Цели урока:
- обобщить знания о Солнечной Системе, познакомить с понятиями “звезда”, “созвездие”;
- развивать внимание, память, мышление. Выразительность речи;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Садитесь. Сегодня мы будем работать не совсем обычно (в парах), а в группах (как вы заняли места в классе). Вот уже 3-й урок мы исследуем нашу Солнечную Систему, работаем как ученые в исследовательской лаборатории, собираем данные о нашей планете и ее окружении в космосе. Итак, что мы уже знаем?
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это …….. (Солнце).
-А как велико солнце по отношению к Земле? (Солнце в 109 раз больше Земли, Солнце – арбуз, Земля – зерно пшена).
Почему мы видим Солнце небольшим светящимся кругом?- (Солнце находится очень далеко от Земли - /50 млн. км).
Почему Солнце светит и греет? (Солнце - ближайшая звезда к Земле, раскаленный газовый шар, вокруг которого движутся планеты).
Вы уже знаете, что Солнце - центр Солнечной Системы, в которую входят 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. Нептун, Плутон.
Предлагаю разместить на доске Солнечную Систему. (Дети выполняют практическую работу с муляжами планет Солнечной Системы ).
А сейчас отгадайте загадку:
Вечер гасит в небе свет,
Расстилает звездный плед.
А на нем белее льна
В окруженьи звезд….. (Луна).
Что известно о Луне? (Луна - твердое, холодное небесное тело, в 4 раза меньше Земли. Она - естественный спутник Земли).
Чем различаются Луна и Солнце? (Луна спутник (не заезда), холодная, Солнце звезда горячая).
Почему разные но размерам Солнце и Луна'? (Зависит от расстояния от Земли).
Почему нельзя жить на Солнце, на Луне?
Физминутка:
Давайте с 'Земли поприветствуем Солнце и яркий солнечный денек.
Утром Солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Раз - росой траву умыло,
Два - Луну спать проводило,
Три - скользнуло к нам в окно.
Всех согрело, всем тепло.
III. Изучение нового материала.
А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие в открытое море и понаблюдать за звездным небом. Но сначала каждый экипаж должен построить себе корабль. (Дети выполняют аппликацию из геометрических фигур – заготовок ).
- Отгадайте загадку:
Не сочтешь их в час ночной.
Днем не видно ни одной (Звезды).
Приходилось ли вам наблюдать звезды? Что можете рассказать? (Да).
Одинаковы ли они по величине, цвету? (Нет).
Как называли в старину человека, изучающего звезды? (Звездочет).
Как этих ученых называют сейчас? (Астроном).
Одной из самых старых наук является астрономия. Она изучает жизнь небесных тел. Астрономические знания были необходимы людям и в Древнем Египте, Древней Греции, Индии, Китае, потому что везде люди жили, занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством, скотоводством, путешествовали через пустыни и моря. Людям необходимо было ориентироваться в пространстве. Но в древности еще не было компасов и карт, поэтому направлять путешественников могли звезды. Самой главной путеводительницей была Полярная Звезда.
Также с появлением определенных звезд на небе совпадало начало сельскохозяйственных работ, наступала пора пахать, сеять, собирать урожай.
Например. египтяне, еще 6000 лет назад заметили. что появление в лучах предутренней зари Сириуса совпадает с началом разлива реки Нил.
Ребята, кто был внимательным, скажите, какие звезды я упомянула в рассказе? (Полярную, Сириус).
Какие звезды вы еще знаете? (Гамалъ (“Овен”), Альдебаран (“Телец”), Регул (“Лев”),
Спика (“Лев”), Антарес (“Скорпион”), Сириус (“Орион”)- она самая яркая звезда).
Самые яркие звезды называют “звездами первой величины” или “Альфа”.
Как вы думаете, возможно, ли сосчитать звезды? (Нет)
Что же такое звезды? В чем сходство и отличие с планетами?
Итак, звезды, как и Солнце - раскаленные светящиеся газовые шары. Они излучают свет и тепло. Некоторые звезды во много раз горячее и больше Солнца. Звезды, как и люди, проживают свой век (они живут млн., млрд. лет), потом гаснут, превращаются в небесное тело “белый карлик”. Вообще, в зависимости от возраста и температуры, звезды бывают белыми, голубыми - (горяч.), желтыми и красными -(холод.).
В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями. Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Их называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Расскажу легенду. (Рассказываю детям несколько легенд, связанных с названиями созвездий ).
Физминутка “Зеркало”.
Многие из вас уже могут на небе находили созвездие “Большая Медведица”, ее еще называют …(Большой Ковш).
От этого созвездия не сложно найти созвездие “ Малая Медведица”, в которой и есть Полярная звезда. Полярная звезда центр северной части звездного неба, вокруг нас обращаются все звезды.
Я предлагаю угадать названия созвездий и вписать соответствующую цифру в кружок:
- Большой Пес (№ … )
- Лебедь (№ … )
- Треугольник (№ … )
- Скорпион (№ … )
- Дракон (№ … )
- Северная Корона (№ … )
- Большая Медведица (№ … )
- Лев (№ … )
- В солнечной Системе есть и другие тела. Это метеоры, куски породы, оторвавшиеся при создании планет (в народе говорят “падающая звезда”). Чаще всего они сгорают в атмосфере.
Кометы-тела, состоящие из льда и пыли. Часто, когда они приближаются к Солнцу, можно с Земли увидеть светящийся “хвост”. Наиболее известна комета Галлея (один раз в 76 лет появляется в околоземном пространстве. Следующее появление ожидается в 2062 году.
IV. Итоги, выводы, оценивание.
Что нового узнали?
Что самое интересное запомнилось?
Чем понравился урок?
V. Домашнее задание: стр.31, № 8.
VI. Интеграция: с.31, № 9
- Выполним аппликацию “Ночное небо”.
Повторим правила техники безопасности при выполнении аппликации (пользование ножницами, клеем).
Составление плана работы. Выполнение аппликации детьми.
VII. Выбор лучших работ для выставки.