Реферативная часть научно-исследовательской работы:
Селение Чох расположено в центре высокогорного Дагестана на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Естественно, что земледелие характеризовалось земельным голодом. Соблюдать принцип “трёхполье” с паром и зябью не удавалось. Поэтому на пахотных землях вокруг аула сев происходил бессменно и ежегодно. После обобществления земель в течение 70-ти лет коллективного хозяйствования было налажено земледелие по науке, когда стали правильно обрабатывать землю, когда вовремя и в нужном количестве начали вносить удобрения и, самое главное, начали соблюдать основные принципы севооборота.
Что касается частных делянок, которые перераспределялись через каждые 5-10 лет, обрабатывались хаотично, как попало. Невозможно было на 0,25-0,35 га посеять то, что хотелось бы и при этом следовать всем научным требованиям. Кроме всего этого, до сегодняшнего дня землю в горах Дагестана, и в окрестностях селения Чох, в частности, обрабатываются вручную: дедовским плугом и волами, а также тяпкой. Земледелие в селении Чох и сегодня остается отсталым, технически плохо оснащённым, незнакомым с основами агрономической науки, маломощным и непроизводительным, не обеспечивающим основных потребностей населения в земледельческих продуктах и в то же время поглощающим огромное количество сил и энергии горцев.
К сожалению, и в наши дни высокогорное земледелие остаётся очень отсталым. Причина не только в малоземелье, но и в оторванности от европейской культуры; в отсутствии рынка, который должен был бы регулировать сельскохозяйственное производство. Огородничество никогда не имело развития в Дагестане. Да и техническое оснащение земледелия остаётся на самом древнем уровне – плуг и тяпка. Живя в начале 21-го века, обрабатывать землю плугом и волами, полоть тяпкой, согласитесь, диковато. Но с другой стороны, с экологической, - я нахожу в этом способе обрабатывания земли одни плюсы: и без того бедные сланцевые почвы, расположенные на террасах с полупустынной растительностью, затруднены для обработки трактором. Да и дороги с одного поля на другое отсутствуют.
В окрестностях селения Чох в 80-х годах прошлого столетия к большинству полей и сенокосных лугов были подведены дороги усилиями организации “Дагэнерго”, проводившей высоковольтную электроэнергию “Гуниб – Согратль”.
В годы перестройки, 90-ые – 2000-ые, земледелие в окрестностях селения ещё больше пришло в упадок. Сейчас около 75-80% пахотных земель вообще не обрабатываются. Главной причиной, как я думаю, является человеческий фактор: молодёжь покидает селения – нет работы. Старики не могут выполнить изнурительный тяжёлый труд. Механизации – никакой. Очень жаль, что знаменитое во всём Дагестане селение приходит в страшный упадок. Неправильно, что человек, живущий на Земле, перестаёт её обрабатывать, в конце – концов, трогать Землю руками. Мне кажется, что теряется не только связь времён, но и связь поколений людей. А это, признайтесь, страшно.
Почвенный покров окрестностей селения Чох – разнообразен: здесь и сухие горные степи, и полупустыни со светлыми каштановыми почвами. В местности Куриб – Гамсутль – горно-лесные почвы. А в местности МагIарда – горные черноземы.
За те 30 лет, которые я прожила в селении Чох, я пыталась вырастить почти всё, что растёт у меня на родине – в Краснодарском крае, в Адыгее. Сейчас у меня 0,20 га – прекрасного огорода, где растёт почти всё. Но основными культурами всё-таки в Чохе остаются: картофель, кукуруза, фасоль.
Кукуруза – зерновое растение семейства мятликовых. Имеет значение как кормовая, пищевая и техническая. В селении Чох кукурузу выращивали для получения муки и крупы, а также летом использовали в пищу зеленые сочные початки. Кукуруза – теплолюбивое растение, поэтому его в окрестностях селения сеют в начале мая, когда температура воздуха становится 8-12 градусов Цельсии.
Июнь месяц обычно жаркий, 20-23 градусов Цельсии – это подходит для выхода метёлки. Но ночные холода в горах не дают возможности нормально развиваться теплолюбивой кукурузе обычных высокоурожайных сортов. Здесь выращивают сорт – “высокогорная Дагестанская”, полученная дагестанскими селекционерами. Это низкорослое растение с тонким стеблем, с мелкими початками, на которых плотно усажены мелкие зёрна. Растение обладает повышенной засухоустойчивостью, экономно расходует влагу.
