Авторская программа "Фольклорное рукоделие"

Разделы: Внеклассная работа


ПРЕДИСЛОВИЕ

Я помню себя совсем маленькой девочкой в старом прабабушкином доме чувашского села. До сих пор свежи в памяти деревянный, скобленый добела стол с лавками, русская печь, “жаворонки”, испеченные на Пасху, расшитое полотенце на иконах, нарядные рушники... Жизнь текла неспешно, от праздника к празднику, по народному календарю.

Последующие годы моего детства связаны с небольшой сибирской деревней Колбой. Так называют в этих местах дикий лук, растущий по берегам одноименной речушки, по-другому – черемша. В мир моего детства незаметно вошла и эта маленькая речка с прибрежными цветущими травами, и мой добрый, неразговорчивый дедушка, наблюдающий за конями на пригорке, и заботливая баба Маня у русской печи, вынимающая горячие хлеба. Запомнился сладковатый запах “шанюшек”, испеченных к празднику. Та же простота, деревенская размеренность жизни: посевная, покос, уборочная.

Свободное время в долгие зимние дни мы часто проводили вдвоем: бабушка с веретеном в руках и я, скручивающая куклу из старинной шали. В привычном и кажущемся мне бесконечном течении жизни ощущалось какое-то непостижимое таинство. Оно незримо присутствовало в скромной иконе, висевшей в “красном углу”, в узорной вышивке на рубашке у маленького братишки, в цветном пояске, который бабуля наказывала всегда носить: “Неровён час, Бабай уташшит”...

Пропели годы. Только будучи взрослым человеком я осознала, какой притягательной силой обладает народное творчество, как много значит оно для воспитания доброго сердца. Яркие образы детства и любовь к родной деревне, восхищение красотой плодоносящей земли и талантом русского человека обрели свое воплощение в авторской образовательной программе, обращенной к чистым родникам народного искусства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Там, где северо-восточные склоны Кузнецкого Алатау переходят в равнину, раскинулся наш Шарыповский район с многочисленными курганами и голубыми озерами. Среди них изумительное по своей красоте озеро Инголь. На этой территории сохранилось много топонимов, следов давно ушедших в историю древних народов. Старинные географические названия, передаваемые из поколения в поколение, дошли до наших дней. Так, “ин” в названии озера переводится с тюркского как “нора”, “голь” – озеро, что в целом буквально означает “нора-озеро”. Древнее название местной речки Едет переводится как “солнечная река”. Также называется и ближайшее от станции село, где живут учащиеся нашей школы.

Красноярский край – удивительная по своему национальному разнообразию земля. Ее культурные традиции имеют глубокие исторические корни, о чем свидетельствуют археологические раскопки и наскальные рисунки, подтверждающие первобытную культуру ранних цивилизаций.

Большое историческое влияние на формирование современной культуры края оказал фактор переселенчества, традиции народов поморья и европейской части России, особенно Мордовии, Пензенской и Смоленской губерний. Мозаичное переплетение северных, центральных и южно-русских, украинско-белорусских и иных традиций, частично сохранившихся и испытавших взаимовлияние, составляют национальное своеобразие современной культуры Красноярского края.

В XIX веке Красноярск был центром сибирского казачества. Интенсивное культурное развитие региона началось во время строительства Московского тракта “Ачинск – Красноярск – Канск”. В годы подъема сибирского промышленного комплекса и строительства Красноярской ГЭС на великую стройку ехала молодежь со всех концов страны и, оставаясь здесь для постоянного жительства, привносила в культурную сокровищницу края традиции своей земли.

Многонациональный характер культуры Красноярского края определил важнейшую направленность авторской образовательной программы, ориентированную на изучение и творческое освоение детьми богатых традиций своей “малой родины”, знакомство с ее историей, природой, этнографией, топонимикой, народными обычаями, праздниками и обрядами.

Предлагаемый программный курс, рассчитанный на три года обучения детей младшего и среднего школьного возраста, направлен на приобщение к региональным традициям народной вышивки и в то же время предполагает расширение представлений и знаний детей об отечественной культуре своего края, Сибири, Урала, Поволжья, Архангельской, Владимирской, Воронежской и других областей России.

