Парк развлечений юрского периода
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное, но очень рискованное путешествие в таинственный, неизведанный мир динозавров. Мы отправляемся в далекое-далекое прошлое нашей планеты. Перед вами широко открывает двери парк развлечений юрского периода!
Добро пожаловать в мезозойскую эпоху!
(Звучит таинственная музыка).
Великая эпоха динозавров началась 240 млн. лет назад и продлилась более 150 млн. лет. Землю заполнили всевозможные рептилии. На суше господствовали крокодилы, летающие ящеры и, конечно, динозавры. В это время обитали уже первые млекопитающие, но они были малы размерами и немногочисленны. В море тоже воцарились гигантские рептилии.
Всю сушу покрыла пышная растительность, похожая на жаркий и влажный тропический лес. Гигантские растения (в основном папоротники и голосемянные), а так же огромные насекомые давали обильный корм многочисленным динозаврам самых разных видов.
Разнообразные растительноядные динозавры называются Завроподами. Их стада непрерывно кочуют по суше в поисках корма, объедая до корней травы и обрывая с деревьев листья. Это были гиганты с маленькой головой на длинной шее. Пищу они глотали целиком: их зубы и челюсти не были приспособлены к пережевыванию. Как же ящеры справлялись с тоннами жесткой растительности? Как и куры - глотая камешки, только гораздо крупнее. В желудке завропод они выполняли роль жерновов, размалывая пищу.
Слайд. Завроподы приглашают вас на игру
1) Собери камешки: Завроподы отличались гигантскими размерами, так диплодок весил более 10 тонн, его длина более 25 м. В сутки диплодок съедал сотни кг разной зелени, значит камней требовалось очень много, вам придется потрудиться!(на демонстрационной доске вывешивается изображение диплодока)
Описание игры. Для игры вызываются 2 команды по 2-3 человека. Они должны по команде собрать как можно больше “камней” каждая команда в свой мешок. По команде игра останавливается, идет подсчет “камней”, “камни из бумаги”.
Хочу познакомить вас с Платеозавром.
Это один из самых крупных и мощных представителей своей эпохи - его длина более 8 м. Жили Платеозавры стадами, ходили на 4-х лапах, однако могли вставать на задние, чтобы полакомиться свежей листвой на высоте 2-х этажного дома, (на доске - изображение платеозавра) с 2-х сторон площадки устанавливаются по мезозойскому дереву - папоротнику. На каждом по 2 огромных листа и по 1-му верховному побегу.
Платеозавр приглашает нас на конкурс.
2) “Достань листочек”. Листья древнего папоротника растут очень высоко. Ваша задача - достать листочек, а если повезет - верхний аппетитный побег. За листочек команда получает 1 очко, за верхний побег - 2 очка. Вызывается по одному игроку от команды.
Соперник Платеозавра - Анхизавр.
Длиной он был всего 2,5 м, поэтому первые найденные его кости ученые приняли за человеческие. Из-за этого Анхизавра называли динозавр - обманщик. Платеозавру принадлежат коричневое дерево, Анхизавру - серое. (на доске - изображение анхизавра).
Описание игры. По команде вызванные игроки пытаются достать листочек или побег каждый со своего дерева. Если листок сорван, вызывается следующий игрок. Время 3 мин. Мы продолжаем знакомство с обитателями нашего Парка юрского периода.
Перед вами орнитоподы, что означает “птиценогие”. Их задние конечности гораздо крупнее передних. Эти динозавры отлично бегают.
Среди орнитопод Игуанодон был гигантом размером с большой автобус, весил как слон, а бегал со скоростью 35 км/ч.
А вот изящный Дриозавр. Легкое сложение позволяло ему быстро, а главное, долго бегать не уставая.
Сейчас, как вы понимаете, мы устроим соревнования по бегу. На этот конкурс нас приглашают Игуанодон и Дриозавр. (изображения ящеров прикрепляется к доске). Одна команда побежит на перегонки с Игуанодоном по синей дорожке, другая с Дриозавром по зеленой дорожке.
3) Описание игры. Бег по принципу эстафеты, огибая препятствие, передавая в качестве эстафетной палочки резинового динозавра.
Если до сих пор мы имели дело с динозаврами-вегетарианцами, то сейчас посетим жестокий мир хищников. Большие любители свежего мяса, хищные динозавры поедали своих более слабых сородичей, а так же ящериц, змей, амфибий, насекомых и млекопитающих.
