Урок математики в 1-м классе по УМК "Школа-2100" "Уравнение. Встреча с Мистером Х"

Разделы: Начальная школа


Целью урока является введение понятия «уравнение», составление алгоритма решения уравнения, развитие творческих способностей детей при составлении уравнений, логического мышления, при решении уравнений путём соотношения «целого» и «час гей», воспитание любви к предмету, сотворчества, взаимовыручки учащихся.

Форма проведения урока – введение новых знаний.

Оснащение урока: демонстрационное наборное полотно и индивидуальные пеналы с геометрическими фигурами, набор цифр, карточки с уравнениями, портрет Мистера X, учебник «Математика 1»  под редакцией Л.Г. Петерсон, часть 3, урок 11.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Ребята, вы любите тайны и секреты? Сегодня на уроке нам предстоит научиться раскрывать что-то тайное и неизвестное. Вы готовы? Вам интересно? Что ж мы отправляемся в царство Математики совершать новые открытия.

2. Чистописание

1) 90, 91, 92.

Какую закономерность заметили? Как надо продолжить?

– Десятки не изменились – 9, а единицы увеличиваются на 1.

– Идет счет чисел по порядку.

Найдите разность цифр десятка и единиц (9 – 0 = , 9 – 1 = , 9 – 2 =  ...).

2) Продолжите узор (Рисунок 1)


Рисунок 1

– Сколько крестиков в узоре? Сколько кружков? Чего больше и на сколько?

3. Актуализация знаний

На партах у детей лежат пеналы с геометрическими фигурами. У учитея демонстрационный набор этих фигур.

– Положите три круга. Что нужно добавить, чтобы получилось три круга и два квадрата?

(Добавить к трем кругам ещё два квадрата)

– Запишем это в виде примера (Рисунок 2):


Рисунок 2

– Что у нас неизвестно? (Часть.)

– Как найти часть? (Мы еще не знаем. А может кто-то уже и скажет.)

– Посмотрите на левую часть выражения, затем на правую. Из чего они состоят?

– Какой знак стоит между частями (=), значит левая и правая часть должны быть равны.

– Что же мы делаем, чтобы части были равны? (Надо уравнять.)

4. Постановка учебной задачи

Вывешиваю уравнение:

3 + Х = 5

– Что вас так заинтересовало? (У нас не было такого значка, мы такое не решали.)

– А хотели бы познакомиться? (Прием «яркое пятно».)

– В математике все самое секретное и неизвестное отмечают X. (Показываю табличку с X). Его именуют «Мистер X» (вывешиваю его портрет). (Рисунок 3)

Везде где он появляется, там тайна, которую надо раскрыть. Он добр и справедлив, помогает уравнять части любого равенства.

– Вы догадались, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? (Мы будем решать что-то новое с X.)


Рисунок 3

5. Открытие детьми новых знаний

– Давайте откроем учебник и узнаем как это «новое», которое мы будем решать называется (это уравнения).

– А как вы думаете, почему так назвали? (Уравнивают две части.)

– Посмотрите, а что появилось в уравнении? («Мистер X»).

– Попробуем его найти, решив уравнение № 1 а), б), в). (Дети комментируют из чего состоят части, что известно, где неизвестное, ищут путем подбора.)

– Что мы ищем? (Неизвестную часть.)

– Как мы ее находим? (Пробуем из целого закрыть часть, постепенно доходим до мысли, что чтобы найти, часть, надо из целого вычесть другую часть.)

№ 2 – проверяем наше предположение. Читаем правило.

6. Физкультурная минутка. Выполнение упражнений под музыку песни «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

7. Первичное закрепление.

№ 3 – Учимся решать уравнения, применяя правило. Обращаем внимание на запись.

– Видишь, здесь два места, в которых X слева от знака равенства в одиночестве, а всего строк – 3. Нижняя часть – корень уравнения. (Рисунок 4)

(Дети решают уравнения с фигурами, затем с буквами).


Рисунок 4

№ 4 а) – переходим на решение уравнений с числами. «Мистер Икс на рынке»

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

– Посмотрите уравнения № 4 б), в) и решите одно – из них самостоятельно. После самостоятельного решения идет проверка по образцу на доске. Дети сопоставляют свое решение с правильным и исправляют ошибки. Это этап самооценки, пот тому за верное решение ребята ставят себе плюс, а за неверное – минус.

8. Итог.

– Чему мы учились на уроке?

– С чем познакомились?

– Как решать уравнение? Как найти часть?

– Какое задание понравилось больше?

– Хотите ли ещё встретиться с Мистером X?

Далее можно выполнить задание на закрепление изученного ранее материала.

9. Домашнее задание.

– Придумайте и оформите на отдельных листах уравнение с неизвестным «Мистером Икс», на обратной стороне листа – решите это уравнение. (На следующем уроке математики учитель предлагает детям обменяться листками с уравнением и решить его. Своё решение они проверяют по готовому решению на данном листе.)