В творческом освоении культурных традиции детям предлагается комплекс искусств: устное народное творчество, песенно-музыкальный и игровой фольклор, различные виды декоративно-прикладного народного искусства, архитектура живопись, литература. В этой связи возникает необходимость знакомства детей с картинами художников, памятниками деревянной и каменной архитектуры, музейными образцами национального декоративно-прикладного искусства, народными мифами, песнями, легендами и поверьями, литературно-поэтическим творчеством классиков, научно-исследовательскими материалами. Более полное образное представление о традициях народной культуры дети получают в собственном творчестве, при разучивании и исполнении хороводной песни (начиная с местных образцов фольклора), в вышивании традиционного орнамента, в театрализации сказки или праздничного обряда, живописном изображении или макетировании деревянной избы, храма, предметов народного быта. В изучении и творческом освоении традиций особенно важное значение придается воспитанию эмоционально-чувственного отношения детей к смысловому, нравственно-эстетическому и художественно-образному содержанию произведений искусства, а также активному выражению полученных представлений в собственном творчестве.

Таким образом, обличаясь от узкопрофильного курса, нацеленного на приобретение навыков вышивания, данная программа предполагает широкий спектр возможностей для полихудожественного развития ребенка и в конечном итоге определяет гармоничное воспитание личности на основе комплекса искусств.

Среди разнообразных форм и средств, предусмотренных программой, приоритетное значение имеет поисковая деятельность школы, объединяющая педагогов, учителей-предметников, детей и родителей. Она включает собирание исторических сведений о жизни своего села и Красноярского края, старинных предметов народного быта, образцов устного, песенно-музыкального, танцевального, игрового, праздничного фольклора, сведений о народных приметах и обычаях, о местных художественных ремеслах (искусстве вышивания, резьбе и росписи по дереву, изготовлении традиционного костюма), о рецептах народной кухни. Это способствует постоянному пополнению экспозиции школьного музея, обогащает содержательный уровень занятий, повышает значимость обучения и воспитания на основе подлинников народного искусства.

Среди распространенных форм проведения занятий – беседы, встречи с мастерами-художниками и местными умельцами, тематические экскурсии в музеи и походы по своему краю, родному селу. Новой содержательной формой работы по авторской программе является проведение заочных экскурсий-путешествий по улицам и музеям Москвы и других городов, культурных центров России.

Художественно-краеведческая направленность программы позволяет расширить круг задач и проводить более углубленные, интересные занятия с детьми.

Цели программы: эстетическое и художественно-нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к региональным культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине.

Основные задачи программы:

  • целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к природе, истории, культурным традициям своего села и родного края;
  • воспитывать высокие нравственные качества в общении с памятниками отечественного искусства, последовательно формировать у детей эстетическое чувство любви к прекрасному в искусстве и жизни;
  • активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения региональных российских традиций народной вышивки и традиционного костюма;
  • способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения памятника искусства в отечественной культуре;
  • формировать художественное воображение и творческие способности детей в разнообразных сферах деятельности (в изобразительном, декоративно-прикладном, песенно-музыкальном, театральном, литературном и других видах творчества), на основе интегрированного обучения и полихудожественного развития личности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (72 часа)

Первый год обучения ознакомительно-подготовительный. Дети знакомятся с историей народной вышивки и ее бытовым назначением. Изучают технику вышивания на основе отсчета ниток. Учатся выполнять тамбурный шов, шов “вперед иголку”, “бархатный” и “читать” узоры на традиционных костюмах, полотенцах, скатертях, вышитых мастерицами села, края, других регионов России. Знакомятся с “обережной” символикой (знаками солнца, земли, воды). Изучают, рисуют, вышивают традиционными приемами “древо жизни”. Участвуют в поисково-краеведческой деятельности школы. Узнают о субэтносе Красноярского края. Знакомятся с фольклорными жанрами народного творчества (играми, потешками, дразнилками, сказками, пословицами, скороговорками, песенным фольклором). Рассматривают традиционные орнаменты национальной вышивки Красноярского края (мордовской, рязанской, пензенской, владимирской, смоленской). Знакомятся с праздниками народного календаря и обычаями сибиряков.

