Цель: Научить детей выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, пришивать пуговицы.
Задачи:
- Познакомить детей с традициями русского праздника “Починки”.
- Прививать интерес у воспитанников к ручным работам по ремонту одежды.
- Развивать у детей глазомер, моторику рук.
- Воспитывать аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие.
Оборудование:
- образцы различных видов пуговиц,
- иглы,
- нитки,
- лоскутки,
- русский народный календарь,
- инструкционная карта выполнения аппликации.
Оформление помещения в виде русской избы.
Ход занятия
На завалинках, в светёлках
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Воспитатель: Ребята, как вы, наверное, уже догадались, что сегодня занятие у нас с вами непростое. Я пригласила вас к себе в светлицу на – посиделки. Знаете, ли вы, какому празднику они посвящены?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте обратимся за помощью к нашему народному календарю. Посвящены наши посиделки (читать из календаря) - “Празднику будничного женского труда – починкам”.Как, вы, думаете, что означает слово “почин”
(ответы детей)
Воспитатель: И сегодня на посиделках мы с вами познакомимся с традициями этого праздника , младшие девочки научатся пришивать пуговицы, а старшие научатся чинить одежду с помощью - аппликации.
Воспитатель: Давным-давно, в старину, когда зимние вечера становились длинными и тёмными, люди собирались в какую-нибудь избу на посиделки, чтоб себя показать, да на людей посмотреть. В праздничные дни на посиделках отдыхали, все приходили нарядные, звучали песни, шутки, прибаутки, устраивали пляски. В будние дни на посиделках женщинами и девушками выполнялось очень много работы. Они приходили на посиделки рукодельничать; пряли, вязали, вышивали (работа с выставкой), а 15 января все женщины и девушки занимались почином одежды. С малых лет девочки умели пуговицу пришить, “латочку” поставить. На таких посиделках бывало, что женщины присматривали будущих невест для своих сыновей.
Девочки, вы, наверное, слышали такое выражение: “Дать вещи вторую жизнь”, как вы его понимаете?
(ответы детей)
Если одежда немного износилась, где-то появилась небольшая дырочка или на вещи появилось пятно, которое не отстирывается или вещь немного прожгли утюгом, то настоящая хозяйка никогда такую вещь не выкинет, а починит).
И мне хотелось, чтобы вы тоже стали настоящими хозяйками и умели дать вещи вторую жизнь.
Послушайте очень внимательно последовательность выполнения аппликации т.к эту работу предстоит вам выполнить самостоятельно.
Инструкционная карта - порядок выполнения аппликации.
- Сделать эскиз на бумаге в натуральную величину.
- Эскиз перевести на ткань, вырезать деталь.
- Наложить деталь на ткань, приколоть её иглами.
- Приметать к основной ткани швом “вперёд иголку” мелкими стежками, на расстоянии 2-3 мм от края, нитками мулине или катушечными в тон ткани.
- Детали пришивают петельным швом, гладьевыми стежками или тамбурным швом.
Технология пришивания пуговиц.
1. Вдев нитку в иголку, сделайте на нитке узелок. Цвет ниток подбирайте или в цвет ткани или в цвет пуговицы.
2. Определите место пришивания пуговицы.
3. Затем воткните иголку в то место, где нужна пуговица, вытяните нитку. Еще раз воткните иголку в ткань и еще раз вытяните нитку.
4. Теперь наденьте пуговицу одним отверстием на нитку, через другое отверстие проденьте иглу и проколите материю насквозь там, где и будет пришита пуговица.
Пришивая пуговицу, не затягивайте стежка.
Пуговицу надо держать пальцами левой руки так, чтобы между пуговицей и тканью оставалось небольшое расстояние.
Достаточно сделать 5-6 стежков в каждую пару дырочек, и пуговица будет пришита очень крепко.
5. Затем нитку закрепите на изнанке и отрежьте.
Если у пуговицы четыре отверстия, ее пришивают четырьмя способами. Как, вы, думаете какими?
(ответы детей)
Прежде чем приступить к практической части, нам, необходимо повторить правила техники безопасности при работе с иглой.
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками, ни в коем случае не брать иглы в рот.
3. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
4. Не работать слишком длинной иглой.
Правила безопасной работы с ножницами.
1. Ножницы хранить в определенном месте.
2. Класть ножницы сомкнутыми острыми концами от себя.
З. Передавать ножницы друг другу ручками вперед.
Воспитатель: Вы, внимательно прослушали последовательность выполнения аппликации и последовательность пришивания пуговицы, а теперь попробуйте выполнить эту работу самостоятельно.
- У вас есть инструкционные карты, которыми вы, можете воспользоваться при работе.
Пришивание пуговицы по образцу.
Выполнение аппликации на ткани по образцу.
(оказание помощи воспитателя детям по мере необходимости)
(во время работы воспитатель рассказывает детям об обычаях праздника “Починки”)
Воспитатель: Был такой обычай, что когда ставили заплатку на какой-либо вещи, то под неё копеечку заветную ложили, потом заштопывали крепко накрепко. Когда наставал чёрный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати: выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! (во время работы детьми исполняется русская народная песня).
Подведение итога работы у девочек.
Воспитатель вместе с детьми анализирует каждую выполненную работу девочек.
Воспитатель: Молодцы, девочки, вы хорошо справились с работой. Из вас получаться настоящие рукодельницы и хозяйки!
Как ,вы, думаете, что может сделать волшебная игла?
(ответы детей)
Да, с помощью иглы можно зашить разорвавшийся шов, заштопать дыру, пришить пуговицу. Не перечислить всего, что может сделать твоя игла... Но лишь в умелых руках.
После того как с починкой одежды было закончено, полагалось обязательно отведать пироги с чаем.
(Воспитатель приглашает детей к столу)
Начинка у пирогов должна быть - картофельной, но один пирожок был с грибной начинкой.
Той девушке, которой попадался пирожок с грибной начинкой, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством.
Расскажу ещё одно поверье, которое бытовало в то время: если кто-то из женщин 15 января никому из близких ничего не зашил, не починил весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было, во что бы то ни стало.
Ребята, с каким русским праздником вы сегодня познакомились?
(ответы детей)
Какие традиции существовали в этот день?
(ответы детей)
Давайте попробуем вспомнить последовательность выполнения аппликации.
(ответы детей)
Не выбрасывайте вещи из-за небольших прорех, дырок. Своими умелыми руками отремонтируйте изделие, и оно вам прослужит еще очень долго.
Вот и закончились наши посиделки. Если вам понравилось у нас, милости просим в следующий раз.
Список используемой литературы:
1. Рожнова, П.К. Русский народный календарь. – М. Принт – 2001.