Кукуруза – влаголюбивое растение. Загущение посевов приводит к снижению урожая.
Глубина посева семян – 6-8 см. В течение вегетации 2-3 междурядные обработки – прополка. Уборка в фазе полной спелости.
Фасоль – зернобобовое растение, которое в Дагестане возделывается как продовольственная, кормовая и декоративная культура. Семена фасоли содержат до 30% белка, а также витамины и минеральные соли. В листьях фасоли содержится лимонная кислота.
Фасоль – однолетнее растение, которое имеет кустовые, полувьющиеся, вьющиеся формы. У кустовых форм стебель неполегающий, высотой до 50 см. Листья тройчатые. Соцветие – 2-3-цветковая кисть. Плод – боб. Семена средней величины или крупные. Масса 1000 шт. – 200 – 480г.
Фасоль – южное тепло- и светолюбивое растение короткого дня. Семена прорастают при температуре – 10 градусов Цельсии. При температуре равной -1 градусов Цельсии – всходы погибают. Поэтому, здесь в горах, фасоль сеют последних весенних заморозков, т.е. после 5-10-го мая. По сравнению с другими бобовыми, фасоль более требовательна к почвам. Лучшими для неё почвами являются черноземные и суглинистые плодородные земли, богатые известью.
Фасоль обыкновенная – это тот вид фасоли, который выращивается в окрестностях селения Чох. Иногда, по краю поля сеют фасоль многоцветковую в декоративных целях. Сегодня чаще сеют и используют в пищу сорт скоростной фасоли “Золотистая” (маш).
Список использованной литературы
- И.М. Ващенко, В.Г. Лошаков, Б.А. Ягодин, В.Е. Долгодворов, К.П. Ланге, М.П. Меркулов. “Основы сельского хозяйства”. Москва-Просвещение-1987г.
- М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова “Учебно-опытная работа на пришкольном участке”. Москва-Просвещение-1980г.
- М.М. Эльдаров “География Дагестана” учебник для 7-8 кл. Махачкала – Дагучпедгиз- 1985г.
Ведения полевого опыта:
“Выявление эффективности совместного выращивания фасоли и кукурузы в условиях высокогорного селения Чох Гунибского района”.
Полевой опыт №1
Учебно-опытный пришкольный участок – Чохская СШ Гунибского р-на
Тема: Выявление эффективности выращивания кукурузы и фасоли в условиях высокогорья.
- Руководитель – учитель биологии Айшалова Ханий Ахмедовна.
- Цели и задачи опыта – здесь в горах всегда сеяли кукурузу и фасоль вместе на одной площади. Совместно с учащимися 9-10-х классов мы решили установить: насколько эффективно подобное выращивание кукурузы и фасоли, тем более что уборка этих культур затруднена
- Год закладки – 1998-й год
- Место проведения – ОУ при Чохской СШ.
- Схема опыта.
I. Весной в марте готовим опытные делянки
а) вскапываем
б) вносим удобрения.
До середины мая готовим посевной материал: отобранныекрупные зёрна кукурузы и бобы фасоли.
II. 19 мая – посев опытных делянок
III. Наблюдение за всходом и развитием растений.
В течение всего лета, несмотря на то, что я была в отпуску, а дети – на каникулах, мы приходили на участок, чтобы проводить все необходимые для опытов работы.
Виды работ | сроки | ответств-й | примечание | |||
1 | Приготовление грядок | до 15. 05. | учит. биолог. учит. труда |
выполнено | ||
2 | Посадка грядок | до 20. 05. | учит. биолог. 10 класс |
выполнено | ||
3 | Внесение удобрений | до 1. 06. | учит. труда 9 кл. |
выполнено | ||
4 | Проведение наблюдений за опытными растениями |
июль- август |
учит. биолог. 9-10 классы |
выполнено | ||
5 | Прополка опытных грядок | июнь- июль | учит. биолог. 9-10 классы |
выполнено | ||
6 | Сбор урожая | сентябрь | учит. биолог. 9-10 классы |
выполнено | ||
7 | Лабораторный анализ результатов опытов |
октябрь- ноябрь |
учит. биолог. 9-10 классы |
выполнено |
Учащиеся так добросовестно выполняли все работы, что я пожалела о том, что не организовала повторности опытов. Тогда и все результаты были бы наиболее приближены к истине.
А дальше мы проводим тщательные наблюдения за растениями с занесением результатов в соответствующие таблицы.