Образовательный курс предполагает приобретение знаний и представлений:

  • о географическом положении и историческом значении государства Московского в XIV-XVI веках;
  • об истории и архитектуре памятников Москвы: Покровском соборе, Доме бояр Романовых, Государственном историческом музее; памятников русского Севера;
  • об истории, природе, искусстве родного края, своего села, о возникновении г. Красноярска, крепости-града на Енисее; об архитектурных памятниках края;
  • о сибирском субэтносе и его культурно-историческом значении (проведение встреч и бесед со сторожилами села, экскурсий в музей школы, района, краевого центра, творческое освоение устного народного творчества и песенного фольклора).

Тема 1 Вводное занятие

Как девоньки вышивали, вышивали да песню напевали.

Знакомство с искусством вышивания. Изучение техники вышивания на основе отсчета ниток. Виды швов. История развития искусства вышивания в регионах России. Значение традиционной вышивки. Вышивка на крестьянской одежде: праздничной, будничной, на одежде жницы, на покосной рубахе и т.д.

Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображающих персонажи в вышитой одежде. (Ю. Васнецов “Сорока-белобока”, Н.Рерих “Снегурочка”, И. Билибин, иллюстрация к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, В.Васнецов “Три царевны подземного царства” и “Иван-царевич на Сером Волке”, Б. Кустодиев “Крестный ход”, “Ярмарка”).

Разучивание русской народной песни “Уж я сеяла, сеяла ленок”. Слушание лирических народных песен (этнографических записей): “На заре было, на зорюшке”, “Пойду бором, дорогою”.

Сказки сказываем да играем: “Снегурочка”, “Иван-царевич и Серый Волк” (театральная импровизация по русским народным сказкам).

Тема 2

Кто мы, откуда? Крепость-град на Енисее

Образование государства Енисейского. Глубинное родство. “Родословное древо”. Сибирский субэтнос. Взаимоотношение человека и природы, обрядовая культура. Как построить дом, обряды рубки дерева, выбора места (обряд домостроя “Как дом построить”). Крестьянский дом как модель мира. Особенности застройки сибирского села.

Архитектура: “Деревянное кружево в архитектуре Красноярского края”. Деревянная сказка “Кижи”. Крепость на семи холмах – начало Москвы. История государства Московского. Кремль.

Экскурсия по своему селу: “Виды деревянных строений” или “Как сибирский дом построен”.

Зарисовка старинных домов села, “Придумываем крепость-град. Рисуем “родословное древо”, герб семьи.

Чтение: стихи о Москве, о Кремле, своей Родине, стихи местных поэтов о селе.

Историческая песня “Ах ты, матушка, преславная Москва” (слушание).

Разметка ткани. Вышивание салфетки швом “вперед иголку – назад иголку”.

Тема 3

“Мировое древо” вышиваем, шов “вперед иголку” применяем

Вышивка “Мирового древа жизни”, солнечных знаков, знаков плодородия. Используется шов “вперед иголку – назад иголку”, “тамбурный”. Изучаем земное устроение по “Мировому древу”: от вершины к корням. Космологическая и зооморфная символика в народном костюме. Детская игра как “оберег”.

Народные игры: “Яша”, “Скрипи, нога”, “Золотые ворота”, “Бабка Ёшка”.

Чтение о явлениях природы и загадках Вселенной. Сибирские загадки и пословицы.

Изобразительное творчество: “Мировое древо”, “Как мир устроен”, солнечные знаки, знаки плодородия (декоративное рисование, узор в полосе).

“А у нас сегодня Осенины” (праздник осени по старинному обычаю). Жнивные песни: “Раз полоску Маша жала”, “Метельник-бездельник”, “Ходил козел по меже” (слушание, разучивание).

Тема 4

Образы хозяйки мира и Богородицы в народной культуре

Салфетка “Макошь”. Шов “вперед иголку – назад иголку”, “тамбурный”. Изображение образов Макоши и Параскевы – Пятницы в русской вышивке. Традиционные мотивы северной, смоленской, чувашской, рязанской вышивки.

Экспедиции: “Полотенце бабушки Таисьи” (поиск вышитых полотенцев в местных селениях).

Экскурсия в школьный музей “Обрядовое полотенце”, “Славянская богиня Макошь на полотенце”. Экскурсия в городской музей “Полотенце в приданом невесты”.

Конструирование узоров-рисунков на основе узоров старинных полотенцев с использованием “обережной” символики, символов солнца, земли, воды и т.д. в зависимости от назначения полотенца.

Сказки, былины, народные песни (слушание, разучивание, обыгрывание).