Хищные динозавры относятся к группе теропод - “звероногих”. Среди них известны и великаны, и убийцы размером с индюка. Перед вами Аллозавр - особый ящер. Длиной он был в 4 автобуса, весил 2 тонны. Огромные челюсти с острыми загнутыми внутрь зубами до 10 см. Не менее мощными когтями он удерживал и разрывал добычу. Все это дает нам право говорить, что Аллозавр вооружен и очень опасен.
Бесстрашным убийцей, стремительным и сильным, был Велоцираптор. Он распарывал шкуру жертвы острым серповидным когтем, смело нападал на более крупных травоядных. Мозг хищников был хорошо развит, часто они затравливали добычу организованно, как стая волков. Для следующей игры мы воспользуемся полезным приобретением хищников: их изогнутым когтем. Коготь Аллозавра справа (прикрепляется изображение животного к доске) Коготь Велоцираптора – слева (прикрепляется изображение ящера к доске
4) Аттракцион по типу “Поймай рыбу” каждая удочка снабжена когтем, под которым небольшой магнит, добыча - картонные изображения насекомых, ящериц, змей, мелких рептилий, земноводных юрского периода. Вызываем в качестве удильщиков по 1 чел. от команды. На обратной стороне “добычи” - цена ее в очках. Через 2 мин - смена удильщиков. Проводится общий подсчет очков.
Очень интересными созданиями были утконосые вегетарианцы Паразавролофы. Ходил этот монстр как на 2х так и на4х ногах, череп его был увенчан длинным загнутым назад гребнем, который вырастал размером более 1 м. Ученые полагают, что это - труба, облегчавшая Паразавролофу общение с сородичами. Мычание или рев, усиленные таким встроенным мегафоном, разносились по всему лесу! Сейчас вам представится редкая возможность извлечь звук из рога Паразавролофа.
5) Представители команд трубят в трубу, оценивается качество и продолжительность звука. На доске - изображение этого динозавра.
В разных частях света в то время обитало множество причудливых растительноядных динозавров, которых назвали пахицефалозавридами или толстолобыми ящерами за мощный костяной шлем, служивший им оружием во время поединков. На экране вы видите дуэль на головах в исполнении Стегоцерасов. Самцы бодались головами, и победитель становился вожаком стада. Грохот, наверное, стоял ужасный, когда с разбегу два чудовища бились друг с другом. К счастью, шлемы были прочными, а позвоночники крепкими, да и турниры не преследовали цели убить или покалечить друг друга, а только лишь установить иерархию в стаде.(Прикрепляется к доске изображение ящера).Приглашаем вас побыть в роли Стегоцерасов. Правила таковы: надев шлем на голову, вытеснить противника из круга головой. С разбега действовать запрещается.
6) На полу рисуем круг, раздаем участникам шлемы. Необходимо следить за соблюдением правил: не налетать с разбегу, не бодать в живот.
Жизнь динозавров происходила в жестокой борьбе, хищники безжалостно расправлялись с травоядными. Но исход схватки не был заранее предрешен, так как травоядные были неплохо вооружены, ив свою очередь могли серьезно покалечить, и даже убить хищника. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из стегозаврид, т.е. черепитчатых яеров, обитавших в конце юрского периода, когда на Земле господствовали самые страшные хищники.
Перед вами Стегозавр длиной около 8м, весил он как взрослый слон. На спине у него ряд огромных костных пластин, а на хвосте - роговые шипы чуть не по полметра. Хвост исключительно подвижный и мощный. Однако, у этого гиганта был мозг размером всего с грецкий орех. И все же этому черепитчатому ящеру хватило ума прожить более 10 млн. лет! А вот ее один доисторический танк – Анхилозавр.
Голыми руками такого закованного в латы бойца не возьмешь! Сверху и с боков Анхилозавр был защищен панцирем, поверх которого торчали еще рога, а на мощном хвосте имелся еще внушительный молот. На доску прикрепляются фигуры ящеров. В нашем парке развлечений имеется аттракцион “ Сбей хищника”.
7) Описание игры.От каждой команды выходят по 1 игроку, которые получают надувной молот
(травоядный) и надувную дубинку (хищник). Задача игроков: стоя на гимнастической скамейке (сидя на буме) сбить противника на пол. Турнир начинается по свистку. 2й раунд - команда хищника выдвигает травоядного и наоборот. За победу - 3 очка команде, за ничью - по 1 очку.
На территории Африки обитал шипастый ящер Спинозавр. Он имел на спине вырост — кожаный парус размером в рост человека. Этот парус помогал Спинозавру регулировать температуру тела. Мы предполагаем игрокам на скорость изготовить парус для Спинозавра.
