Конспект интегрированного урока по окружающему миру и труду во 2-м классе на тему "Звездные узоры"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания о Солнечной Системе, познакомить с понятиями “звезда”, “созвездие”;
  • развивать внимание, память, мышление. Выразительность речи;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Садитесь. Сегодня мы будем работать не совсем обычно (в парах), а в группах (как вы заняли места в классе). Вот уже 3-й урок мы исследуем нашу Солнечную Систему, работаем как ученые в исследовательской лаборатории, собираем данные о нашей планете и ее окружении в космосе. Итак, что мы уже знаем?

II. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это …….. (Солнце).

-А как велико солнце по отношению к Земле? (Солнце в 109 раз больше Земли, Солнце – арбуз, Земля – зерно пшена).

Почему мы видим Солнце небольшим светящимся кругом?- (Солнце находится очень далеко от Земли - /50 млн. км).

Почему Солнце светит и греет? (Солнце - ближайшая звезда к Земле, раскаленный газовый шар, вокруг которого движутся планеты).

Вы уже знаете, что Солнце - центр Солнечной Системы, в которую входят 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. Нептун, Плутон.

Предлагаю разместить на доске Солнечную Систему. (Дети выполняют практическую работу с муляжами планет Солнечной Системы ).

А сейчас отгадайте загадку:

Вечер гасит в небе свет,
Расстилает звездный плед.
А на нем белее льна
В окруженьи звезд….. (Луна).

Что известно о Луне? (Луна - твердое, холодное небесное тело, в 4 раза меньше Земли. Она - естественный спутник Земли).

Чем различаются Луна и Солнце? (Луна спутник (не заезда), холодная, Солнце звезда горячая).

Почему разные но размерам Солнце и Луна'? (Зависит от расстояния от Земли).

Почему нельзя жить на Солнце, на Луне?

Физминутка:

Давайте с 'Земли поприветствуем Солнце и яркий солнечный денек.

Утром Солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Раз - росой траву умыло,
Два - Луну спать проводило,
Три - скользнуло к нам в окно.
Всех согрело, всем тепло.

III. Изучение нового материала.

А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие в открытое море и понаблюдать за звездным небом. Но сначала каждый экипаж должен построить себе корабль. (Дети выполняют аппликацию из геометрических фигур – заготовок ).

- Отгадайте загадку:

Не сочтешь их в час ночной.
Днем не видно ни одной (Звезды).

Приходилось ли вам наблюдать звезды? Что можете рассказать? (Да).

Одинаковы ли они по величине, цвету? (Нет).

Как называли в старину человека, изучающего звезды? (Звездочет).

Как этих ученых называют сейчас? (Астроном).

Одной из самых старых наук является астрономия. Она изучает жизнь небесных тел. Астрономические знания были необходимы людям и в Древнем Египте, Древней Греции, Индии, Китае, потому что везде люди жили, занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством, скотоводством, путешествовали через пустыни и моря. Людям необходимо было ориентироваться в пространстве. Но в древности еще не было компасов и карт, поэтому направлять путешественников могли звезды. Самой главной путеводительницей была Полярная Звезда.

Также с появлением определенных звезд на небе совпадало начало сельскохозяйственных работ, наступала пора пахать, сеять, собирать урожай.

Например. египтяне, еще 6000 лет назад заметили. что появление в лучах предутренней зари Сириуса совпадает с началом разлива реки Нил.

Ребята, кто был внимательным, скажите, какие звезды я упомянула в рассказе? (Полярную, Сириус).

Какие звезды вы еще знаете? (Гамалъ (“Овен”), Альдебаран (“Телец”), Регул (“Лев”),

Спика (“Лев”), Антарес (“Скорпион”), Сириус (“Орион”)- она самая яркая звезда).

Самые яркие звезды называют “звездами первой величины” или “Альфа”.

Как вы думаете, возможно, ли сосчитать звезды? (Нет)

Что же такое звезды? В чем сходство и отличие с планетами?

Итак, звезды, как и Солнце - раскаленные светящиеся газовые шары. Они излучают свет и тепло. Некоторые звезды во много раз горячее и больше Солнца. Звезды, как и люди, проживают свой век (они живут млн., млрд. лет), потом гаснут, превращаются в небесное тело “белый карлик”. Вообще, в зависимости от возраста и температуры, звезды бывают белыми, голубыми - (горяч.), желтыми и красными -(холод.).

В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями. Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Их называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Расскажу легенду. (Рассказываю детям несколько легенд, связанных с названиями созвездий ).

Физминутка “Зеркало”.

Многие из вас уже могут на небе находили созвездие “Большая Медведица”, ее еще называют …(Большой Ковш).

От этого созвездия не сложно найти созвездие “ Малая Медведица”, в которой и есть Полярная звезда. Полярная звезда центр северной части звездного неба, вокруг нас обращаются все звезды.

Я предлагаю угадать названия созвездий и вписать соответствующую цифру в кружок:

  1. Большой Пес (№ … )
  2. Лебедь (№ … )
  3. Треугольник (№ … )
  4. Скорпион (№ … )
  5. Дракон (№ … )
  6. Северная Корона (№ … )
  7. Большая Медведица (№ … )
  8. Лев (№ … )

- В солнечной Системе есть и другие тела. Это метеоры, куски породы, оторвавшиеся при создании планет (в народе говорят “падающая звезда”). Чаще всего они сгорают в атмосфере.

Кометы-тела, состоящие из льда и пыли. Часто, когда они приближаются к Солнцу, можно с Земли увидеть светящийся “хвост”. Наиболее известна комета Галлея (один раз в 76 лет появляется в околоземном пространстве. Следующее появление ожидается в 2062 году.

IV. Итоги, выводы, оценивание.

Что нового узнали?

Что самое интересное запомнилось?

Чем понравился урок?

V. Домашнее задание: стр.31, № 8.

VI. Интеграция: с.31, № 9

- Выполним аппликацию “Ночное небо”.

Повторим правила техники безопасности при выполнении аппликации (пользование ножницами, клеем).

Составление плана работы. Выполнение аппликации детьми.

VII. Выбор лучших работ для выставки.