Тема 5

Вышиваем, праздники да развлечения села сибирского изучаем

Традиционный поясок. “Бархатный” шов. Обережность народного пояска. “Опояска”, “кушак”, их назначение. Подготовка подарка – “одарка” (вышивка традиционным швом по выбору).

Никола Зимний. Никола – “хранитель на водах”. Образ Садко. Приметы зимы. Веселый сезон сибиряков: отдых, зимние развлечения. Круг – крепость – оберег. Игры в кругу, хороводы. Хороводные песни. Празднование святок. Зимние Святки в Сибири. Святочные песни, игры. Коляда.

Песенный фольклор. “Вечерошная песня” Приангарья – “Вечер девки вечериночки сидят” (разучивание). Колядки: “Ой, ты, клюзецка”, “Сето, сето на новое лето”, “Как ходила Коляда”, “Как у дедушки Степана”, “У бабушки Варварушки” (слушание, разучивание).

Рисуем маски для исполнения колядок.

Тема 6

Святочные вечера

Выставка детского творчества “Смотрины”. Святочные вечера. Народные игры с детьми: “Я качу колечко”, “Дударь”, “Шел козел дорогою”, “Бояры”, “Пущу я кубел”, “Ой, там, на горе”, “Славите, славите”. Гадания (загадывание на сон). Сказки разных народов.

Тема 7

Обряды и обычаи Великого поста

Вышивка платочка с пасхальным вензелем, мешочка для пасхальных яиц. Роспись деревянных яиц. Понятие: яйцо – символ жизни. Празднование Пасхи в Сибири и других регионах России, обряды и обычаи Великого поста. Праздник Красной горки. Вербная неделя. Закликание весны. Игры и хороводы Красной горки. Пасха в Троице-Сергиевой Лавре (видеофильм).

Песни первых весенних хороводов “Надоело нам, робяты”, “Синтетюриха”, “Веснянка”, “Как пошел наш козел” (слушание, разучивание).

Игры. “Горелки”, “Золотые ворота”, “Ворон вороватенький”, “Уж я улком шла”.

Тема 8

Зеленые Святки

Занятие – праздник – выставка. Итоговая выставка детского творчества. Исполнение разученных песен, хороводов, игр, потешек, дразнилок, пословиц. Инсценирование, обыгрывание народной сказки, праздничного обряда.

К концу года дети должны знать:

- основы технологии традиционной вышивки “вперед иголку – назад иголку”, выполнять “бархатный” и “тамбурный” швы; украшать салфетку, поясок;

- историю образования Красноярского края, г. Красноярска, своего села Едет, историю возникновения г. Москвы и архитектурных памятников Кремля; праздники народного календаря, отличительные особенности праздников сибиряков; символическое значение “мирового древа жизни”, “родословного древа”; знаки плодородия, солнечные знаки, знаки земли, воды, Макоши; народные песни, хороводы, игры, сказки; приобрести навыки театральной импровизации по мотивам народных сказок и праздничных обрядов, уметь исполнять народные песни, водить хороводы и т.д.

Второй год обучения (72 часа)

Второй уровень обучения предполагает изучение технологии “гладьевых швов”. К ним относится владимирский шов – красочная вышивка с фантастическими сказочными изображениями растений, птиц, животных, фигуры человека. Шов выполняется толстыми крупными стежками, заполняя узор только на лицевой стороне. Основной цвет вышивки – красный, с небольшим добавлением в узор синего, изумрудно-зеленого и золотистого тонов.

Александровская гладь (г. Александров Владимирской области). Узор выполняют гладью без настила, используются растительные мотивы, обобщенные образы веток, полевых цветов и ягод малины, рябины и т.д. Цветовое решение условное, например, красные ягоды и коричневые листья, синие цветы и золотисто-желтые листья. Элементы узора вышивают гладью, козликом, стебельчатым и петельным швами.

Предлагается изучение технологии сибирской вышивки. Это вышивка цветными суконными, шерстяными нитками или “мулине”. Узоры составляют волнистые пересекающиеся линии разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого.

Дети знакомятся с созданием художественной вещи в разных материалах (из ткани, кожи, дерева, металла, фарфора), узнают о традициях народных промыслов Гжели, Хохломы, Богородского, Абашева, Каргополя, Дымкова. Знакомятся с творчеством мастеров и умельцев своего села и района. Дети и родители активно вовлекаются в поисково-краеведческую деятельность.

