Цели:
- Привлечь внимание учащихся к значимости каждой семьи в истории страны.
- Дать представление о понятиях “круг общения”, “общественная группа”.
- Систематизировать знания по истории семьи, познакомить с методикой составления родословий.
- Подвести итоги исследовательской работы в группах.
- Формировать навыки работы в команде, умение сотрудничать, развивать речевую культуру.
Оборудование:
- словари русского языка,
- альбомы “Моя родословная”,
- анкета,
- семейные фотографии,
- детские рисунки,
- диаграмма “Круги общения”,
- тематические презентации,
- мультимедийное оборудование.
Уроку предшествовал подготовительный этап, в ходе которого учащиеся разделились на 5 групп.
1 - 3 группы работали с информационными материалами.
4 – 5 группы (творческие) писали сочинения, рисовали рисунки.
Классная комната оборудована в форме “круглого стола”, выставка рисунков, стенд с фотографиями.
Ход урока.
1.Приветствие творческих групп.
Представляются группы учеников, которые исследовали материалы на тему “Русские фамилии”, писали заметки на тему “Моя семья”, рисовали рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.
2. Актуализация знаний.
Ведущий. Заседание круглого стола на тему “История семьи в истории страны. Моё общество” разрешите считать открытым. Предлагаю встречу начать с разминки.
Диалог ведущего с присутствующими.
- Что такое общение?
- Что такое общество?
- В какой стране мы живём?
- Что значит быть гражданином?
- Назовите роли одного и того же человека, например, ученика нашего класса в разных ситуациях (дома, в классе, на городском празднике и т.д.)
Ведущий. Предлагаю рассмотреть диаграмму “Круги общения” и назвать круги общения ученика Илюши.
- Что является центром огромного круга общения, такого как человечество, природа?
- Попробуйте объяснить такие понятия, как “круг общения”, “общественная группа”.
-Какой круг общения находится внутри кругов “соотечественники”, “земляки”?
Вывод. Семья. Общество для человека начинается с семьи.
Ведущий. Цель нашей встречи, выяснить значение каждой семьи в жизни города, России, выяснить роль фамилии в истории семьи.
3. Выступление 1 группы “Что такое семья?”
Семья. Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).
Сообщение результатов Анкеты “С кем я живу?”.
Анкета “С кем я живу?”
1. | Фамилия, имя ученика | |
2. | Возраст, класс | |
3. | Родители: | Возраст мамы Возраст папы |
4. | Есть брат или сестра? | Количество |
5. | Кто ещё живёт в вашем доме (квартире)? | Возраст |
а) бабушка дедушка |
||
б) тётя, дядя | ||
в) другие родственники |
Вывод. Исчезают семьи из трёх поколений. Количество детей в семьях уменьшилось до одного, двух.
4. Презентация 2 группы “Откуда пришла ваша фамилия?”
Каждая семья имеет свою историю, свою фамилию.
Фамилия – слово происходит от латинского familia - семья, семейное имя. Откуда пришла ваша фамилия? Родители затрудняются с ответом на этот вопрос. Помощь нашли в специальных книгах, словарях, откуда добыли сведения. “Слово “фамилия” внедрилось в России после указов Петра I. Раньше называлось прозвищами.
Русские фамилии образовались от имён наших предков, от места жительства, от профессии. Фамилии нам сказали о бедности, тяжелой доле предков, об их характере и отличительных чертах, о том, что в роду были другие народы.
Вывод. Фамилия – говорящее слово, только надо его расшифровать, и оно скажет, кем был твой далекий предок. Через понятие “фамилия” мы обратились к истории русского народа, узнали устаревшие слова, предметы далекой старины.
Ведущий. Возьмите Анкету (этапы родословной). Предложите версию о значении вашей фамилии.
Ведущий. Вы работали в группах, были вовлечены в круги общения “Друзья”, “Одноклассники”. Поделитесь впечатлениями от совместной работы, какие черты и качества человека вам помогали, благодаря чему работа состоялась?
5.Члены 4 творческой группы читают свои публикации – сочинения “Моя семья – моя гордость”.
Ведущий.
- Какие общие интересы связывают вашу семью с другими старооскольцами?
- Определите значение труда членов семьи для других жителей города.
- Какие выводы мы можем сделать?
Вывод. Мы рассматривали круги общения “Земляки”, “Соотечественники”. Эти понятия складываются из сотен и тысяч обычных семей, без которых не может жить и работать Старый Оскол или другой город нашей Родины, России.
Круг общения “Земляки”, “Соотечественники”.
6. Презентация 3 группы “Когда на Руси появились фамилии?”
У разных общественных групп фамилии появляются в разное время. Первыми получают фамилии князья, представители знати в XIV-XV вв. Затем торговые и служилые люди в XVII – XIX вв., третьими – русское духовенство (XIX в). Последними обрели официальные фамилии – крестьяне и рабочие в конце XIX в., и даже в 30-х г. XX в. после всеобщей паспортизации.
Вывод. У современного русского человека есть имя, отчество, фамилия, которые ему дают родители, и этим надо гордиться!
7.Творческая группа № 5, художников, “защищает” свои рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.
8. Итог заседания.
Ведущий. Подведём итоги “Круглого стола”.
- В каком круге общения зарождается общество?
- За что мы должны благодарить своих родителей, дедушек и бабушек, предков?
- Какие русские традиции семейной жизни утрачены и требуют возрождения?
Выводы. Нужно с уважением и благодарностью относиться ко всем нашим родственникам. Они дали начало фамильному роду, они защищали Россию в тяжёлые времена.
Наши старшие поколения трудятся ради будущего своих детей.
История семьи – бесценное богатство, которое необходимо хранить.
Нужно возрождать многодетные семьи, семьи из трёх и более поколений.
Ведущий. Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, доброта, нежность в отношениях друг с другом – вот залог гармонии в семье, в обществе.
Ученик.
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один - единственный вопрос,
Зачем родился я и рос?