Урок-путешествие в 7-м классе "В царстве треугольников"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательная – повторить и закрепить изученный материал по теме “Треугольники. Задачи на построение” и тем самым подготовиться к контрольной работе №2;
  • воспитательная – воспитание интереса к своему предмету, чувства ответственности за свои поступки, используя коллективную, индивидуальную работу класса, добиваться аккуратной и правильной записи чертежей в тетрадях и на доске;
  • развивающая – развивать математическое мышление, которое характеризуется лаконичностью формулировок и законченностью мыслей, умением использовать теоретические знания в ходе решения задач.

Тип урока:

  • урок повторения и обобщения с дидактической игрой “Будущий архитектор”.

Оборудование:

  • таблицы “Построение биссектрисы угла” и “Шифр”,
  • тесты, тексты “Сказка- вопрос” и “Будущий архитектор”,
  • денежная единица (триангл),
  • разноцветные “сигнальные” карточки готового ответа.

План урока:

  1. Организационный момент, инициализация урока (2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (15 мин).
  3. Практическая работа (15 мин).
  4. Домашнее задание (3 мин).
  5. Итоги урока (2 мин).
  6. Рефлексия (3 мин).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель (приветствует учащихся): Сегодня мы с вами продолжим путешествие по большой планете Математика, остановимся на материке Геометрия и посетим царство Треугольников. В царстве Треугольников существует своя денежная единица “триангл”, который каждый из вас может заработать за правильный ответ. Накопив 7 трианглов, вы можете заработать оценку “отлично”, накопив 5 трианглов – оценку “хорошо” и если вы заработаете за урок 3 триангла, то ваша оценка за урок “удовлетворительно”. В этом путешествии нам пригодятся знания, которые мы получили за время изучения геометрии.

2. Актуализация знаний.

И сейчас мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые помогут нам в чужом государстве. При въезде в любую страну необходимо показать свой паспорт. В качестве паспорта мы предоставим ответы на тест. У вас на столе лежат тесты. На одной половине теста вопросы, на другой – ответы. Внизу записано “Шифр” и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ваша задача из правой половины теста выбрать правильный ответ, посмотреть на номер ответа и записать напротив номера задания. Время на выполнения теста 5 минут.

Тест.

Вопросы

  1. Треугольник, у которого все стороны равны, называется
  2. Сколько существует признаков равенства треугольников?
  3. В двух треугольниках равны по стороне и по двум углам. Всегда ли равны эти треугольники?
  4. Геометрическая фигура, состоящая из множества точек Плоскости, равноудаленных от данной точки, называется…
  5. В двух треугольниках равны по две стороне и угол между ними. Равны ли эти треугольники?
  6. Луч, делящий угол пополам, называется…

Шифр: 1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- .

Ответы.

  1. биссектриса
  2. да
  3. нет
  4. равносторонний.
  5. окружность
  6. круг
  7. медиана
  8. три
  9. два
  10. равнобедренный

Шифр: 1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- .

-Учитель (прошло 5 минут): А теперь взяли в руки карандаши и проверим правильность выполнения теста и получим свои первые трианглы.

Вывешивается шифр и шкала оценивания.

Шифр:

  • 1- 4;
  • 2- 8;
  • 3- 3;
  • 4- 5;
  • 5- 2;
  • 6- 1.

Шкала оценивания:

  • все верно – 5 трианглов;
  • 1-2 ошибки – 4 триангла;
  • 3 ошибки – 3триангла;
  • 4 ошибки – 2 триангла.

Быстро все проверяется, и даются трианглы.

- А сейчас к доске идут 2 ученика и готовят ответы на вопросы.

Первый ученик назовет треугольники, равные треугольнику АВС (рисунок 1), и укажет признак, по которому они равны.

Второй ученик по готовому чертежу объясняет, как построить биссектрису угла.

Пока ребята готовят ответы, мы с вами поработаем устно. У вас на столе лежат “сигнальные” карточки готового ответа. Поднимите ту карточку, которая даст ответ на вопрос. Приложение 1.

1.Из изображенных треугольников только три равны (рисунок 2).

 

2. По какому признаку равны эти треугольники?

3.На обратной стороне карточки записана шарада:

Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь “Я рад”,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово ус.
А целое на ум должно прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.

Что это?

4. В переводе с латинского “радиус” означает “спица колеса”. Дайте современное определение радиуса.

-Оказывается в древности термина “радиус” не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет.

- А теперь проверим ребят у доски.

(идет проверка у доски)

-Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас вы немного отдохнете и послушаете сказку-вопрос. (Текст у каждого на столе)

Сказка-вопрос.

Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: “Давайте все отправимся в царство треугольников. Кто первым придет, то и будет королем”. Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого все углы острые”. Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы:

  • Кто стал королем?
  • Кто был основным соперником?
  • Кто первым вышел из соревнования?
  • Какими замечательными свойствами обладает равносторонний треугольник? (вспомнить свойства, касающиеся биссектрисы, медианы и высоты равностороннего треугольника)

3. Практическая работа “Будущий архитектор”

- С главой царства треугольников мы познакомились. Однако в гости принять приходить не с пустыми руками. И наша задача преподнести подарок. В качестве подарка я предлагаю создать план городской администрации, выполнив самостоятельно практическую работу “Будущий архитектор”.

Будущий архитектор.

Задача 1. В центре листа постройте равносторонний треугольник АВС со стороной 8 см. Проведите в нем биссектрисы, медианы, высоты, используя циркуль. Обозначьте точку их пересечения буквой О. Постройте окружность с центром в точке О и радиусом ОВ (это – центр города, точка О - здание городской администрации).

Задача 2. Разделите с помощью циркуля и линейки стороны треугольника АВС на 4 равные части. Через каждую точку деления проведите с помощью угольника лучи, перпендикулярные сторонам треугольника (это дороги).

Задача 3. Разместите на полученном чертеже основные городские объекты (школы, больницы, магазины и т.д.).

(Учащиеся выполняют практическую работу 15 минут. Учитель сразу видит результат выполнения работы и оценивает каждого трианглом)

4. Домашнее задание.

- Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения, по вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о стране Треугольников или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.

Учитель может показать изображения различных видов рисунков, созданных из треугольников или же прочитать сказку о треугольниках.

5. Итоги урока.

  • - Итак, давайте подведем итог нашего путешествия по стране Треугольников.
  • - Что мы с вами вспомнили на сегодняшнем уроке?
  • - Что нового узнали?
  • - Как наш урок может быть связан с реальной жизнью?

Далее учитель выставляет оценки за урок по набранным трианглам.

6. Рефлексия.

  • - Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • -Что вас больше всего заинтересовало, удивило?

Литература.

1. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2006.

2. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы / Авт.- сост. О. В. Бощенко.- Волгоград: Учитель, 2005.

3. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.- сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Геометрия. Тетрадь с печатной основой. 7 класс - Саратов: Издательство “Лицей”, 1997.

5. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 7-й класс. – Саратов: “Лицей”, 2000.

6. Рязановский А.Р., Фролова О.В. Геометрия. 7-9 кл.: дидактические материалы.- М.: 1999.

7. Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л. С. Атанасяна и др. “Геометрия. 7-9 классы” / авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2006.