В течение года дети участвуют в подготовке и проведении праздничных представлений и выставок к датам народного календаря, изучая игры, хороводные песни, обряды. Большое внимание уделяется сибирским традициям народной вышивки, художественным особенностям декоративных предметов крестьянского быта, особенностям устного народного творчества, праздничного, песенно-игрового фольклора.

Продолжается знакомство с народной культурой и искусством Сибири, архитектурными памятниками г. Москвы, г. Владимира и др., искусством владимирской вышивки, праздниками народного календаря, живописными произведениями художников.

Тема 1 Вводное занятие

Искусство создания художественной вещи в разных материалах

(из ткани, кожи, дерева, металла, фарфора)

Искусство как единство красоты и пользы, достояние национальной и общечеловеческой культуры (знакомство с памятниками народного искусства). Красота вокруг нас: украшение внешних и внутренних интерьеров деревянного дома, предметов народного быта, традиционной одежды. Творчество народных мастеров и умельцев. Закрепление приемов вышивки: “вперед иголку – назад иголку”, “тамбурного” и “бархатного” швов.

Экскурсии в школьный и городской музеи. Тема: “Мастера своего дела” (общее знакомство с подлинными образцами народного искусства Красноярского края, региональными особенностями художественных традиций в народной вышивке, росписи, резьбе по дереву, крестьянской одежде).

История. Краеведение. Летопись человечества, запечатленная в камне, дереве, стекле. Эпоха палеолита в раскопках: стоянка “Березовый ручей – I”, Шарыповский район.

Народное декоративно-прикладное искусство, живопись. Беседа: “В гостях у мастеров села, края, всей Родины моей”. Рассказ о подлинниках народного искусства, изделиях из керамики, стекла, кожи, дерева, “унтайках да шубах” (хакасской одежде из кожи и меха, украшенной народным орнаментом). Изделия мастеров Городца, Гжели, Полховского Майдана, Дымкова. Традиционная одежда и предметы народного быта в изображении художников (А. Венецианова, В. Тропинина, В. Васнецова, И. Суриков!).

Народный календарь. Осенние праздники. День Симеона-летопроводца. Осенины “Всякому лету “аминь”!” Песни и игры осеннего календаря. Приметы и обычаи. Песни-игры: “У бабушки, у Варварушки”, “Коза с орехами”, “Козел пошел по лыки”, “Плетень”, “Колышки” (разучивание, исполнение).

Тема 2

Вышиваем полотенце сами, своими руками

Вышивка традиционного орнамента полотенца. Подготовка к выставке “Льняные смотрины”.

Экспедиция в село с целью собирания вышитых изделий и сведений о традиционных полотенцах своего края и российских губерний. Пополнение экспозиции музея. Тема: “Полотенце ук-рашивала, узор долго вынашивала”. “Чтение” узоров на полотенцах и других старинных вышитых изделиях, творческое освоение художественных традиций детьми.

История. Краеведение. История полотенца. Назначение. Роль вышитого полотенца в праздничных обрядах. Русский орнамент. Зарисовка полотенца из “бабушкиного сундука”. Рисование – конструирование своего узора народного полотенца.

Экскурсия в школьный музей “Народное полотенце”. История полотенца. Значение украшения, его роль в праздничных обрядах.

Народный календарь. Праздник Покрова. День Параскевы-Пятницы.

Фольклорные жанры. Слушание и разучивание свадебных песен, хороводов, игр. Подготовка праздничного представления “Льняные смотрины” (итогового праздника – выставки с участием детей и мастериц села).

Тема 3

Гладьевые швы

“Верхошвы” (владимирские швы). Вышивка изделий (фартука, Салфетки, скатерти) владимирскими швами. История владимирской вышивки.

Архитектурные памятники г. Владимира. История, художественные стили, декоративное убранство.

Старинные сибирские обычаи, обряды зимних праздников. Рождественский сочельник. Коляда.

Экспедиция в село с целью собирания местного материала: сказок-страшилок, колядок, пословиц, сведений о костюмах ряженых, образцов традиционной одежды и предметов крестьянского быта.

Святочные песни: “Над вертепом звезда ясна”, “Как ходила Коляда”, “Припевки”, “Щедровка”, “Как у дядюшки золотая борода”.