Делянка №1 | Делянка № 2 | Делянка №3 | |||||
|
|
|
Дневник фенологических наблюдений
Мероприятия и виды работ |
Делянка№1 кукуруза |
Делянка№2 | Делянка№3 фасоль |
||
кукуруза | фасоль | ||||
1 | Обработка почвы а) вскопка б) рыхление |
7. 05 14. 05 |
7. 05 14. 05 |
7. 05 14. 05 |
7. 05 14. 05 |
2 | Посев | 19. 05 | 19. 05 | 19. 05 | 19. 05 |
3 | Появ-е всходов | 2.06.- 5 см | 2.06.- 4 см | 2.06.- 3 см | 4.06.- 3 см |
4 | Появл-е 1-го листа | 8.06.- 7 см. | 8.06.- 7см | 8.06.- 7 см | 10.06.- 4 см |
5 | Появл-е 2-го листа | 17.06.-25см | 17.06.-17см | 17.06.-8 см | 16.06.-10см |
6 | Взрослое растение | 1.07-70 см | 1.07.- 57см | 1.07.-25 см | 3.07.-42см |
7 | Цветение | 15.07.-120см | 17.07.-75см | - | 5.07.-45см |
8 | Опыление | 20-25.07. | 28-30.07. | - | - |
9 | Формирование плодов |
08 | 08 | 08 | 08 |
10 | Сбор урожая | 4-10.09. | 4-10.09. | 4-10.09. | 4-10.09. |
11 | Лабораторное исследование | 09.10. | 09.10. | 09.10. | 09.10. |
Методика основных исследований
I.Наблюдение за всходами, развитием и созреванием растений.
Любая научная работа требует от руководителя дотошности, аккуратности, последовательности и конечно, честности по отношению к своей работе. Несомненно, что должны быть твердые знания об объекте исследования.
В маленькой сельской школе, где всего неполная сотня учащихся, организовать многократную повторность опытов в течении нескольких лет подряд – не удается. Поэтому и приходится проводить мини-опыты, когда опытные и контрольные грядки в единственном экземпляре. Но наблюдения и измерения учимся проводить тщательно и аккуратно.
II. Учет сравнительной характеристики развития растений на опытных делянках.
Схема наблюдений за опытными делянками показала, что и кукуруза и фасоль при отдельном выращивании растут более быстрыми темпами, и в конечном результате становятся более высокими растениями. Окончательно преимущества можно установить только при тщательном анализе урожая.
Анализ результатов опытов
Когда мы закладывали опыты, я думала, что самое трудное будет измерения и взвешивания, а так же подсчет урожая. На самом деле, оказалось, что это самая увлекательная и интересная часть нашей исследовательской работы. Взрослые так аккуратно, как дети, всю эту черновую работу не смогли бы сделать. Детский азарт и энтузиазм захватывал меня всю. Поэтому анализ результатов мы провели на одном дыхании.
В основном эту часть работы выполнили учащиеся средних классов. Но прежде уборку урожая провели старшеклассники. Учащиеся 10-11-го классов собрали весь урожай и аккуратно сложили в отдельные ящики, вложив в них ярлычки с номерами грядок.
К сортам кукурузы и фасоли мы особо не придирались. Да и климат в горах в 1997 году оказался довольно засушливым. И опыт у нас был первым. Мне самой важно было привить детям простейшие навыки исследовательской работы. Каждое растение после всходов получило ярлычок с номером опыта и со свом собственным номером.
