того, что предсказывают звезды, (верблюжий след, голубые цвета.)
- Желаю, чтобы огонь мудрости, который зажгут осенью, никогда не погас, (красный, желтый, коричневый цвета.)
- Желаю, чтобы знания, которые ты получишь, стали основой твоего богатства, (бараний рог, желтый и белые цвета.)
- Желаю, чтобы весеннее солнце согревало тебя в дороге. (верблюжий след, зеленый и коричневые цвета).
- Желаю, чтобы земля, на которой ты вырос, стала главным твоим богатством (бараний рог, черный, белые цвета.)
5. Итог урока.
- Получилось ли у вас используя знания об особенностях казахского национального орнамента выразить заданное пожелание.
6. Домашнее задание: на основе выполненного вами эскиза изготовить подушку “корпе” для украшения домашнего интерьера.