Тема 4

Национальные особенности культуры сибиряков:

Культурные традиции старой и современной Сибири.

Архитектура, декоративно-прикладное народное искусство

Сибирская вышивка (фигурные композиции и узоры, состоящие из кривых пересекающихся линий). Вышивание подарка – “одарка” – платочка для пасхальных игр.

Народный календарь: Масленица. Праздничные обряды и обычаи.

Живопись. Образы народного праздника в картинах художников: И. Суриков “Взятие снежного городка”, Б. Кустодиев “Масленица”. Рисование на тему “Масленица”.

Детский праздник-гуляние “Масленица”. Участие в праздничном представлении.

Подготовка к празднику Красной горки и встрече весны: разучивание игровых и хороводных песен, игр, потешек, инсценирование народных обрядов.

Деревянное зодчество и каменная архитектура культурных центров России: г. Красноярска, Москвы, Сергиев-Посада, Владимира, Архангельска. Архитектурные комплексы Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры, музеев-заповедников “Коломенское” и “Кижи”.

Тема 5

Итоговое занятие

Выставка детского творчества. Праздничные посиделки с приглашением бабушек-мастериц.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- технику выполнения швов “вперед иголку – назад иголку”, “тамбурного”, “бархатного”, гладьевых швов (владимирской “белой глади”, “цветной глади”, традиционной сибирской вышивки);

- праздники народного календаря (из цикла “Вслед за солнышком живем”), старинные сибирские обычаи и обряды; историю полотенца, обряды с полотенцем; народные песни, хороводы, игры, потешки, дразнилки; сказки;

- известные картины русских художников-живописцев;

- отдельные памятники архитектуры Сибири, Красноярского края, Москвы, г. Владимира, русского Севера; основные архитектурные стили и особенности декоративного убранства;

- вышивать изделие (салфетку, пояс, полотенце) традиционными швами; составлять композицию, декоративный узор из “обережных символов”, знать общие особенности традиционного крестьянского костюма, применять украшение-вышивку в современной одежде; петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать, инсценировать сказки и праздничные народные обряды.

Третий год обучения (72 часа)

Тема 1

Вводное занятие

Закрепление знаний о традициях региональной вышивки и навыков выполнения швов

Освоение швов: “вперед иголку – назад иголку”, “тамбурного”, “бархатного”, “сибирского”, “владимирского”, “белой глади”, “цветной глади”. Освоение технологии вышивки “крест”. Вышивание вензеля на салфетке или платочке выбранном швом. Декоративное назначение вышивки. Сходство и отличие традиций народной вышивки в зависимости от региона. “Чтение” узоров на вышитых изделиях из “бабушкиного сундука”.

Подготовка эскизов и вышитых изделий к выставке. Уметь рассказать об особенностях традиции, символике узора своей вышивки.

Уборка урожая в живописи: А. Венецианов “На жатве”, А. Пластов “Жатва”. Народный костюм и крестьянский быт в картинах художников.

Архитектура: деревянное зодчество центральных и северных районов России, Урала, Сибири, г. Красноярска, своего села. “Солярные” знаки в народной вышивке и деревянной резьбе (заочные путешествия).

Народный календарь. Осень. Три Спаса. Вязание ритуального снопа и другие обряды (обряд похорон мух, комаров). Традиции “Дожинок” в Сибири.

Фольклорные жанры. Жнивные песни. Первые осенние посиделки, народные игры, песни.

Тема 2

“Баю-баю, Машеньку качаю”, русская тряпичная кукла

Русская тряпичная кукла. Назначение куклы. Способы изготовления: сшивная кукла, несшивная кукла. Мастерим куклу-скрутку, куклу-барышню, куклу-барыню.

История русской тряпичной куклы. Сибирская кукла в рассказах старожилов. Космологическая и зооморфная символика народного костюма.

Живопись. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве: Н. Рерих “Снегурочка”, М. Врубель “Царевна-Лебедь”.

Архитектура: деревянное зодчество русского Севера, архитектурный комплекс-музей “Кижи”, “Коломенское”. Особенности внешнего и внутреннего убранства. Традиционные особенности северных орнаментов в вышивке и художественной деревянной резьбе (сравнение).

Описание народного костюма и праздников в литературных произведениях, сказках (знакомство с иллюстрациями художников).

