Занятие по истории в 3-м классе. Круглый стол "История семьи в истории страны. Мое общество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Привлечь внимание учащихся к значимости каждой семьи в истории страны.
  2. Дать представление о понятиях “круг общения”, “общественная группа”.
  3. Систематизировать знания по истории семьи, познакомить с методикой составления родословий.
  4. Подвести итоги исследовательской работы в группах.
  5. Формировать навыки работы в команде, умение сотрудничать, развивать речевую культуру.

Оборудование:

  • словари русского языка,
  • альбомы “Моя родословная”,
  • анкета,
  • семейные фотографии,
  • детские рисунки,
  • диаграмма “Круги общения”,
  • тематические презентации,
  • мультимедийное оборудование.

Уроку предшествовал подготовительный этап, в ходе которого учащиеся разделились на 5 групп.

1 - 3 группы работали с информационными материалами.

4 – 5 группы (творческие) писали сочинения, рисовали рисунки.

Классная комната оборудована в форме “круглого стола”, выставка рисунков, стенд с фотографиями.

Ход урока.

1.Приветствие творческих групп.

Представляются группы учеников, которые исследовали материалы на тему “Русские фамилии”, писали заметки на тему “Моя семья”, рисовали рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.

2. Актуализация знаний.

Ведущий. Заседание круглого стола на тему “История семьи в истории страны. Моё общество” разрешите считать открытым. Предлагаю встречу начать с разминки.

Диалог ведущего с присутствующими.

- Что такое общение?

- Что такое общество?

- В какой стране мы живём?

- Что значит быть гражданином?

- Назовите роли одного и того же человека, например, ученика нашего класса в разных ситуациях (дома, в классе, на городском празднике и т.д.)

Ведущий. Предлагаю рассмотреть диаграмму “Круги общения” и назвать круги общения ученика Илюши.

- Что является центром огромного круга общения, такого как человечество, природа?

- Попробуйте объяснить такие понятия, как “круг общения”, “общественная группа”.

-Какой круг общения находится внутри кругов “соотечественники”, “земляки”?

Вывод. Семья. Общество для человека начинается с семьи.

Ведущий. Цель нашей встречи, выяснить значение каждой семьи в жизни города, России, выяснить роль фамилии в истории семьи.

3. Выступление 1 группы “Что такое семья?”

Семья. Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Сообщение результатов Анкеты “С кем я живу?”.

Анкета “С кем я живу?”

1. Фамилия, имя ученика  
2. Возраст, класс  
3. Родители: Возраст мамы

Возраст папы

4. Есть брат или сестра? Количество
5. Кто ещё живёт в вашем доме (квартире)? Возраст
  а) бабушка

дедушка

 
  б) тётя, дядя  
  в) другие родственники  

Вывод. Исчезают семьи из трёх поколений. Количество детей в семьях уменьшилось до одного, двух.

4. Презентация 2 группы “Откуда пришла ваша фамилия?”

Каждая семья имеет свою историю, свою фамилию.

Фамилия – слово происходит от латинского familia - семья, семейное имя. Откуда пришла ваша фамилия? Родители затрудняются с ответом на этот вопрос. Помощь нашли в специальных книгах, словарях, откуда добыли сведения. “Слово “фамилия” внедрилось в России после указов Петра I. Раньше называлось прозвищами.

Русские фамилии образовались от имён наших предков, от места жительства, от профессии. Фамилии нам сказали о бедности, тяжелой доле предков, об их характере и отличительных чертах, о том, что в роду были другие народы.

Вывод. Фамилия – говорящее слово, только надо его расшифровать, и оно скажет, кем был твой далекий предок. Через понятие “фамилия” мы обратились к истории русского народа, узнали устаревшие слова, предметы далекой старины.

Ведущий. Возьмите Анкету (этапы родословной). Предложите версию о значении вашей фамилии.

Приложение 1

Ведущий. Вы работали в группах, были вовлечены в круги общения “Друзья”, “Одноклассники”. Поделитесь впечатлениями от совместной работы, какие черты и качества человека вам помогали, благодаря чему работа состоялась?

5.Члены 4 творческой группы читают свои публикации – сочинения “Моя семья – моя гордость”.

Приложение 2.

Ведущий.

- Какие общие интересы связывают вашу семью с другими старооскольцами?

- Определите значение труда членов семьи для других жителей города.

- Какие выводы мы можем сделать?

Вывод. Мы рассматривали круги общения “Земляки”, “Соотечественники”. Эти понятия складываются из сотен и тысяч обычных семей, без которых не может жить и работать Старый Оскол или другой город нашей Родины, России.

Круг общения “Земляки”, “Соотечественники”.

6. Презентация 3 группы “Когда на Руси появились фамилии?”

Приложение 3.

У разных общественных групп фамилии появляются в разное время. Первыми получают фамилии князья, представители знати в XIV-XV вв. Затем торговые и служилые люди в XVII – XIX вв., третьими – русское духовенство (XIX в). Последними обрели официальные фамилии – крестьяне и рабочие в конце XIX в., и даже в 30-х г. XX в. после всеобщей паспортизации.

Вывод. У современного русского человека есть имя, отчество, фамилия, которые ему дают родители, и этим надо гордиться!

7.Творческая группа № 5, художников, “защищает” свои рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.

8. Итог заседания.

Ведущий. Подведём итоги “Круглого стола”.

- В каком круге общения зарождается общество?

- За что мы должны благодарить своих родителей, дедушек и бабушек, предков?

- Какие русские традиции семейной жизни утрачены и требуют возрождения?

Выводы. Нужно с уважением и благодарностью относиться ко всем нашим родственникам. Они дали начало фамильному роду, они защищали Россию в тяжёлые времена.

Наши старшие поколения трудятся ради будущего своих детей.

История семьи – бесценное богатство, которое необходимо хранить.

Нужно возрождать многодетные семьи, семьи из трёх и более поколений.

Ведущий. Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, доброта, нежность в отношениях друг с другом – вот залог гармонии в семье, в обществе.

Ученик.

В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один - единственный вопрос,
Зачем родился я и рос?