Открытый урок "Орнаментирование изделий" (6-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель: систематизировать и обобщить основные ЗУН изученные и сформированные на предыдущих уроках.

Задачи:

  • продолжить формирование специальных умений и навыков по данному учебному материалу;
  • развивать у уч-ся умение выделять главное, делать выводы; развитие самостоятельности мышления; осуществлять нравственное воспитание;
  • обеспечить изучение следующих вопросов: патриотизм; товарищество и эстетические нормы поведения.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма: практическая работа; работа в группах, парах.

Средства обучения:

  • музыка,
  • готовые изделия,
  • цветная бумага,
  • ножницы,
  • клей,
  • карточки-задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Поиск ассоциации.
  3. Работа в группах.
  4. Практическая работа.
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели для уч-ся: на основе смыслового значения цвета и элементов орнамента выполнить изделие “корпе”.

2. Ассоциации-мозговой штурм: зооморфный, растительный.

Орнамент – украшение; упрощенное изображение; национальный колорит; узор; ритм; чередование элементов; яркий цвет.

3. Работа в группах. Звучит национальный музыкальный мотив.

Стратегия “кубики”. Детям демонстрируется подушка “корпе” и предлагается ответить на 6 вопросов стратегии:

  1. Что это?
  2. Сравните на что похоже и чем отличается?
  3. Из чего сделана?
  4. Анализируйте для чего она.
  5. Предположите как вы можете это использовать.
  6. Аргументируйте “за” и “против” нужно или не нужно.

Предполагаемые ответы уч-ся:

  1. Казахская национальная подушка “корпе”.
  2. Она похожа на седушку для табурета, кухонную прихватку, наволочку, коврик для ног, подставку под посуду и многое другое. Отличается: плотностью ткани, самобытностью, оригинальностью, ручной работой. 3. Сделана из ткани.
  3. Для украшения юрты. Для удобства сидения на диване. Для выполнения кухонных работ.
  4. Использовать как украшение интерьера, как кухонную принадлежность, как подушку, как седушку для табурета.
  5. Такое изделие нужно, потому что оно красиво, может служить оберегом дома.

Раз вы пришли к выводу, что такое изделие нужно, то мы будем учиться его выполнять.

Ребятам предлагаем проанализировать уже готовые изделия. Обозначить смысловую нагрузку.

В предлагаемых изделиях используются элементы казахского орнамента: бараний рог (пожелание материального и духовного благополучия), верблюжий след (пожелание удачной дороги), элементы растительного орнамента. Символика цвета: голубой – небо, независимость; белый – радость, счастье; желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце; зеленый – юность, весна; черный – земля;

Коричневый – плодородные земли осени.

4. Работа в парах. Каждая пара получает свою фразу и на ее основе выполняет орнаментальную композицию – эскиз в цвете.

Задание для уч-ся:

  1. Желаю дальней дороги осенью, чтобы получить знания. (Дети используют: верблюжий след, коричневые и желтые цвета.)
  2. Желаю дороги независимо от того, что предсказывают звезды, (верблюжий след, голубые цвета.)
  3. Желаю, чтобы огонь мудрости, который зажгут осенью, никогда не погас, (красный, желтый, коричневый цвета.)
  4. Желаю, чтобы знания, которые ты получишь, стали основой твоего богатства, (бараний рог, желтый и белые цвета.)
  5. Желаю, чтобы весеннее солнце согревало тебя в дороге. (верблюжий след, зеленый и коричневые цвета).
  6. Желаю, чтобы земля, на которой ты вырос, стала главным твоим богатством (бараний рог, черный, белые цвета.)

5. Итог урока.

- Получилось ли у вас используя знания об особенностях казахского национального орнамента выразить заданное пожелание.

6. Домашнее задание: на основе выполненного вами эскиза изготовить подушку “корпе” для украшения домашнего интерьера.