Цель урока:
- познакомить с понятием “алгоритм”, определить основные свойства алгоритмов.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучение темы “Алгоритмы”
Воспитательные:
- формирование системы взглядов на мир
Развивающие:
- развитие речи, мышления,
- совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Оборудование, материалы, программное обеспечение:
- компьютеры,
- кулинарные рецепты,
- кулинарная книга,
- журнал мод,
- правила дорожного движения,
- иголка,
- нитка,
- ножницы,
- пуговица,
- кусочек ткани,
- фломастеры,
- фонарик,
- лампочки,
- воздушный шарик.
План урока
организационный момент – 2 минуты
Каждый человек знает много больше, чем может описать, рассказать или продемонстрировать. Дома, в школе, на досуге – разные роли, дела, партнеры требуют смены точек зрения на одни и те же вещи и понятия. Не всегда такие изменения удается осознать и оценить. Но часто опыт решения одних задач помогает справиться с другими задачами – благодаря удачной аналогии или просто уверенности в своих силах.
Ваш жизненный опыт тоже растет с каждым днем. Поэтому сегодня мы должны познакомиться с новой темой урока, опираясь на ваш жизненный опыт.
Итак, Уважаемые ученики Вам предстоит выполнить определенное задание. В ходе выполнения задания вы должны (устно) описать последовательность ваших действий. (Итак, Вам дается 5-7 минут).
Задания:
- пришить пуговицу (имеется иголка, нитка, ножницы, пуговица, материал);
- сделать из листа бумаги по образцу мордочку Котика (имеется фломастер и лист бумаги), раскрасив его;
- сделать из листа бумаги по образцу мордочку Песика (имеется фломастер и лист бумаги), раскрасив его;
- заменить перегоревшую лампочку в фонарике из двух предложенных;
- собрать рисунок по картинке;
- приготовить кофе, добавив сахар по вкусу (имеется чашка, пакетик растворимого кофе, сахар)
- надуть воздушный шарик.
После выполнения заданий провести беседу:
Итак, Вы сейчас выполнили некоторые действия, стремясь получить определенный результат.
- Конечное или бесконечное число действий Вам пришлось совершить, прежде чем прийти к результату?
- Пожалуйста, опишите порядок действий пришивания пуговицы.
- Можно ли поменять порядок Ваших действий при пришивании пуговицы?
- Можно ли выполнить это задание со сломанной рукой?
- Давайте посмотрим, как получились мордочки Песика или Котика?
- Что Вам помогло при выполнении задания?
- Можно ли получить искомый результат из листа бумаги размером 5мм*5мм?
- Почему? (слишком мал лист бумаги)
- Можно ли доверить выполнение этого задания роботу?
- Пожалуйста, опишите порядок замены перегоревшей лампочки?
- Почему выбор пал именно на эту лампочку? (та не подходит)
- Можно ли доверить выполнение этого задания роботу? (нет, он не сможет выбирать, нужно четко определять задание)
- Что будет если при сборе картинки не окажется образца? (времени потребуется намного больше)
- Можно ли выполнить это задание с закрытыми глазами или в кромешной тьме? (нет)
- Если вдруг при приготовлении кофе не окажется под рукой чашки? (нет)
- Как, Вы, думаете понравится ли Ваш кофе, всем сидящим в этой аудитории? (нет, у сидящих разный вкус)
- Сможем ли мы надуть шарик под водой? (нет)
- Назовите какие из выполненных заданий вы можете доверить роботу?
- Сделайте вывод. Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий? (алгоритм)
Работа с раздаточными листами.
Найти алгоритмы в предложенных текстах.
Оказывается, алгоритмы окружают нас повсюду. Давайте обратимся к художественной литературе. Выберите алгоритмы на ваших листочках.
1)
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
А. С. Пушкин.
2)
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук,
И в тугой сгибает лук;
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
А.С. Пушкин
3) Он дал Ричу отойти, а затем двинулся следом. Рич шагал уверенно, сразу было видно, что он отлично знает дорогу. Еще до того, как вдали в сером сумраке засветился луч фонарика Муры, Дейн уже знал формулу пути к выходу из лабиринта. Два поворота направо, один налево, еще три направо и пропустить один проход. И снова: два поворота направо, один налево и так далее до самого выхода. Рич на глазах у Дейна проделал этот цикл четыре раза подряд … Андре Нортон
Далее учитель продолжает беседу с учащимися.