8) Команды получают в свое расположение бумагу, ножницы, карандаши, макет ящера без паруса с отмеченным местом прикрепления, клей. Начинают по команде. За участие - 1 очко, за победу - 2.
Известно, что динозавры вылуплялись из яиц крошечными, причем чем крупнее была мамаша, тем мельче детеныш. Самые слабые гибли в первые дни, остальные росли вместе в гнезде, часто под присмотром родителей. Примером могут служить Майязавры. Их называние означает “заботливые мамаши”. Они гнездились колониями, откладывая по 20 мелких яиц. Гнезда располагались на таком расстоянии, чтобы самки могли ходить вокруг них не задевая кладок. Масса тела более З-х тонн не позволяла этим динозаврихам насиживать яйца, поэтому они их только охраняли, а для тепла засыпали песком и прелыми растениями. Кожа динозавров была чешуйчатой, но их природная окраска остается, для нас тайной. Цвета на слайдах и на макетах - плод воображения художников. Мы призываем игроков проявить максимум фантазии и раскрасить динозавров, используя кисти, краски, карандаши. Здесь не важна скорость, а важен результат. Успехов вам!
9) Каждая команда получает контур динозавра на полуватмане и по команде приступает к работе. На этот конкурс отводится 3-4 мин.
А теперь каждая команда может заработать максимум очков в блицтурнире. За время путешествия вы, видимо, запомнили множество динозавров, так сказать, в лицо. Сейчас вам будут продемонстрированы портреты наших гостеприимных хозяев юрского парка, а вы называйте их имена. За каждое верное имя - 2 очка команде.
10) Демонстрируются изображения динозавров, педагог дает наводящие Пояснения - повадки, перевод названия, к какой группе относится.
Наше путешествие по Парку развлечений Юрского периода подошло к концу . Количество очков каждой команды вы видите на табло результатов, а сейчас - сюрприз . Перед вами - фигурки динозавров , которые вы заберете на память о сегодняшнем путешествии , но это не простые фигурки , на них записано ваше домашнее задание . Предупреждаю, что задания не равноценны: на серых фигурках - задания попроще, на голубых - посложнее. На красных - самые сложные, зато самые интересные. Выбирайте себе задание сами, по своему вкусу.
Спасибо за то, что вы сегодня собрались, наш сегодняшний девиз:
“Учение с увлечением, занятие с удивлением”.
Всем привет горячий шлем,
Завтра снова в гости ждем!
Приложение.
Прогулка в мезозой
Давай отправимся с тобой
Развлекаться в мезозой,
Мел и Юра и Триас
Пусть радушно встретят нас.
Динозавр хоть и велик,
Все ж не портит чудный вид.
Дух слегка переведем –
С завропод обход начнем.
Платеозаврик, поглядите,
Ест листву в готовом виде.
Диплодок - гигант вполне,
Шея тоньше и длинней.
Диплодок, он весит 10 тонн
Должен корма съесть вагон.
Прожевать он все не смог –
Проглотил камней мешок,
Чтобы словно жерновами
Грубый корм перетирали.
Перейдем к Орнитоподам
Тем , что ближе к птицам вроде,-
Бегали на задних лапах.
И, когтями исцарапав,
Отправляли в челюсть всех,
Бурный празднуя успех.
Среди всех Велоцираптор
Как бездушный Терминатор
Убивал, терзал и ел
Множество рептильих тел.
Игуанодон бы съел любого
Хоть жирней, а хоть худого,
Только теплокровных тел
Игуанодон не ел.
Он бы съел - да не водились,
Иль до времени таились.
Утконосый Паразавролоф
Всех нас удивить он смог:
Гребень он имел большой,
Что служил ему трубой.
Твердолобых забияк
Не удержать никак от драк.
Стегоцерасы на зависть всем
На головах имели шлем.
Стегозавр в защите ас.
Удивить сумел он нас.
Пластины имел он на хребте,
И грозные выросты на хвосте.
Анкилозавры – те в шипах
На боках и на хвостах,
Панцири, бронежилеты -
Все имели танки эти.
А на кончике хвоста - колотушка-красота.
Трицератопс молодец,
Заимел себе венец.
Ворот, рог и бивень славный.
Мы решили: этот - главный,
Словно слон в броне шагал
И тяжел, как самосвал.
Аллозавр - охотник славный
Добивал больных и слабых
А прыгучий Страутомим
В беге был неутомим.
Спинозавр имел как парус
Кожаный нарост не даром:
Этот веер мог согреть,
А в жару и охладить.
Динозавров было много,
Но сошла на нет дорога,
Вот и вымерли они,
Все свои скончали дни.