Фольклорные жанры. Колыбельные песни, сказки, народные игры. Кто такая Баба-Яга. Культ медведя. Змей – поглотитель. Водяной змей. Змей – похититель. Образ змея и “царство мертвых” в мифах и сказках.

Тема 3

Несшивная кукла

Изготовление сибирской “обережной” куклы: “скрутки”, “Купавки”, “Кузьмы и Демьяна”, кукол “День и Ночь”, “Ангелочек”.

Народный календарь. Встреча зимы. Кузьминки.

Фольклорные жанры: небылицы-перевертыши, посиделки “Именины Кузьмы и Демьяна”.

Экспедиция. Собирание и разучивание народных детских игр своего села.

Тема 4

Сшивная кукла

Изготовление крестьянской тряпичной куклы в русском костюме и кубанской куклы.

Народный календарь. Рождество. Коляда.

Фольклорные жанры. Русские народные песни: “Тут и ехали, наехали”, “Летел сокол”, “Летел кочеток”, “Как у Ваньки кудри”, “Тута холост, неженат”. Обыгрывание песен (самодеятельный театр).

Каменная архитектура Красноярского края, Сибири, Урала. Соборы Московского Кремля, г. Сергиев-Посада Московской области (заочные экскурсии). Основные особенности архитектурных стилей, внешнего и внутреннего декоративного убранства. Отражение впечатлений и художественных особенностей памятников в детских рисунках и архитектурных макетах.

Тема 5

Этнографическая кукла

Изготовление. Русская тряпичная кукла в русском народном костюме. Русская кукла в сибирском одеянии. Кукла в костюме северных губерний. Карельская кукла. Кукла в костюме Воронежской, Смоленской, Пензенской губернии, в рязанском костюме. Кубанская, мордовская кукла. Кукла-крестьянка. Кукла-барыня.

История. Краеведение. История и особенности русского народного костюма. Основные элементы женского народного костюма. “Защитные” функции вышивки. Техника кроя русского костюма. Рубаха туникообразная. Понёва, сарафан. Сибирская одежда: крой, стиль. Значение цвета в народном костюме. Северный костюм. Южно-русский костюм. Орнамент в народном костюме.

Отражение специфики традиционного костюма, особенностей быта, национального склада характера человека в литературных произведениях. Сходство и различия в одежде народов России. Экскурсия в музей.

Народный календарь. Зимние Святки. Традиция встречи Нового года в Сибири.

Живопись. Иллюстративный ряд: открытки, фото, иллюстрации в книгах, отображающие народный костюм с учетом региональных особенностей. Сбор материала и составление семейного альбома. Народный костюм жителей Сибири (девичий, женский, мужской).

Фольклорные жанры. Символика величальных святочных песен. Солнцеворот. Русский Никола и Санта Клаус. Играем в куклы: “Ряженье и вожденье козы на Святках”.

Песни: “Пролетел соколик”, “Коляда”, “Корительная”, “У нашей светлицы”. Хороводные игры: “Селезень”, “Прялица” и др.

Праздник “Рождество” и образы зимней природы в произведениях писателей, поэтов, творчестве художников. Природа и “рождественское” настроение в творчестве детей (проза, стихи, рисунки).

Тема 6

Рукодельницы

Итоговое занятие. Выставка – зачет. Проведение праздника “Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!”.

Народный календарь. Троица. Зеленые Святки. Троицко-семицкие обряды и обычаи.

Фольклорные жанры. Песни и игры, освоенные за год. Обряд-игра “Похороны Костромы”.

Подготовка праздничного представления и выставки детского творчества (вышитые изделия, самодельные куклы в региональных народных костюмах, рисунки, архитектурные макеты, литературно-исследовательские и поэтические сочинения, сочинения – впечатления, тематические альбомы и др.).

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • региональные особенности народного костюма жителей Красноярского края;
  • праздники народного календаря, обычаи, традиции народных художественных промыслов России;
  • художественные стили и декоративные особенности русского народного зодчества и каменной архитектуры.

Уметь:

  • мастерить тряпичные куклы, региональный народный костюм для куклы с элементами вышитого орнамента;
  • конструировать художественные макеты архитектурных памятников;
  • выражать в рисунках, песенно-игровом и литературно-поэтическом творчестве образные впечатления, полученные на занятиях, в экспедициях, музеях.