Использование модульных технологий на уроках химии с целью повышения эффективности обучения

Разделы: Химия


Урок по теме: “Химические свойства кислорода” проводится в 8 классе (учебник Л.С.Гузей, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой), изучается в теме: “Кислород”. Объектом исследования в данной работе является модульное обучение, под которым понимают целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами - это план учебной деятельности ученика, составленный учителем. От обычных уроков модульные отличаются тем, что строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности- описание, объяснение, проектирование (обычные уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, задание на дом).

Модульное обучение активно используется учителями Измайловской гимназии №1508 г. Москвы, где я работаю. В результате применения модульных технологий формируется интерес к предмету, повышается уровень качества знаний, развиваются навыки самостоятельной работы учащихся. Для наглядности привожу разработку модульного урока по теме: “Химические свойства кислорода”.

Модульный урок по теме: “Химические свойства кислорода”.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации к выполнению заданий
УЭ 1 Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля Вы будете знать химические свойства кислорода, уметь писать уравнения реакций окисления (горения) простых и сложных веществ. Внимательно прочитайте цели урока- 2 мин.
УЭ 2 Цель: проверка усвоения знаний:
  • о нахождении кислорода в природе
  • о содержании кислорода в атмосфере
  • физических свойств кислорода
  • понятия “оксиды”

умений и навыков:

  • составления формул оксидов по валентности элементов
  • составления уравнений реакций с участием кислорода и расстановки коэффициентов в уравнениях реакций горения
  • составления названий оксидов

Ответьте на следующие вопросы:

1. О простом веществе, а не о химическом элементе идет речь в выражениях:

А) кислород - один из компонентов воздуха
Б) кислород входит в состав земной коры
В) кислород входит в состав оксидов
Г) кислород малорастворим в воде

2. В атмосфере содержится:

А) 21 % кислорода
Б) 100 % кислорода
В) 78 % кислорода
Г) 50 % кислорода

3. Если утверждение верно, ставьте 1, если нет- 0.

А) кислород- газ, состоящий из молекул кислорода
Б) молекула кислорода - двухатомна
В) молекулярная масса кислорода = 16
Г) кислород – газ без цвета, вкуса и запаха
Д) кислород малорастворим в воде
Е) растворимость в воде кислорода с увеличением температуры увеличивается
Ж) температура кипения кислорода -183оС

4/ Среди перечисленных к оксидам не относятся:

O2, FeО, CO, H2O2, Cu, H2SO4, Cu(OH) 2

5. Составьте по валентности элементов формулы оксидов:

Na (1), Mg (2), Al (3), C (4), P(5), S (6), Cl (7)

Проведите соответствие:

А) оксид фосфора (5)   1. CO2
Б) оксид углерода (2)   2. SiO2
В) оксид натрия           3. P2O5
Г) оксид кремния        4. Na2O
Д) оксид углерода (4) 5. CO

7. В уравнении реакции горения алюминия коэффициенты перед алюминием, кислородом и оксидом алюминия соответственно равны:

А) 4,3,2
Б) 2,3,4
В) 4,3,2
Г) 4,2,3

Внимательно прочитайте цели – 2 мин.

Прочитайте вопросы, ответьте на них на бланках индивидуальных ответов.

Вспомните определение оксидов.

Вспомните правила составления молекулярных формул бинарных соединений по валентности.

Проверьте самостоятельно работу по оценочному листу (у учителя). Сдайте работу учителю.

УЭ 3 Цель: знать определение процессов окисления и горения, уметь составлять уравнения реакций горения (окисления) простых веществ.

Прочитайте параграф 4.4 учебника и ответьте на вопросы:

1. Что такое реакции горения?

2. Чем они отличаются от реакций окисления?

Выполните задание № 1 на с.77 учебника

Закончите фразу:

“При окислении (горении) простого вещества образуется…”

Запишите в тетради тему урока.

Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

Проверьте на доске

УЭ 4 Цель: знать, какие вещества образуются при горении сложных веществ, уметь составлять уравнения реакций горения сложных веществ.

Ответьте на вопрос:

Какие вещества образуются при горении сложных веществ?

Закончите фразу:

“При окислении (горении) сложного вещества образуются…”

Время выполнения 3 мин.
УЭ 5 Цель: выявить степень усвоения материала модуля.

1. Составьте уравнение реакций взаимодействия фосфора с кислородом

2. Составьте уравнение реакции горения метана СН4

Работайте самостоятельно.

Проверьте на доске

УЭ 6 Цель: рефлексия

Ответьте на вопросы:

1. Что осталось непонятым на уроке?

2. Что усвоилось хорошо?

3. Оцените свою работу на уроке (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)

Выберите себе домашнее задание:

Если Вы оценили свою работу на уроке “плохо”, проработайте материал модуля еще раз. Если удовлетворительно, прочитайте параграф 4.4 учебника. Если хорошо, выполните задания №2 и №4 после параграфа.

Если отлично, выполните творческое задание:

Составьте кроссворд по теме урока.

Самостоятельно