Ну, а нам пора домой
Радость унесем с собой.
От увиденного тут
Динозавры оживут.
Песенка про динозавров.
Дино-динозаврик молодой
Поиграй-ка ты дружок со мной
А земля по кругу вертится
Дино-динозавр шевелится.Дино-динозаврик . погоди
Нас скорей на спинке прокати
Хвостик твой живой шевелится
А земля быстрее вертится.Дино-динозаврик , повернись,
Да скорей ребятам улыбнись!
Дино-динозавр шевелится
И во все смешное верится.
Пояснительная записка.
Игровая программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Оптимальное количество участников 15-20 чел.
Программу проводит педагог, ему ассистируют помощники - дети. Цель: Познакомить детей с миром динозавров, тем самым расширить их кругозор, разбудить фантазию, развить творческий потенциал обучающихся. Пробудить у детей чувство любви ко всему живому на Земле, ответственности за братьев меньших. Задачи
I Образовательные
- помочь детям в изучении раздела биологии “палеозоологии”;
- повысить положительную мотивацию в изучении прошлого Земли;
- дать углубленные знания по теме в правовой форме.
II Развивающие
- развивать память, фантазию обучающихся;
- учить детей мыслить образами;
- прививать навыки совместного решения творческих задач;
- укреплять здоровье детей в подвижных играх.
III Воспитательные
- развивать коммуникабельность учащихся;
- прививать любовь ко всему живому, ответственность за окружающую среду;
- сплачивать детский коллектив путем совместной игровой деятельности
IV Рекриационные
- дать детям разгрузку от утомительного учебного труда;
- предоставить детям полноценный досуг, наполнив его полезным содержанием.
Игровая программа сформирована из 2х типов игр: малоподвижных и большой подвижности. Общая продолжительность программы 45 мин.
Условия реализации
Программа проводится в помещении, где имеется достаточно места для подвижных игр. Вместе с тем, желательно размещение детей за столами.
Технические средства:
- ноутбук;
- большой экран;
- диск со слайдами;
- указка-лазер;
- магнитофон;
- аудиокассета с подвижной музыкой;
- демонстрационная доска.
Реквизит:
- фигурки динозавров - 13шт.;
- 2 папоротника с коричневым и серым стволами;
- 4 листочка папоротника, 2 верховых побега;
- 2 мешка для “камней”;
- 20-30 шт. “камней” из папье-маше;
- мел;
- свисток или гонг для сигнала;
- “аквариум” - выгородка;
- 2 удочки с “когтем” под которым замаскирован магнит
- “добыча” - фигурки насекомых, змей, мелких ящериц, земноводных юрского периода - 20 шт.;
- 2 трубы;
- два набора красок с кисточками, вода;
- 2 листа плотной бумаги;
- двое ножниц;
- 2 надувных молота;
- 2 каски;
- 2 скакалки.
Общий перечень игр
- Собери камешки
- Сорви листочек
- Обгони динозавра
- Поймай добычу
- Рог динозавра
- Дуэль - бодание
- Сбей хищника
- Изготовь парус
- Раскрась динозавра
- Чей портрет?
Игры малой подвижности
4. Поймай добычу
5. Рог динозавра
8. Изготовь парус
9. Раскрась динозавра
10. Чей портрет?
Игры большой подвижности
1. Собери камешки
2. Сорви листочек
3. Обгони динозавра
6. Дуэль - бодание
7. Сбей хищника
Методические рекомендации
Исходя из размеров помещения и условий технического оснащения, эту игровую программу можно проводить в двух вариантах:
а) игры малой подвижности в сопровождении слайдов на большом экране.
б) игры большой подвижности в сопровождении плоскостных изображений и резиновых фигурок динозавров.
Рекомендуется группировка игр таким образом:
Вариант а
Всего 7 игр на 25-30 мин |
Игра № 1 “Собери камешки” Игра №4 “Поймай добычу” Игра №5 “Рог динозавра” Игра №6 “Дуэль - бодание” Игра №8 “Изготовь парус” Игра №9 “Раскрась динозавра” Игра №10 “Чей портрет?” - итоговая. |
Вариант б
Всего 7 игр на 25-30 мин |
Игра № 1 “Собери камешки” Игра №2 “Сорви листочек” Игра №3 “Обгони динозавра” Игра №5 “Рог динозавра” Игра №6 “Дуэль - бодание” Игра №7 “Сбей хищника” Игра № 10 “Чей портрет?” - итоговая |
К каждой игре берется соответствующий текст ведущего и соответствующий видеоряд.