Первая аналитическая таблица, которую мы составили, может быть названа:
Сравнительная характеристика морфологических признаков опытных растений
Грядка №1 кукуруза- Высота стебля(м) |
Грядка №2 | Грядка №3 фасоль кол-вобобов шт. |
||
кукуруза высота стебля(м) |
фасоль высота стебля(м) |
|||
1 | 1,48 | 1,10 | 6 | 5 |
2 | 1,40 | 0,90 | 7 | 2 |
3 | 1,75 | 1,50 | 7 | 8 |
4 | 1,20 | 0,80 | 7 | 8 |
5 | 1,37 | 1,10 | 6 | 7 |
6 | 1,00 | 1,13 | 7 | 5 |
7 | 1,00 | 1,05 | 6 | 4 |
8 | 1,50 | 1,32 | 7 | 3 |
9 | 1,50 | 0,35 | 7 | 7 |
10 | 1,35 | 0,90 | 10 | 4 |
11 | 2,15 | 1,10 | 7 | 4 |
12 | 1,50 | 0,55 | 10 | 5 |
13 | 1,85 | 1,10 | 10 | 6 |
14 | 2,10 | 1,31 | 10 | 4 |
15 | 1,50 | 0,91 | 8 | 2 |
16 | 1,20 | 0,65 | 2 | 5 |
17 | 1,20 | 1,05 | 7 | 4 |
18 | 1,33 | 1,71 | 5 | 8 |
19 | 1,57 | 0,70 | 6 | 4 |
20 | 1,80 | 1,15 | 4 | 5 |
21 | 1,75 | 0,67 | ||
22 | 1,55 | 1,00 | ||
23 | 1,20 | 1,10 | ||
24 | 1,20 | 1,20 | ||
25 | 1,20 | 1,00 | ||
средняя высота 1,47 |
средняя высота 1,14 |
среднее кол-во бобов 7 |
среднее кол-во бобов 5 |
|
По результатам данного анализа делаем соответствующие выводы:
- Конечная высота отдельнорастущих растений кукурузы на 33 см.
- Количество бобов на одном растении фасоли отдельнорастущей меньше на 2 боба, чем на фасоли, растущей вместе с кукурузой.
- Фасоль, растущая вместе с кукурузой, получая объект для обвития, дает больший урожай.
превосходит высоту растений кукурузы, растущих вместе с фасолью.
Сделав эти предварительные выводы, мы решили пойти дальше: расширить исследовательский характер нашей работы. А это значит, мы попробуем провести более глубокие аналитические измерения урожая наших опытных делянок.
Для этого, мы несколько урожаев подряд измеряли плоды, подсчитывали зёрна и тщательно записывали все результаты в таблицы. Единственное, чего мы не сделали – это то, не провели взвешивания. В следующих опытах это надо учесть.
Результаты исследования урожая отдельно по грядкам
Анализ початков кукурузы
Грядка №1 | Грядка №2 | |||
длина початка (см) |
количество зерён (шт) |
длина початка (см) |
количество зёрен (шт) |
|
1 | 8,5 | 195 | 9,5 | 122 |
2 | 8,0 | 110 | 11,5 | 85 |
3 | 8,5 | 159 | 13,5 | 165 |
4 | 9,5 | 130 | 9,0 | 130 |
5 | 6,3 | 100 | 8,0 | 16 |
6 | 8,5 | 147 | 11,0 | 128 |
7 | 9,0 | 151 | 14,0 | 133 |
8 | 8,5 | 132 | 9,5 | 140 |
9 | 5,0 | 240 | 8,0 | 105 |
10 | 10,2 | 162 | 3,5 | 14 |
11 | 6,5 | нет зёрен | 11,0 | - |
12 | 10,3 | 73 | 10,5 | - |
13 | 8,4 | 140 | 6,0 | - |
14 | 9,0 | 180 | 8,0 | 80 |
15 | 7,2 | 140 | 8,2 | 133 |
16 | 8,5 | 137 | 5,5 | 28 |
средняя длина початков 8,5 см |
среднее кол-во зёрен 137 шт |
средняя длина початков 8,2 см |
среднее кол-во зёрен 80 шт |
Измерения початков, а также подсчет зерен проводили учащиеся 7-8 классов. Это очень ответственный возраст детей, тем более, если чувствуют, что им поручено серьёзное задание. С моими детьми так и случилось.
Анализ початков кукурузы показал следующее:
а) при самостоятельном выращивании кукурузы, длина початков больше на 0,3 см., чем при совместном с фасолью выращивании.
б) что касается количества зёрен на початке, то мы наблюдали явное преимущество отдельного выращивания. На початках при отдельном выращивании кукурузы оказалось на 57 зёрен больше, чем при совместном с фасолью выращивании
Не думаю, что предки не могли додуматься проверить подобные факты на простейших опытах. Просто у крестьянина земли было мало. А хотелось вырастить все, что могло расти в горах. И тогда на одном поле оказывались не совместимые культуры. Например, картофель и тыква: все почвенное пространство покрывалось тыквенными листьями, которые практически закрывали свет картофелю. В итоге вырастал мелкий картофель, и буйствовала по полю разросшаяся тыква.
А на поле с кукурузой могло расти что угодно, даже лук.
