Экологические посиделки

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • прививать бережное отношение к природе
  • познакомить с народными приметами
  • развитие творческих способностей учащихся
  • развитие эмоциональной сферы
  • развитие навыков работы в группе

Подготовительная работа:

  • изготовление поделок из природного материала
  • знакомство с народными приметами
  • подбор стихов о природе
  • подбор музыкального сопровождения
  • работа со словарем – “экология”
  • подготовка “Памятки туриста”

Ход урока

Учитель: Ребята, а вы взяли сегодня с собой зонтики?

Дети: Нет.

Учитель: А я, несмотря на хорошую погоду, взяла зонт и точно знаю, что он мне пригодится сегодня. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

Учитель: Просто потому, что я знаю народные приметы. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться понимать природу, беречь наш общий дом.

Прочтите эпиграф к нашему классному часу и скажите, о чем же мы будем говорить.

Эпиграф классного часа:

Лес для умного, внимательного человека – это целый мир, для ученого – огромная книга, для поэта – полная переливов радуга

Л.Леонов

Учитель: Сегодня все чаще говорят об экологии. А что означает это слово, какое определение дают нам разные источники информации? Давайте обратимся к ученым.

(Дети в мантиях и шапочках-скверах изображают заседание Ученого Совета)

Ученый 1: Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича, то мы узнаем, что “экология”- это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Ученый 2: А я точно знаю, что слово “экология”, в переводе с греческого, означает “знание о доме”.

Ученый 3: Человек обитает на Земле всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы – стали выращивать растения и приручать животных. В то далекое время реки и озера кишели рыбой. Леса были полны дичью. Земля была урожайной. Но человек хотел большего – он хотел стать повелителем природы. Он научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал технические новшества. Началась научно-техническая революция, и, к моему огромному сожалению, человек разучился жить в ладу с природой.

Ученый 2: Но беда не в научно-техническом прогрессе. Можно изобретать, исследовать, но нужно дружить с природой, учиться у нее и помогать ей.

Ученый 1: Многие люди считают себя хозяевами природы, а они лишь ее часть. Человек должен поладить с природой, научиться понимать ее язык.

Ученый 2 и 3: Абсолютно согласны с вашим мнением. Абсолютно согласны.

Учитель: Ну, давайте оставим наших ученых, а сами будем учиться тому, к чему они призывали нас – жить в ладу с матушкой природой.

1. Конкурс “Живые барометры

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенчески лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду

(А.С. Пушкин)

Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями.

Вопросы команде №1:

1. Утром роса на траве. (Дождя не будет)
2. Дым столбом. (К морозу)
3. Длинные сосульки. (К затяжной весне)
4. Багряные зори (К ветру)

Вопросы команде №2:

1.Бледный цвет луны (К плохой погоде)
2. Вечером с реки поднимается пар (К дождю)
3. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне (Лето будет холодным)
4.Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи (Днем быть грозе)

Вопросы команде №3:

1. Грачи рано прилетели весной (Весна будет теплой)
2.Рыба выскакивает из воды (К дождю)
3. Вечером сильно стрекочут кузнечики (Ясно, тепло)
4. Иней на деревьях (Мороз)

Вопросы команде №4:

1. Сильно пахнут цветы акации, смородины (К дождю)
2. Зимой туман (К оттепели)
3. Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет (Дождливое)
4.Высокое звездное небо (День будет жаркий)

2. Лучшая поделка

Дети защищают свои поделки. Они могут рассказать, из какого материала они изготовили свою поделку, дать ей название, придумать историю “жизни” и т.д. Важно чтобы они сами придумали план, содержание и форму защиты

3. Викторина “Эрудит”

Кто быстрее отвечает получает балл.

  1. Какое растение лучший медонос? (липа, гречиха, медуница)
  2. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотел)
  3. Какая птица самая маленькая? (колибри)
  4. Самое быстрое животное суши? (гепард)
  5. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем)
  6. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  7. Косой ли заяц? (нет)
  8. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
  9. Самая высокая трава? (бамбук)
  10. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
  11. Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (тигр)
  12. Какие животные лезут из кожи вон? (змеи)
  13. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)
  14. Растет ли дерево зимой? (нет)
  15. Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (грязный)
  16. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
  17. Что ест зимой еж? (ничего, он спит)
  18. Цветок, сок которого вызывает сон? (мак)
  19. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)

4. Туристическая тропа

1. Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, больше удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх. Самое главное в такой ситуации не волноваться, ведь есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой местности. Как вы умеете ориентироваться? Каждая команда получает свою ситуацию.

  1. Вы заблудились в лесу, перед вами муравейник. Поможет ли он вам определить где север, а где юг? (башня муравейника всегда направлена к югу от дерева (пня))
  2. Перед вами только сосна или ель. Как ориентироваться? (смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
  3. Вам стал попадаться подорожник (где-то рядом дорога)
  4. Подскажет ли вам ягода, где север, а где юг? (самая спелая ягода расположена на южной стороне)

2. Защита памятки туриста, которую группы готовили дома заранее.

5. Поэтическая страница

Дети читают стихи о природе, которые они приготовили.

6. Подведение итогов. Рефлексия

1.Сегодня, даже если какая-то команда и проиграла в конкурсе, она все равно выиграла. Как вы думаете, почему?

2. Возвращаемся к эпиграфу. Почему эпиграф нашего занятия был именно такой?

7. Заключение.

Наше занятие мне хотелось бы закончить таким стихотворением- призывом

Учитель на фоне музыки

Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.