Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе в адаптационный период

Разделы: Начальная школа


Форма организации: урок-экскурсия в рощу.

Цель: Знакомство с осенними признаками в лесу.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с приметами осени в лесу; правилами поведения в лесу;
  2. Развивать речь учащихся, воображение;
  3. Расширить знания об осенних изменениях жизни животных и растений.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки с загадками, схемы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг.момент. Приветствие.

-Ребята, я приглашаю вас в гости, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

-Но рядом со школой не лес, а роща, и мы отправимся в рощу.

Введение в тему урока:

-Ребята, а что объединяет эти месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь? (осенние).

- Значит о каком времени года мы будем говорить? (Об осени.)

-Правильно, об осени в лесу.

Учащиеся говорят друг другу комплименты.

Дети отгадывают загадку.

2. Растения осенью.

- А кто же нас встречает в роще первым?

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (березка)

- Она рада нас видеть в своей роще, даже золотой ковер расстелила. Откуда же он появился здесь?

Дети отгадывают загадку.

Учащиеся, наблюдая за полетом листьев с деревьев делают вывод о том, что же осенью происходит с деревьями, травой.

3. Насекомые осенью.

-Ой, ребята, вы слышите этот звук – жужжание:

Жу-жу. жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук, насекомое)

-Ребята, почему жуки не жужжат осенью и зимой, что же происходит с ними и с остальными насекомыми? Вы их сейчас видите в роще? -Подойдите к березке, потрогайте ее, рассмотрите ее кору, что вы заметили? Что она вам успела рассказать? (в коре дерева ходы, домики для насекомых).

-Видите, сколько гостей принимает русская красавица, а где еще могут спрятаться насекомые? (в сухих листьях)

Учащиеся наблюдают, сравнивают, рассказывают то, что увидели).
4. Физкультминутка.

-Что- то мне жалко стало насекомых, а давайте вернем себе кусочек лета!

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Учащиеся имитируют движения бабочки
5. Птицы осенью.

-Ребята, а послушайте, кто песенку свою нам сейчас поет? (листья, птицы).

-А какие птицы осенью нам поют, и почему песенка грустная?

А давайте поднимем настроение нашему лесу, озвучим его:

  • 1 гр. – озвучит шелест листьев.
  • 2 гр. – голоса птиц.
  • 3 гр. – жужжание насекомых.

-А теперь все вместе!

-Это мы прослушали звуки леса! Вам они понравились?

Учащиеся вслушиваются в звуки леса.

Учащиеся замечают, что в лесу осталось мало птиц, объясняют почему.

Группы по очереди озвучивают, а затем вместе

6. Правила поведения в лесу.

-Ребятки, а чтобы звуки леса никогда не покидали его, нужно знать правила поведения в лесу. Березка эти три правила зашифровала. Попробуйте их разгадать (учитель раздает карточки каждой группе).

(Не обижай насекомых, не ломай ветки деревьев, береги лесных зверьков и птиц)

Учащиеся по рисунку называют правила.
7. Итог урока.

-Пора нам, ребята, и честь знать, в школу возвращаться.

-Что вы узнали об осени в нашем лесу?

-Вам понравилось в гостях у березки?

- Возьмите с собой осенние листочки, разные по цвету. Как вы думаете, какие листочки по цвету показывают радость, а какие грусть? Почему? (красные и желтые- радость, а коричневые-грусть).

-Давайте покажем березке радость осенних листочков! Поднимайте их выше, подбрасывайте вверх! Я думаю, у всех сейчас отличное настроение, я права, ребята?

Учащиеся вспоминают, о чем говорили на экскурсии, о своих наблюдениях.