- В кулинарной книге тоже собраны рецепты приготовления различных блюд. Но почему используя один и тот же рецепт приготовления того или иного блюда получаются различные результаты? (вкусы у поваров различные)
- А если бы мы доверили приготовление какого-либо блюда роботу, то тогда какой пункт, часто встречающийся из рецепта пришлось бы убрать? (добавить по вкусу)
- Можно ли назвать рецепт алгоритмом? (да)
- Часто при пошиве того или иного изделия портниха пользуется журналом Мод. Где здесь мы встречаемся с алгоритмами? (выкройка + описание к ней)
- Знание определенных алгоритмов поможет нам сориентироваться и в чрезвычайных ситуациях. Например, Вы почувствовали запах газа в доме. Какие ваши действия?
- А как поступить, если на одном из этажей вашей школы обнаружен подозрительный пакет. Назовите Ваши действия.
- Особо следует остановиться и на соблюдении различных правил гигиены, поведения в общественном месте, школе, реке и т.д. Все мы знакомы с правилами дорожного движения. Давайте разберемся, где алгоритм из двух предложенных правил: посмотри налево, если нет машин иди до середины, посмотри направо, если нет машин заверши переход или будь внимателен при переходе?
- К алгоритмам мы можем отнести и правила?
- Я думаю, что не найдется такого человека в классе кто бы не имел дело с планами. Как вы думаете, уважаемые ученики, в каком случае план является алгоритмом?
- План школы, план кабинета – это алгоритм?
- План написания сочинения, план следования до опреденного пункта – это алгоритм?
- Будет ли являться алгоритмом фраза Н. Островского “Жить так, что бы не было больно за бесцельно прожитые годы”?
- Оказывается нас, окружает множество бытовых приборов, которые облегчают быт человека, выполняют работу более качественно и быстрее. И люди уже не представляют жизни без них. Еще Ершов в своем произведении “Конек-горбунок” очень дорожит им.
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку
На земле и под землей
Он товарищ будет твой ….
- Какими бытовыми приборами дорожите Вы и ваши близкие? Назовите их.
- Любой бытовой прибор купленный в магазине снабжается инструкцией. Нужно ли покупателю знать устройство телевизора, чтобы настроить каналы?
- Сможет ли настроить каналы на ТВ ребенок 4 лет или слепой человек?
- Можно ли в таком случае назвать инструкцию алгоритмом?
- Еще А.С. Пушкин в своих произведениях обращал внимание на важность инструкции. Вот одна из цитат:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Т.е. при выполнении алгоритма не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем механического следования содержанию алгоритма, поэтому его выполнение можно доверить компьютеру.
Множество алгоритмов мы выполняем на уроках информатики:
- включение компьютера;
- выключение компьютера и т.д.
Сегодня на уроке мы тоже выполним алгоритм на компьютере и посмотрим его результат. Итак, давайте его выполним.
Практическая работа.
Выполните следующий алгоритм на компьютере. К тексту (в порядке следования слов) применены команды:
- выделить слово;
- вырезать;
- выделить слово;
- копировать;
- выделить слово;
- вырезать;
- вставить.
Посадил дед репку
Что будет изображаться на экране после выполнения этих команд?
Что вы получили?
Почему у всех получился одинаковый результат?
А вот обратный пример: Люди, не разбирающиеся в компьютерах постоянно нуждаются, чтобы кто-то им формулировал алгоритмы, вспомните характерный вопрос к учителю на уроке: “А теперь куда нажимать?”
Можно ли избежать таких вопросов? (нет)
Оказывается с алгоритмами связаны и другие основные понятия.
(рассказать по схеме)
Центральным в этой схеме является исполнитель – это тот объект или субъект для управления, которым составляется алгоритм.
Так же отмечается и ряд свойств. Попробуйте сформулировать их:
Понятность
Точность
Конечность.
А как сформулировать определение алгоритма?
Алгоритм – это точное и понятное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату.
Подведение итогов урока.
Наше занятие подходит к концу. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с понятием “Алгоритм”, свойствами алгоритмов.
Рефлексия урока
? Сегодня на уроке каждый из Вас не раз обращался к жизненному опыту с алгоритмической точки зрения. Если бы сегодня вам представился выбор изменения преподавания предмета информатики. Какой бы вы сделали выбор?
- компьютерные обучающие программы на уроке без участия учителя
- совместное объяснение учителя с использованием компьютера.
Выберите один из двух рисунков.
Свой выбор подтвердите картинкой.
Спасибо за урок!