Цель: Выявление свойств воздуха и его важности для всего живого.
Задачи:
- Сформировать представление о составе воздуха и его свойствах;
- Разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
- Продолжить формирование навыка использования моделей;
- Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом;
- Продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.
Оборудование:
- предметы для проведения опыта по выявлению свойств воздуха,
- материал (шарики из пластилина) для моделирования состава воздуха.
Ожидаемый результат:
- Дети приобретают знания о воздухе, его составе и свойствах;
- Учащиеся делают выводы о важности воздуха для всего живого.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ – воды и воздуха. Поэтому, прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить материал по теме… тела, вещества, частицы.
- Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы. Что это?
Вопросы:
- Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).
- Приведите примеры тел.
- Из чего состоит тело? (Из вещества)
- Приведите примеры веществ.
- Может ли тело состоять из разных веществ? (Может. Рама оконная – стекло, дерево, сталь)
- Приведите примеры тел, состоящих из одинаковых веществ.
- В каких состояниях могут находиться вещества?
- Из каких частиц состоит вещество? (Молекул).
- Из каких частиц состоят молекулы? (Атомов).
- Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии?
- Какие приборы помогли человеку узнать о существовании бактерий и простейших? (Микроскопы).
- Почему человек борется с некоторыми видами бактерий?
2. Изучение нового материала.
- Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Воздух и его свойства)
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого).
- Давайте попробуем наметить план работы на урок.
- Важность воздуха;
- Состав воздуха;
- Свойства воздуха;
- Сделать вывод.
3. Чем важен воздух для всего живого на Земле.
Чтение текста на стр. 70.
- Оказывается, воздух помогает нам говорить и слышать. Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука. На Луне нет воздуха и переговариваться там можно только через специальные устройства или знаками, которые показывают руками (как глухие).
Вывод: Итак, благодаря воздуху мы дышим, слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи предметов и сушим белье.
4. Из чего состоит воздух? (Работа в парах)
- А что такое воздух? Газ, точнее смесь газов.
Чтение текста на стр. 71.
- Каков состав воздуха? Азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы.
(Показать схему).
- Моделирование состава чистого воздуха с помощью заготовленных ранее молекул.
- В чистом воздухе на одну молекул углекислого газа приходится примерно 900 молекул кислорода и 5000 молекул азота. Таким образом, в воздухе большее содержание азота и кислорода, но даже небольшие примеси ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.
- Давайте сравним состав воздуха над заводом и над лесом. (Тетрадь с. 25 № 59)
- Как можно сохранить, очистить воздух в классе, а на улице?
5. Какими свойствами обладает воздух? (Исследование)
- Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты, предложенные в тетради на стр. 26, № 61.
- В этот момент, вы становитесь учеными, которым нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.
- Для этого, прежде всего необходимо поставить экспериментальную задачу: что будет исследоваться в результате опыта.
- После окончания опыта обязательно продумывается вывод.
- какую задачу нам поставил автор учебника, предлагая вам проделать эти опыты?
Выводы опытов записать, зарисовать в тетрадях, проговорить.
- Каковы цвет, вкус, прозрачность воздуха?
- Правильно ли выражение “пустой стакан”? Почему?
- Каким опытом можно доказать, что упругость воздуха при нагревании увеличивается?
- Как проверить, куда движутся теплые и холодные потоки воздуха?
6. Итог урока.
- Вспомните тему урока.
- Какую цель ставили на урок? Достигли цели? Через что, т.е. как?
- Что можете сказать о важности воздуха для всего живого?
- Из чего состоит воздух?
- Какими свойствами обладает?
7. Рефлексия.
- Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”?
- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?
- Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
- На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?
Оценивание и аргументация ответов на уроке.
8. Задание на дом.
- Чтение материала на стр. 70-71, ответы на вопросы.
- Задание в тетради № 62.
- По желанию текст для дополнительного чтения в учебнике на стр. 134.