Целью урока является введение понятия «уравнение», составление алгоритма решения уравнения, развитие творческих способностей детей при составлении уравнений, логического мышления, при решении уравнений путём соотношения «целого» и «час гей», воспитание любви к предмету, сотворчества, взаимовыручки учащихся.
Форма проведения урока – введение новых знаний.
Оснащение урока: демонстрационное наборное полотно и индивидуальные пеналы с геометрическими фигурами, набор цифр, карточки с уравнениями, портрет Мистера X, учебник «Математика 1» под редакцией Л.Г. Петерсон, часть 3, урок 11.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Ребята, вы любите тайны и секреты? Сегодня на уроке нам предстоит научиться раскрывать что-то тайное и неизвестное. Вы готовы? Вам интересно? Что ж мы отправляемся в царство Математики совершать новые открытия.
2. Чистописание
1) 90, 91, 92.
Какую закономерность заметили? Как надо продолжить?
– Десятки не изменились – 9, а единицы увеличиваются на 1.
– Идет счет чисел по порядку.
Найдите разность цифр десятка и единиц (9 – 0 = , 9 – 1 = , 9 – 2 = ...).
2) Продолжите узор (Рисунок 1)
Рисунок 1
– Сколько крестиков в узоре? Сколько кружков? Чего больше и на сколько?
3. Актуализация знаний
На партах у детей лежат пеналы с геометрическими фигурами. У учитея демонстрационный набор этих фигур.
– Положите три круга. Что нужно добавить, чтобы получилось три круга и два квадрата?
(Добавить к трем кругам ещё два квадрата)
– Запишем это в виде примера (Рисунок 2):
Рисунок 2
– Что у нас неизвестно? (Часть.)
– Как найти часть? (Мы еще не знаем. А может кто-то уже и скажет.)
– Посмотрите на левую часть выражения, затем на правую. Из чего они состоят?
– Какой знак стоит между частями (=), значит левая и правая часть должны быть равны.
– Что же мы делаем, чтобы части были равны? (Надо уравнять.)
4. Постановка учебной задачи
Вывешиваю уравнение:
3 + Х = 5
– Что вас так заинтересовало? (У нас не было такого значка, мы такое не решали.)
– А хотели бы познакомиться? (Прием «яркое пятно».)
– В математике все самое секретное и неизвестное отмечают X. (Показываю табличку с X). Его именуют «Мистер X» (вывешиваю его портрет). (Рисунок 3)
Везде где он появляется, там тайна, которую надо раскрыть. Он добр и справедлив, помогает уравнять части любого равенства.
– Вы догадались, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? (Мы будем решать что-то новое с X.)
Рисунок 3
5. Открытие детьми новых знаний
– Давайте откроем учебник и узнаем как это «новое», которое мы будем решать называется (это уравнения).
– А как вы думаете, почему так назвали? (Уравнивают две части.)
– Посмотрите, а что появилось в уравнении? («Мистер X»).
– Попробуем его найти, решив уравнение № 1 а), б), в). (Дети комментируют из чего состоят части, что известно, где неизвестное, ищут путем подбора.)
– Что мы ищем? (Неизвестную часть.)
– Как мы ее находим? (Пробуем из целого закрыть часть, постепенно доходим до мысли, что чтобы найти, часть, надо из целого вычесть другую часть.)
№ 2 – проверяем наше предположение. Читаем правило.
6. Физкультурная минутка. Выполнение упражнений под музыку песни «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
7. Первичное закрепление.
№ 3 – Учимся решать уравнения, применяя правило. Обращаем внимание на запись.
– Видишь, здесь два места, в которых X слева от знака равенства в одиночестве, а всего строк – 3. Нижняя часть – корень уравнения. (Рисунок 4)
(Дети решают уравнения с фигурами, затем с буквами).
Рисунок 4
№ 4 а) – переходим на решение уравнений с числами. «Мистер Икс на рынке»
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
– Посмотрите уравнения № 4 б), в) и решите одно – из них самостоятельно. После самостоятельного решения идет проверка по образцу на доске. Дети сопоставляют свое решение с правильным и исправляют ошибки. Это этап самооценки, пот тому за верное решение ребята ставят себе плюс, а за неверное – минус.
8. Итог.
– Чему мы учились на уроке?
– С чем познакомились?
– Как решать уравнение? Как найти часть?
– Какое задание понравилось больше?
– Хотите ли ещё встретиться с Мистером X?
Далее можно выполнить задание на закрепление изученного ранее материала.
9. Домашнее задание.
– Придумайте и оформите на отдельных листах уравнение с неизвестным «Мистером Икс», на обратной стороне листа – решите это уравнение. (На следующем уроке математики учитель предлагает детям обменяться листками с уравнением и решить его. Своё решение они проверяют по готовому решению на данном листе.)