При такой группировке игр обеспечивается оптимальная нагрузка для различных групп мышц, а так же достаточная живость и вместе с тем последовательность в изложении материала.
Технологическая карта игровой программы (Приложение)
Методика отслеживания результативности игровой программы “Парк развлечений Юрского периода”
Задания низкого уровня сложности.
1. Как называлась эпоха динозавров?
а) Палеозойская эра
б) Мезозойская эра
в) Кайнозойская эра
г) Меловая эпоха
(верный ответ б)
2. Кто такие завроподы?
а) жуткие хищники из Мезозоя
б) растительноядные динозавры
в) мелкие зверки типа полевок
(верный ответ б)
3. Какие из перечисленных ниже динозавров являются орнитоподами?
а) диплодок
б) велоцираптор
в) игуанодон
г) дриозавр
(верный ответ б, в)
4. Какие из перечисленных динозавров являются хищниками?
а) анхилозавр
б) велоцираптор
в) диплодок
г) аллозавр
(верный ответ б, в)
5. Как размножались динозавры?
а) метали икру
б) откладывали яйца
в) были живородящими
г) вегетативно
(верный ответ б)
6. Какую функцию выполнял парус Спинозавра?
а) помогал согреть или охладить тело
б) помогал быстро двигаться
в) защищал от хищников
г) помогал общаться с себе подобными
(верный ответ а)
Задания среднего уровня сложности
1. Какое вооружение имели черепитчатые ящеры?
а) толстую броню
б) смертоносный коготь
в) шипы и костяные выросты
г) мощные челюсти
д) хвост с колотушкой
(верный ответ а, в, д)
2. Какого цвета были динозавры?
а) зеленого
б) серого
в) пятнистые (точно не известно)
г) какие-то еще
3. Основная среда обитания древних рептилий
а) теплые водоемы
б) воздух
в) влажные леса
г) болотистые местности
(верный ответ а, б, в, г)
4. Как растительноядные ящеры перерабатывали пищу?
а) откусывали мелкие кусочки
б) перемалывали мощными челюстями
в) перетирали в желудке при помощи камней
г) разламывали когтистыми лапами
(верный ответ в)
5. Динозавры вымерли в результате
а) необдуманных действий древнего человека
б) резкой перемены климата
в) природных катаклизмов
(наибольшая вероятность б, в, точно не установлено)
6. Как по-вашему, встречалось ли человечество с динозаврами? Докажите. (скорее всего, нет)
Задания повышенного уровня сложности.
- Представьте себе, что гуляя по окрестностям села, вы случайно нашли окаменевший скелет динозавра. Опишите ваши действия в данной ситуации.
- Как объяснить тот факт, что в фольклоре разных народов упоминаются гигантские змеи, драконы и им подобные существа?
- Предположим, что динозавры остались жить в наше время. Каким, по-вашему, был бы наш мир? Опишите картину животного мира, природы в целом, человеческого общества.
- Составьте путеводитель по парку Юрского периода.
- Можно ли назвать крокодилов дожившими до наших дней динозаврами? Докажите свою точку зрения.
- Хотите ли вы наяву увидеть живых динозавров? Возможно ли это сейчас? Станет ли такое возможно в будущем? Докажите свою позицию.
- Составьте карточку-подсказку по теме “Животный мир Юрского периода Мезозойской эры”
- Представьте себе, что где-то на отдаленном острове появились и усиленно размножаются хищные динозавры. Как сделать так, чтобы люди не пострадали от их аппетитов, и в то же время сохранили этих редких животных для человечества? Укажите свои пути решения проблемы.
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а так же более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности требуют письменного выполнения, они включают элементы творческого подхода, а отдельные задания являются чисто творческими, и требуют глубокого изучения данной темы, а так же предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительных интеллектуальных усилий от обучающегося.
Педагог может сам выбрать задание для каждого учащегося, но если он предложит каждому самому выбрать себе задание по силам (заранее предупредив ребят какого уровня задания перед ними), то это само по себе является мощным стимулом для повышения мотивации к изучению материала, а так же показателем самооценки каждого обучающегося.
Список литературы:
- Детская энциклопедия динозавров. С. Тэплин, М Росмэн 2006 г.
- Динозавры. Детская энциклопедия. Л. Камбурнак. М. “ Махаон” 2006 г.
- Динозавры. Альбом для раскрашивания. С. и В. Сорокины. М. “ Махаон” 2005 г.
- Здоровьесберегающие педагогические технологии. Сборник. С. Чукаха, Н. Тужаева и др. М “Илекса” 2003 г.