Анализ бобов фасоли
Грядка №2 | Грядка №3 | |||
длина бобов (см) |
количество семян (шт) |
длина бобов (см) |
количество семян (шт) |
|
1 | 9,0 | 4 | 7,5 | 4 |
2 | 9,0 | 6 | 8,8 | 4 |
3 | 8,5 | 4 | 5,5 | 2 |
4 | 10,0 | 6 | 10,2 | 5 |
5 | 9,0 | 5 | 10,3 | 4 |
6 | 11,0 | 6 | 8,1 | 1 |
7 | 9,8 | 4 | 8,8 | 3 |
8 | 10,0 | 5 | 9,8 | 3 |
9 | 10,0 | 6 | 8,4 | 3 |
10 | 10,0 | 4 | 7,3 | 3 |
11 | 6,0 | 2 | 7,4 | 4 |
12 | 12,5 | 6 | 9,3 | 6 |
13 | 9,5 | 4 | 7,8 | 1 |
14 | 9,5 | 5 | 9,3 | 4 |
15 | 9,5 | 4 | 9,2 | 5 |
16 | 8,5 | 4 | 7,6 | 2 |
17 | 12,0 | 5 | 8,5 | 4 |
18 | 10,0 | 4 | 8,1 | 2 |
19 | 9,1 | 3 | 9,2 | 4 |
20 | 9,0 | 2 | 7,6 | 4 |
21 | 8.8 | 5 | 8.4 | 3 |
22 | 12.0 | 4 | 7.7 | 2 |
23 | 12.4 | 6 | 9.5 | 5 |
24 | 9.4 | 5 | 7.3 | 3 |
25 | 11.0 | 5 | 6.9 | 3 |
Средняя длина бобов 9,8см |
количество зёрен 5шт |
Средняя длина бобов 8,7см |
количество зёрен 3шт |
Эти подсчеты весело и задорно выполнили учащиеся 9-го класса.
По анализу бобов фасоли мы с ребятами делаем следующие выводы:
- Средняя длина бобов отдельно растущей фасоли не превосходит на 1,1см длину бобов фасоли, растущей вместе с кукурузой, т. е отдельно растущая фасоль дает бобы на 1,1см короче, фасоли, растущей с кукурузой.
- При отдельном выращивании кукурузы и фасоли, количество зёрен в бобах отдельно растущей фасоли на 2 зерна меньше, чем совместно произрастающие.
По ходу работы мне и детям было интересно, чем закончатся наши исследования. Наши предки ничего и никогда не делали зазря. А значит, совместное выращивание кукурузы и фасоли чем-то оправдывалось.
Оказалось все банально просто: баночка фасоли стоила в два раза дороже баночки кукурузы. Поэтому, махнув рукой на трудности уборки фасоли, растущей с кукурузой, наши предки собирали высокий урожай фасоли. Они знали точно, что фасолевый суп на мясном бульоне сильно будет выручать в долгие зимние холода.
В конце своего маленького научного труда мы составили сводные таблицы итоговых значений анализируемых объектов: кукурузы и фасоли.
Итоговая таблица по кукурузе
Показатели | Грядка № 1 | Грядка № 2 |
Средняя высота стебля кукурузы |
1,47м | 1,14м |
Средняя длина початков кукурузы |
8,5см | 8,2см |
Среднее количество зёрен на одном початке | 137 зёрен |
80 зёрен |
Итоговый вывод опыта: эффективность выращивания кукурузы увеличивается при его самостоятельном возделывании, а не в присутствии фасоли, как это практикуется в селении Чох.
Итоговая таблица по фасоли
Показатели | Грядка № 2 | Грядка № 3 |
Среднее количество бобов на одном растении |
7 бобов | 5 бобов |
Средняя длина одного боба |
9,8см | 8,7 |
Количество семян в одном бобе |
5 семян | 3 семени |
Итоговый вывод опыта: эффективность выращивания и урожайность фасоли увеличиваются в присутствии кукурузы.
В проведении данной научной работы принимали участие учащиеся нашей школы:
уч-ся 10кл.
- Серкилова Индира
- Хаджикова Патимат
- Саидова Людмила
уч-ся 9кл.
- Алиева Алжанат
- Махаева Аида
- Сиркилов Марат
- Саидова Наида
- Саидова Луиза
- Гарунова Марин
а также учащиеся 8-го и 9-го класса
Рекомендации для производства:
- Кукурузу в горах выращивать отдельно от фасоли.
- На фасолевом поле желательно посеять редко кукурузу.