Линейное построение интерьера фронтального положения с мозаичным полом

Разделы: МХК и ИЗО


На факультете дизайна ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА введены программы и инновационные методики преподавания для реализации межпредметных связей специального компонента.

Знакомство студентов с разными видами изобразительного искусства, такими как рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство открывают перед нашими воспитанниками широкий спектр возможностей для раскрытия творческого потенциала и усовершенствования профессионального мастерства.

Предмет перспективы на факультете тесно связан с академическим рисунком и есть составной частью академической подготовки студента. Преподавание курса осуществляется на основе межпредметных связей с "рисунком", "живописью", "цветоведением", "композицией" и представлено в вид целостной системы, которая включает в себя взаимосвязанные составляющие:

  • методика постановки руки и развитие координации движений;
  • методика постановки глаза на восприятие объемных и пространственных форм, чувство композиции, пропорций, ритма;
  • развитие конструктивного мышления.

При изучении курса ставится задача привить студентам знания, умения и навыки в построении перспективы плоских фигур и объемных тел, построении интерьеров и экстерьеров, а также в построении собственных и падающих теней на примере различных объектов. Изучение перспективы формирует навыки изображения разнообразных пространственных композиций и имеет особое значение для профессионального становления художника.

МОДУЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ПЕРСПЕКТИВА (3 пары уроков по 40 минут)

Тема: Линейное построение интерьера фронтального положения с мозаичным полом.

Цели:

  • учебная – сформировать умения и навыки в построении интерьера и перспективной сетки горизонтального положения;
  • воспитательная – вызвать интерес к изучению истории дизайна декоративного украшения полов;
  • развивающая – развивать художественно-эстетический вкус и усидчивость.

Тип урока: комбинированный – усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Наглядные материалы: репродукции картин, таблицы построения интерьера фронтального положения и построения горизонтальной перспективной сетки.

Материалы: ватман формата А-3, карандаши простые, резинка, линейка.

Приемы и методы: беседа, демонстрация наглядности, комментарий, стимулирование творческой активности студентов, сравнительный анализ.

Виды деятельности: восприятие, познание, изобразительная, художественно-творческая, анализ.

I - Практическая работа. Линейное построение интерьера фронтального положения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя со студентами, проверка готовности к занятию.

2. Активизация внимания студентов.

Сообщение темы, цели и задания практического занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

Беседа. Демонстрация репродукций картин.

- К какому жанру изобразительного искусства относятся представленные работы известных мастеров? (В изобразительном искусстве основной жанр определяется по предмету изображения: батальный, бытовой, пейзаж, портрет, марина, натюрморт…)

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

- Что называется интерьером? (Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Слово "интерьер" с французского переводят как "внутри". Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину).

- Что называется фронтальной перспективой интерьера? (Перспективное изображение интерьера, у которого одна из стен расположена параллельно картинной плоскости, называется фронтальной перспективой).

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

4. Постановка практического задания.

- Постройте перспективу интерьера фронтального положения с полом квадратной формы.

5. Выполнение практической работы.

Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.

Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины - изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины - изображение называется боковой фронтальной перспективой.

Рис. 10

6. Анализ выполненных работ.

По окончанию практической работы, студенты выкладывают рисунки на просмотр и проводят сравнительный анализ.

7. Дополнительная информация для студентов (вывешена на доске).

Иногда, разворачивая какую-нибудь сцену в помещении, мастер изображает его точно фронтально, когда в перспективе линии боковых стен, проёмы окон, линии пола и др. при их продлении сошлись бы в одной центральной точке. Часто в картине этот геометрический фокус как будто совпадает с композиционным центром произведения. Двигаясь вглубь, линии архитектуры направляют наш взгляд в это место, и тут оказывается главный элемент изображения – либо голова главного действующего лица, как на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и в картине П. Федотова "Сватовство майора”, или какой-то важный предмет, как пучок мечей в картине Ж.Л. Давида "Клятва Горациев" (символ единства).

Рис. 11 Рис. 12

II - Практическая работа. Построение перспективной сетки.

1. Демонстрация репродукций картин.

- Рассмотрите варианты мозаичного пола на картинах. Разработайте эскиз, основанный на данных мотивах. (Воспользуемся журналами “Великие художники” (эпоха Возрождения).

Рис. 13

Рис. 14

2. Постановка практического задания.

- Постройте перспективную сетку в нарисованном вами интерьере.

3. Выполнение практической работы.

Рис. 15

- Проверьте правильность построения интерьера и горизонтальной перспективной сетки. - Перенесите с помощью сетки выбранный мозаичный рисунок.

Рис. 16

III - Практическая работа. Выполнение рисунка мозаичного пола.

1. Анализ работы, выполненной на предыдущем занятии.

Студенты выкладывают рисунки на просмотр и проводят сравнительный анализ.

2. Постановка практического задания.

Выполните тоновой рисунок мозаичного пола, используя созданные ранее эскизы.

3. Выполнение практической работы.

Рис. 17

Рис. 18

4. Анализ выполненных работ.

Окончив практическую работу, студенты выкладывают рисунки на просмотр и проводят сравнительный анализ.

5. Завершение занятия.

Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. Кильпе Т.Л. "Основы архитектуры", М.: Высшая школа, 1989.
  2. Кириченко Н.А., Кириченко И.Н. "Основи образотворчої грамоти”, К.: Высшая школа, 2002.
  3. Соловьев С.А. "Перспектива", М.: Просвещение, 1981.
  4. “Школа изобразительного искусства” под ред. Б.С. Угарова, М.: Изобразительное искусство, 1986.